0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

12 стульев концовка

12 стульев концовка

Пробы на роль Остапа Бендера в «12 стульях» Гайдая поистине стали легендарными. На знаковую роль пробовались, пожалуй, все лучшие советские артисты того времени. Среди 23 кандидатов были Владимир Басов, Владимир Высоцкий, Алексей Баталов, Олег Борисов, Валентин Гафт, Евгений Евстигнеев, Андрей Миронов, Спартак Мишулин, Михаил Ширвиндт, Михаил Козаков, Николай Рыбников, Николай Губенко и другие.

Гайдай стремился отыскать другого Бендера, который во всем бы отличался от Сергея Юрского. Вот что режиссер говорил позднее, уже после выхода картины: «Часто сравнивают нашу картину с «Золотым теленком» Швейцера, спорят, какая из двух лучше. Ерунда: несопоставимые же вещи! Разные фильмы! И у Ильфа и Петрова в разных романах Остап разный. В «Стульях» — пройдоха, сердцеед, жулик, хотя и чтит Уголовный кодекс. В «Теленке» он гораздо умнее и тоньше, там уже целая философия «от Остапа» появилась. И того и другого Остапа найти ужасно трудно. «Моего», может быть, труднее — именно потому, что он ближе к «комической», дальше от философии. Пробовались десятки актеров. Я искал в каждом то, что артист еще нигде не раскрыл. И даже самому ему неизвестно было, что раскрывать. Видел, как богаты их таланты. Владимир Высоцкий — как он замечательно пел у нас на кинопробе! Алексей Баталов был очень своеобразным Остапом — совершенно по-новому его увидел. Фрунзик Мкртчян с блеском сыграл свою сцену. Правда, по-армянски. Это был отличный армянский Бендер. Но, увы, не «мой».

Режиссер очень хорошо понимал, что Бендера нельзя сыграть, им нужно быть. Среди кандидатов ближе всех к желаемой роли подошел Александр Белявский, но, по словам актера, у него возникли разногласия с киноначальством: чиновники не хотели видеть его жуликом и авантюристом, ведь актер был известен преимущественно по ролям героическим, сугубо положительным. Да и актерской химии между ним и Сергеем Филипповым, уже утвержденным на роль Кисы, на площадке не возникало.

Гайдай был в восторге от Владимира Высоцкого и его интерпретации образа Бендера. Артист уже получил главную роль, однако в первый же день не явился на съемки. По некоторым данным, он сильно запил, но существуют сведения и о том, что Высоцкий в 1970 году являлся нежеланным гостем на «Мосфильме» и что он, заранее понимая, что сыграть Остапа ему не удастся, посоветовал Гайдаю обратить внимание на Арчила Гомиашвили. Во всяком случае, быстро стало ясно, что придется вновь искать замену.

Сменив несколько Бендеров, Гайдай уже начал подозревать, что все дело в плохих приметах, и постепенно становился суеверным. Об этом, например, вспоминал Юрий Никулин:

«Больше всего Гайдай не любит, когда кто-нибудь свистит на съемочной площадке. «Кто это свистит? Прекратите! — гремит его голос. — Это опять Никулин свистит?!» Гайдай человек не суеверный, но традицию разбивать «на счастье» тарелку в первый день съемок он выполняет свято. На съемках «12 стульев» ассистент режиссера, которому поручили бить тарелку, ухитрился так бросить ее на асфальтовый пол павильона, что она не разбилась. Как же его ругал Гайдай! А спустя две недели, когда пришлось менять актера на роль Остапа Бендера и все переснимать сначала, Гайдай сказал: «Это все из-за тарелки».

В конце концов, режиссер предпочел всем суперзвездам советского кино малоизвестного театрального артиста Арчила Гомиашвили. Гайдай увидел его в спектакле Юрия Любимова «Похождения Остапа Бендера», основанном на «Золотом теленке». В нем Гомиашвили играл сразу все роли, включая женские. Спектакль был популярным, актер объездил с ним весь СССР. «Я и есть Бендер», — заявил Гомиашвили на пробах Гайдаю. Эта наглость и внутренний дух авантюризма сразили режиссера, он понял, что перед ним тот самый артист, которого он искал.

Действительно, в Гомиашвили были черты настоящего Великого Комбинатора. За плечами у него было уголовное прошлое, в юности ему приходилось отбывать срок за хулиганство. А позднее, уже в 1990-х, он стал успешным предпринимателем, прекрасно чувствовал себя в новом времени и, кажется, никогда не расставался с образом этакого плута. На пробах Гомиашвили всех приятно поразил, лишь один вопрос возникал у начальства: почему Остап оказался у Гайдая грузином? «Великий Комбинатор, как известно, был сыном турецкоподданного. А почему его мама не могла быть грузинкой?» — метко заметил Гайдай. Кроме того, грузинский национальный колорит как будто ярче подчеркивал пламенный характер персонажа.

Однако на площадке Гайдай и Гомиашвили не слишком ладили, и, по свидетельству Нины Гребешковой, режиссер считал его слишком манерным. Не было в его голосе строгости и лаконичности, как считал режиссер. Поэтому было решено переозвучить актера, притом Гайдай первоначально собирался сделать это с помощью целых шести разных голосов. Но остановился только на двух: Юрии Саранцеве и Валерии Золотухине, который исполнил только песни. Сам же Гомиашвили отвергал мысль о том, что Гайдаю не пришелся по душе его собственный голос. По словам актера, в момент озвучки фильма он тяжело заболел и режиссеру необходимо было отыскать кого-то, кто мог быть подарить голос Остапу. Во всяком случае, больше они вместе не работали никогда.

Бендер — Гомиашвили действительно отличался от куда более интеллигентного Юрского. Он куда более груб, резок, он не испытывает угрызений совести. Его Бендер — артист, ищущий свою публику. Никакие стулья с драгоценностями ему, по факту, не нужны, ему нужно действие, острая ситуация. В нем чувствуется страстное желание жить, притом прожить жизнь побыстрее, потому что непонятно, что будет дальше. «Мы чужие на этом празднике жизни» — с каким упоением звучат эти строки из уст Бендера — Гомиашвили. Его радует и увлекает быть маргиналом, одиночкой. В этом он чувствует свою личную свободу.

Отличается он и от Бендера в исполнении Андрея Миронова в постановке Марка Захарова. Тот, наоборот, играет страдающего от одиночества, непонятого плута, который не находит себе места «на фоне стальных кораблей». Это герой-романтик, а не герой действия, как Бендер — Гомиашвили. И Гайдай как раз экранизацию Захарова очень не любил. Режиссер видел кинематограф искусством динамики, жеста, а избыточная театральность «12 стульев» с Мироновым ему казалась искусственной и почти невыносимой.

Чтобы удержать высокий темп повествования, Гайдай решил каждый, даже совсем незначительный эпизод фильма отдать большим артистам. Так, Эраст Гарин, Рина Зеленая, Владимир Этуш и Георгий Вицин в «12 стульях» на экране пробудут считаные минуты. Тем самым режиссер стремился к тому, чтобы каждая сцена обладала своей харизмой, не отпускала зрителя. И это ему удалось.

Читайте так же:
Почистить стулья из ткани от пятна в домашних

Наиболее сложно далась роль Михаилу Пуговкину, который сыграл в «12 стульях» отца Федора. Дело в том, что он вырос в очень набожной семье. И перед тем, как приступить к работе, Пуговкин спросил у своей матери благословение — актер боялся обидеть ее этой ролью. Однако Наталья Михайловна, не задумываясь, успокоила сына: «Играй своего отца Федора. Ты ведь не над Богом посмеешься, а над жадным попом».

Образ отца Федора в фильме Гайдая получился из всех наиболее экспрессивным, Пуговкин во время особо активного уничтожения стульев перед камерой даже схватил радикулит. С вороватым священником связаны и характерные для Гайдая сцены фантасмагорий — в частности, сумасшествие батюшки, видения, в которых является ему царица Тамара (ее сыграла Нина Гребешкова). Духовные метания персонажа показаны иронично: когда на морском берегу он ломает стулья один за другим в поисках сокровищ, узнается сцена с Андреем Мироновым, идущим по воде в «Бриллиантовой руке». В «12 стульях» Гайдай с тем же остроумием показывает истинную «веру» прохвостов и плутов — любимых его персонажей.

Роль мадам Грицацуевой стала первой большой ролью для Натальи Крачковской, которая до этого не имела возможности проявить вполне свой артистический талант на экране. В «12 стульев» она главный женский персонаж, страдающая по Бендеру вдова, мечтающая о великой любви. Хотя образ Грицацуевой на пробах примеряли на себя Галина Волчек и Нонна Мордюкова, Гайдай избрал Крачковскую за ее гротескную внешность. Актриса была буквально создана для его фильмов и в дальнейшем с ними же и стала в первую очередь ассоциироваться.

«Скоро только кошки родятся»:

Съемки «12 стульев» стартовали 29 апреля 1970 года. Сперва было решено отснять павильонные сцены, чтобы затем перейти к натурным съемкам. Уже 23 мая группа отправилась в Рыбинск, который сыграл роль вымышленного Старгорода, где родился Ипполит Матвеевич. В июне место действия перенеслось в село Работки Горьковской области, которое стало Васюками из романа. Летом снимались все московские сцены — в частности, сцена на аукционе. А для съемок последней части экранизации в сентябре съемочная группа отправилась в путешествие по Кавказу, снимали в Батуми, Пятигорске и Дарьяловском ущелье. Там и прошел финальный этап постановки, начался долгий период монтажа, тонировки и озвучки, продлившийся вплоть до декабря.

«Вам памятник нерукотворный поставить надо»:

мир Ильфа и Петрова

Эпоха НЭПа у Гайдая приобретает черты праздника и карнавала. Как отмечал Юрий Богомолов в одной из первых рецензий на фильм, режиссер «декорирует и гримирует 1920-е годы, на экране возникает целая массовка экзотичных вывесок, афиш, объявлений, табличек». «12 стульев» были полны красок, и это как раз очень выгодно отличало картину от черно-белого «Золотого теленка» Швейцера.

К реквизиту и декорациям Гайдай относился очень серьезно. Нина Гребешкова вспоминала, каких усилий стоило отыскать настоящие стулья работы Гамбса, упомянутые в книге Ильфа и Петрова: «Не было их в СССР! Но Леня уперся: „Нужны подлинные“. Помрежи сбились с ног, объезжая квартиры, где в принципе могла быть такая старинная мебель. И только у одной бабушки нашелся „тот самый“ стул. Но бабушка оказалась в духе наших комедий: ни за какие деньги не соглашалась она отдать стул, хотя торг дошел уже до таких сумм, на которые она могла бы купить домик в деревне. Пришлось удовлетвориться тем, что стул был сфотографирован и по его образцу за границей заказан искомый гарнитур».

Однако Гайдай, снимая 1920-е годы и стремясь к максимальной достоверности, все же говорил о современности. Поэтому в его фильме герои зачастую выглядят так, будто заглянули в эпоху НЭПа прямиком из советских 1970-х. Его Бендер носит ковбойку и широкие джинсы, а Эллочка-людоедка (Наталья Воробьева) получилась во всех отношениях советской модницей из нового времени. Есть в ней что-то и от героини Светланы Светличной из «Бриллиантовой руки»; во всяком случае, обе они крайне легкомысленны и любят моду — их комнаты даже чем-то похожи. Кроме того, Эллочка вполне могла бы добавить в свой словесный арсенал слова «Не виноватая я».

Идея Гайдая и его соавтора Бахнова состояла как раз в том, чтобы максимально приблизить персонажей и мир Ильфа и Петрова к современности. Ровно поэтому «12 стульев» получили такой финал — действие внезапно переносится в наши дни, в центр Москвы, где в кинотеатре «Россия» проходит премьера экранизации. Кроме того, комедиографу необходимо было как-то сгладить трагедийный финал. Прыжком во времени режиссер как бы отменяет смерть Бендера — тот остается жить в веках, на афишах московских кинотеатров. Гайдай вообще упивается современностью и поэтому с таким задором рифмует кадры памятников великим писателям — Маяковскому, Гоголю, Пушкину, Ильфу и Петрову — со столичными арбатскими высотками. И тут же возникают персонажи фильма, которые как будто продолжают жить и сегодня — нисколько не изменившись. Прогресс идет, но люди — остаются прежними, это Гайдаю очевидно.

12 стульев концовка

Геннадий Уманский

. Голубой воришка, кто он. ("12 стульев" Ильф и Петров) стул воришка петров

Жанна Зарубина

один из братьев которые содержали предсторелых.забыла как звали персонаж.

Геннадий Уманский

Завхоз 2-го дома Старсобеса был застенчивый ворюга. Все существо его протестовало против краж, но не красть он не мог. Он крал, и ему было стыдно. Крал он постоянно, постоянно стыдился, и поэтому его хорошо бритые щечки всегда горели румянцем смущения, стыдливости, застенчивости и конфуза. Завхоза звали Александром Яковлевичем, а жену его-Александрой Яковлевной. Он называл ее Сашхен, она звала его Альхен. Свет не видывал еще такого голубого воришки, как Александр Яковлевич.

Ассоль Апельсинка.

очаровательный в исполнении О.Табакова голубой воришка Альхен)))

это друг чебурашки ,который прилетел на голубом вертолете

Геннадий Уманский

Завхоз 2-го дома Старсобеса был застенчивый ворюга. Все существо его протестовало против краж, но не красть он не мог. Он крал, и ему было стыдно. Крал он постоянно, постоянно стыдился, и поэтому его хорошо бритые щечки всегда горели румянцем смущения, стыдливости, застенчивости и конфуза. Завхоза звали Александром Яковлевичем, а жену его-Александрой Яковлевной. Он называл ее Сашхен, она звала его Альхен. Свет не видывал еще такого голубого воришки, как Александр Яковлевич.

Вячеслав З

ну этот. фамилию забыл. а еслиб вспомнил,то что?

Елизавета Хотлубей

завхоз 2-го дома старсобеса,он крал и стыдился

Баур Избасаров

который в доме престарелых директором был

Читайте так же:
Невидимый стул своими руками

Геннадий Уманский

+. Завхоз 2-го дома Старсобеса был застенчивый ворюга. Все существо его протестовало против краж, но не красть он не мог. Он крал, и ему было стыдно. Крал он постоянно, постоянно стыдился, и поэтому его хорошо бритые щечки всегда горели румянцем смущения, стыдливости, застенчивости и конфуза. Завхоза звали Александром Яковлевичем, а жену его-Александрой Яковлевной. Он называл ее Сашхен, она звала его Альхен. Свет не видывал еще такого голубого воришки, как Александр Яковлевич.

Elena Provatkin

несчастный человечек.без рода и без имени.

Нина Морясова

Не знаю, не помню ,а интересно кто?

Олег Табаков))))) Директор приюта)))

Татьяна Ересько

Очень интересно возможно Остап

Вы про актера или персонажа??

Геннадий Уманский

Завхоз 2-го дома Старсобеса был застенчивый ворюга. Все существо его протестовало против краж, но не красть он не мог. Он крал, и ему было стыдно. Крал он постоянно, постоянно стыдился, и поэтому его хорошо бритые щечки всегда горели румянцем смущения, стыдливости, застенчивости и конфуза. Завхоза звали Александром Яковлевичем, а жену его-Александрой Яковлевной. Он называл ее Сашхен, она звала его Альхен. Свет не видывал еще такого голубого воришки, как Александр Яковлевич.

Так вы про произведение само.. Кто он я в курсе))

Геннадий Уманский

Директор дома пристарелых.

Генриэтта Назина

Директор дома престарелых

Геннадий Уманский

Завхоз 2-го дома Старсобеса был застенчивый ворюга. Все существо его протестовало против краж, но не красть он не мог. Он крал, и ему было стыдно. Крал он постоянно, постоянно стыдился, и поэтому его хорошо бритые щечки всегда горели румянцем смущения, стыдливости, застенчивости и конфуза. Завхоза звали Александром Яковлевичем, а жену его-Александрой Яковлевной. Он называл ее Сашхен, она звала его Альхен. Свет не видывал еще такого голубого воришки, как Александр Яковлевич.

Лена Таланова

я не в курсе . начальника.

Геннадий Уманский

Да. Завхоз 2-го дома Старсобеса был застенчивый ворюга. Все существо его протестовало против краж, но не красть он не мог. Он крал, и ему было стыдно. Крал он постоянно, постоянно стыдился, и поэтому его хорошо бритые щечки всегда горели румянцем смущения, стыдливости, застенчивости и конфуза. Завхоза звали Александром Яковлевичем, а жену его-Александрой Яковлевной. Он называл ее Сашхен, она звала его Альхен. Свет не видывал еще такого голубого воришки, как Александр Яковлевич.

«Двенадцать стульев», краткое содержание романа (И. А. Ильф, Е. П. Петров)

«Двенадцать стульев», краткое содержание романа (И. А. Ильф, Е. П. Петров)

Уважаемые читатели! Предлагаем познакомиться с кратким содержанием романа И. Ильфа и Е. Петрова «Двенадцать стульев», опубликованного в 1928 году с посвящением В. П. Катаеву. Прочтение полного текста доставит несравненно большее удовольствие.

Главные герои

Ипполит Матвеевич Воробьянинов (Киса) – бывший предводитель дворянства Старгородского уезда, служащий ЗАГСа, недалекий, жадный человек, стремящийся к прежней обеспеченной жизни.

Остап Бендер – Великий комбинатор, авантюрист, выдающий себя за сына турецкоподданного.

Краткое содержание

Часть 1. Старгородский лев

В уездном городе N было огромное количество парикмахерских и похоронных бюро. Казалось, что жители рождаются, чтобы постричься и умереть. На самом деле умирали они очень редко. Вопросами смерти и женитьбы ведал Ипполит Матвеевич Воробьянинов, так как работал в ЗАГСе. Его жена умерла, он жил с тещей Клавдией Ивановной Петуховой.

События, о которых пойдет речь, начались 15 апреля 1927 года. В этот день теща увидела во сне дочь с распущенными волосами. Она решила, что это дурное предзнаменование.

По пути со службы домой Воробьянинов встретил гробовщиков, которые вели себя странно. Объяснение этому нашлось, когда он вошел в дом. Его встретила соседка, которая сообщила, что у Клавдии Ивановны случился сердечный приступ, она только что исповедовалась.

Перед смертью теща призналась, что спрятала в один из стульев гостиного гарнитура свои бриллианты. Гарнитур остался в Старгороде, откуда они вынуждены были спешно уехать после революции.

В этом она призналась и на исповеди отцу Федору. Тот, узнав секрет, летел домой словно на крыльях. Его страстная душа никогда не знала покоя. Священником он стал, чтобы его не призвали на войну. На самом деле он мечтал о собственном свечном заводике.

Воробьянинов сразу после похорон выезжает в родной город. Туда же отправляется и отец Федор. В Старгород на улицу Ленских событий привела судьба молодого человека лет двадцати восьми. Звали его Остап Бендер. Он познакомился с дворником и быстро договорился с ним насчет ночлега.

В эту же дворницкую пожаловал сам барин Ипполит Матвеевич. После недолгих переговоров Бендер уговорил Кису, так звали Воробьянинова в детстве, взять его в долю. Начинается настоящая охота за стульями.

От дворника они узнали, что всю мебель отвезли в жилотдел. Лишь один стул остался у завхоза в бывшем барском доме, где теперь разместился соцобес. Заведующий Альхен устроил в дом всех своих родственников, один из которых продал стул неизвестному. Выясняется, что им был не кто иной, как отец Федор. Партнеры отобрали у соперника стул, но драгоценностей в нем не оказалось.

Бендер со свойственной ему хваткой продолжает поиски. Он отыскивает архивиста Коробейникова. Тот сообщает, что один стул из гарнитура Гамбса отдали инвалиду войны Грицацуеву, десять других передали в мебельный музей. Вслед за Бендером к архивариусу приходит отец Федор, но ему тот сообщает ложные сведения.

Получив два адреса, где возможно находятся бриллианты, Остап стал обдумывать план дальнейших действий. Он решил жениться на мадам Грицацуевой, чтобы в спокойной обстановке обследовать находящийся у нее стул.

Воробьянинов встречает свою давнюю знакомую Елену Станиславовну Боур. Она собирает на ужин бывших господ, которым Бендер представляет Кису как «особу, приближенную к императору». Он призывает присутствующих к созданию тайного общества под названием «Союз меча и орала». На нужды общества собирается пятьсот рублей.

На следующий день Бендер женился. Всю свадьбу Киса просидел на заветном стуле. После ужина компаньоны вскрыли обивку, но драгоценностей не обнаружили. Поиски продолжились в Москве.

Часть 2. В Москве

В столице Остап ведет Кису к своим знакомым в общежитие. Обустроившись, компаньоны отправились в музей мебели. Там они узнают, что гарнитур завтра будет выставлен на аукцион. В музее они встречают Лизу, жену Коли из общежития. Она поссорилась с мужем и приняла ухаживания Воробьянинова. Он везет ее в ресторан, тратит все свои деньги. Наутро Ипполит Матвеевич очнулся в отделении милиции с двенадцатью рублями в кармане.

На аукционе Остап выигрывает торги. Кроме назначенной цены, нужно было заплатить тридцать рублей комиссионный сбор. У них этих денег не было, и стулья продали в розницу. Остап нанимает мальчишек проследить судьбу стульев.

Читайте так же:
Как собрать детский стульчик для кормления пластмассовый

Первый адрес, по которому отправился Остап, находился в Варсонофьевском переулке, где жила Эллочка-людоедка. Жена инженера Щукина отличалась от всех других женщин необыкновенно лаконичным словарным запасом. Ей хватало тридцати слов, чтобы выражать все свои мысли и эмоции. У Эллочки Остап должен был найти два стула, но она накануне разошлась с мужем. Уходя, он забрал один. Оставшийся стул Остап выменял у нее за ситечко для чая. В нем бриллиантов не оказалось.

Щукин временно поселился у приятеля. Остап застал его всего в мыле на лестничной клетке. Бедный инженер принимал душ, когда вода в кране закончилась. Он выскочил на лестницу кликнуть дворника, а дверь захлопнулась. Бендер без труда открыл дверь, в награду он получил габсовский стул. В нем драгоценностей не было.

Воробьянинов в это время пытался добыть очередной предмет мебели по другому адресу. Его попытка закончилась провалом. Пришлось за дело браться Остапу. Изобразив из себя судебного исполнителя, Бендер выносит стул из квартиры юмориста Изнуренкова. Тот долго бежал за исполнителем, но увидев на улице новый «поворот темы», побежал домой записывать, совершенно забыв о стуле. Драгоценности и там не нашлись.

Киса, читая газету, нашел короткую заметку о Бендере. Там писали, что он попал под лошадь. Взяв в руки газету, Остап обнаружил, что это «Станок». Именно там находился еще один стул. Повод для визита в редакцию был найден.

Благодаря этой заметке, мадам Грицацуева обнаружила сбежавшего мужа. В редакции они и встретились. Он сбегает от нее в очередной раз. Мадам заблудилась в коридорах редакции и уехала домой в одиночестве. Остап добрался до стула в кабинете редактора, но и эта попытка не сделала его богатым.

Путь великого комбинатора лежит к стихоплету Никифору Ляпис-Трубецкому. Он проникает к нему в жилище и вспарывает стул. Бриллиантов не нашлось и в этот раз.

Осталось проверить стулья в товарном дворе Октябрьского вокзала и в театре Колумба. Начать следовало с театра, так как они показывают последний спектакль и уезжают на гастроли по Волге. Компаньоны отправляются на представление, чтобы убедиться, что стулья еще там. В начале второго акта их вынесли на сцену. В семь утра друзья вместе с театром на поезде выехали в Нижний Новгород.

Часть 3. Сокровище мадам Петуховой

Остап узнал, что театр отправляется на гастроли по Волге на пароходе «Скрябин». Он будет сопровождать тиражную комиссию, которая на каждой пристани будет производить тираж выигрышного займа. На пароход билеты не продавали, но Бендер нашел способ проникнуть на судно. Он узнал, что в тиражной комиссии заболел художник. Остап выдал себя за художника, а Воробьянинова представил как ассистента. Они успели обследовать только один стул, он оказался пустым. В Васюках их прогоняют с позором, убедившись в их профессиональной непригодности.

Здесь Великий комбинатор представляет себя как гроссмейстера и проводит сеанс одновременной игры в шахматы. Он расписывает перед жителями картину преображения Васюков в шахматную столицу мира. Проиграв все партии, компаньоны бегут из города. На лодке они добрались до Чебоксар. Продав свое транспортное средство за пять рублей, они едут в Сталинград. Там компаньоны дожидаются артистов. Они выясняют, что далее театр следует в Пятигорск. Друзья покупают один билет на двоих и отправляются сначала в Минеральные Воды, а оттуда в Пятигорск.

Монтер Мечников согласился украсть для них стулья за определенную плату. Киса идет просить милостыню, чтобы оплатить услугу монтера. Остап тоже не сидел без дела. Он направился к месту дуэли Лермонтова. Недалеко от этого места был Провал, к которому вела высеченная в скале галерея. Встав у входа, Остап лихо торговал им лично изготовленными билетами. Вечером компаньоны выкупили два стула, третий монтер не смог взять. Сокровищ в них не было.

Отец Федор также колесит по стране. Разыскав на даче под Батумом инженера Брунса, он на коленях молит продать ему стулья. Попадья распродает имущество, высылает деньги мужу. Он покупает мебель, но ничего не обнаруживает.

Театр Колумба уезжает в Тифлис. За ним вслед отправляются и Остап с Кисой. Они добираются до Владикавказа, потом идут пешком в Тифлис. На Военно-Грузинской дороге им встречается отец Федор. Пытаясь скрыться от конкурентов, он забирается на высокую скалу, откуда в состоянии помешательства его снимают пожарные.

В Тифлисе компаньоны встречают одного из членов «Союза меча и орала» и одалживают у него пятьсот рублей на спасение «отца русской демократии». На радостях друзья пропьянствовали целую неделю. Когда на них, наконец, нашло просветление, в газете «Заря Востока» Остап прочитал, что театр Колумба закончил гастроли в Тифлисе и уехал в Ялту. Пришлось продолжать погоню и перебраться на Крымский полуостров.

В Ялте стояла страшная жара, от которой не было спасения. Вечером компаньоны сходили на представление и убедились, что стул на месте. Пробравшись за кулисы, они отыскали его. Только они протянули к нему руки, как он отпрыгнул от них и провалился сквозь пол к великому изумлению друзей. Началось землетрясение. Компаньоны бросились к выходу. У дверей они нашли стул, вскрыли его, но и здесь их ожидало разочарование.

Оставался еще один стул, который был последней надеждой. Компаньоны возвращаются в Старгород. Бендер получил большой заказ на изготовление адресных табличек. Исполнение заказа он возложил на Кису, а сам занялся поисками стула. За время бриллиантовой гонки Ипполит Матвеевич изменился внешне и внутренне. Взгляд сделался дикий, усы торчали, как у пожилого кота. В характере появилась решительность и жесткость. У него появилась паталогическая подозрительность. Он боялся, что Остап присвоит себе все сокровища. Каждый день он проводил в сильнейшей тревоге из-за того, что Остап не вернется. Бендер приходил каждый вечер, но утешительных известий не приносил. Впрочем, это не умаляло его веселости и энтузиазма.

В один из дней Великий комбинатор явился весь мокрый, красный, но в превосходном расположении духа. Он нашел стул в клубе железнодорожников, который только вчера открылся. Они во весь дух помчались на Каланчевскую площадь. Остап показал предводителю дворянства стул, стоящий в комнате шахматного кружка. Бендер выдернул из рам задвижки, подготовившись к ночному вторжению. Компаньоны еще долго бродили по коридорам клуба, любуясь прекрасными залами.

Посидев в пивной, Остап пришел в чрезвычайно веселое расположение духа. Он строил планы, расспрашивал Кису, на что он потратит деньги. Его шутки вывели Воробьянинова из себя. Вдоволь наглумившись над Кисой, Бендер уснул крепким здоровым сном.

Читайте так же:
Стулья разбегаются как тараканы

Вне себя от злости Ипполит Матвеевич вышел на улицу, но тут же твердым шагом вернулся назад. Он вытащил двадцать пять рублей из кармана Бендера и взял плоскогубцы. Воробьянинов обмотал руку полотенцем, взял бритву и вонзил ее в горло Остапа.

Совершив убийство, не испытывая угрызений совести, он вышел на улицу и отправился в клуб. Подойдя к окну, он вскочил на подоконник, толкнул раму и оказался в коридоре. В шахматном кабинете он выдернул из стула гвозди, сдернул обивку, и его глазам открылась пружинное нутро стула. Бриллиантов в стуле не было. Под утро Ипполит Матвеевич тяжело вылез из окна. Разгуливая вдоль стен, он все еще не мог поверить случившемуся.

Неожиданно появившийся сторож рассказал необыкновенную историю клуба. Раньше клуб размещался в ветхом здании. Весной купили стул, на который сторож однажды встал, чтобы вкрутить лампочку. Он оступился и порвал обшивку, а из-под нее посыпались бусы. Сокровища мадам Петуховой пошли на строительство нового клуба.

Прикоснувшись к гранитной облицовке, Ипполит Матвеевич закричал дико, как простреленная навылет волчица.

Конспект внеклассного мероприятия По роману И.Ильфа и Е.Петрова «12 стульев»

Илья Арнольдович Ильф и Евгений Петрович Петров (Катаев) познакомились в 1926 году, когда оба работали в газете «Гудок». Там же трудился и брат Петрова, уже известный в те времена писатель – Валентин Катаев. Именно он предложил сюжет романа «Двенадцать стульев». Предполагалось, что И. А. Ильф и Е.П. Петров напишут произведение, а В.П. Катаев – отредактирует его. Однако роману, по мнению В.П. Катаева, не требовалось никаких изменений, поэтому он отказался от своего соавторства. Произведение было построено на основе фактов, которые авторы получали, работая в газете: письма, заметки, жалобы, исходившие от реальных людей.

Произведение «Двенадцать стульев» закончено в 1927 году (год десятилетнего юбилея советской власти), и уже с января роман начинает выходить в журнале «Тридцать дней».

2. Жанр произведения. Признаки жанра (жанров).

«Двенадцать стульев» принадлежит к жанру романа. Выделяются признаки остросатирического романа, так как все произведение проникнуто яркой сатирой. Можно отметить и признаки фельетонов, и признаки авантюрно-приключенческого романа, так как в основе произведения лежит образ плута. Это же позволяет назвать «Двенадцать стульев» плутовским романом, известным жанром во всей мировой литературе. Выделяются также признаки так называемого романа большой дороги, о чем свидетельствуют эпизоды погони за стульями и другие приключенческие сюжетные линии.

3. Название произведения и его смысл.

Роман «Двенадцать стульев» назван так, потому что в основе сюжета лежат поиски бриллиантов, которые были спрятаны в одном из двенадцати стульев.

4. От чьего лица ведётся повествование? Почему?

Повествование ведется от третьего лица, что позволяет увидеть объективную картину.

5. Тема и идея произведения. Проблематика.

Роман «Двенадцать стульев» можно назвать «энциклопедией» советской жизни 20-х гг. 20 века. Главная идея произведения – показать, что советская власть пришла надолго, что любые попытки вернуться к прошлому выглядят смешно и комично.

Если сужать проблематику, то роман гласит о том, что не нужно бежать за богатствами, потому что это выглядит нелепо и смешно.

6. Сюжет (сюжетные линии) произведения. Конфликт. Ключевые эпизоды.

Действие романа И.А. Ильфа и Е.П. Петрова начинается весной 1927 года, а заканчивается осенью того же года. Год выбран неслучайно, так как 1927 год был кануном десятилетнего юбилея советской власти.

Сюжет произведения довольно прост: двое жуликов гоняются по всей стране, чтобы найти бриллианты, которые были спрятаны в обивку одного из двенадцати стульев. Такая фабула позволила авторам произведения ввести множество персонажей, сатирически высмеять их. Так, на простой сюжет И.А. Ильфу и Е.П. Петрову удалось навесить различные описания судеб многих героев с их индивидуальными характерами и чувствами. В романе изображены жулики всех типов.

7. Система образов произведения.

Система образов романа «Двенадцать стульев» отличается своей многоперсонажностью. Связано это с удачным сюжетом, который позволяет рассмотреть целую галерею образов, в основном – жуликов во всех ипостасях этого слова. Это Полесов, Кислярский, Альхен, Трубецкой, Эллочка – все они простые обыватели, которые преследуют лишь свои корыстные цели.

На фоне таких образов выделяется Бендер. Его авантюры помогают раскрывать личности всех жуликов. Бендер – находчивый человек, который знает психологию человека. Он умеет шутить, что придает произведению легкий характер.

8. Композиция произведения.

Композиция романа «Двенадцать стульев» строится на приключенческих элементах. Произведение будто строится по принципу романа-путешествия, позволяя увидеть разные уголки страны, а также позволяя без проблем переходить в повествовании от одного героя к другому.

Начинается произведение традиционным зачином «В уездном городе N», который отсылает читателей к художественным произведениям прошлого. Уже здесь обнаруживается связь романа с другими произведениями литературы.

9. Художественные средства, приёмы, раскрывающие идею произведения.

Отличительными особенностями романа являются множество ярких персонажей, напряженные сюжетные линии. В произведении наблюдается тесная связь с эпохой.

Язык произведения афористичен, многие высказывания до сих пор остаются на устах населения. Связано это с манерой юмористично обыгрывать ситуации. «Двенадцать стульев» — это роман, который не грубо обличает сатирой, а делает это весело и смешно.

10. Отзыв о произведении.

И.А. Ильф и Е.П. Петров смогли создать гениальное произведение, которое буквально сразу полюбилось многими читателями. Легкость сюжета и юмористичный язык делают роман «Двенадцать стульев» интересным для всех времен.

Понравилось сочинение? А вот еще:

  • Анализ романа Ильфа и Петрова «Золотой телёнок»

Иллюстрация 5.jpg Иллюстрация 4.jpg Иллюстрация 2.jpg Иллюстрация 3.jpg Иллюстрация 1.jpg

«Шутишь, парниша»: как Ильф и Петров усидели на 12 стульях

Нет смысла пересказывать сюжет этой книги, его все знают. Огромное количество остроумных фраз этого романа вошло в наш повседневный обиход. «Мы чужие на этом празднике жизни», «спасение утопающих – дело рук самих утопающих», «знойная женщина, мечта поэта», «ключ от квартиры, где деньги лежат», «шутишь, парниша». Написанный в 1927 году роман о погоне за сокровищами стал культовым в Советском Союзе.

Народный герой

Почему советский народ так сильно любил (и любит!) Остапа Бендера – это большой вопрос. Он ведь плут, мошенник и обманщик. Но он – наш плут. Его авантюрность и талант выходить сухим из воды были очень близки нашему человеку, который тоже всю дорогу вертится в предлагаемых властью обстоятельствах! Бендер – наследник Чичикова и такой же циничный психолог. Но только гораздо артистичнее и обаятельнее. «Мне скучно, бес!» – мог бы воскликнуть Остап Ибрагимович вслед за Фаустом.

Читайте так же:
Деньги вечером стулья

Впрочем, он дурит головы людям вполне неприятным. Хотя некоторых жалко. Киса Воробьянинов все время огребает тумаки и шишки, он – нелепый, старый, ущербный, унылый лузер, он – «некрасивая подружка», оттеняющая красивого, энергичного Бендера. Вместе они – архетипическая пара Дон Кихот и Санчо Панса, только наоборот. Санчо здесь, конечно, Бендер, снисходительно сочувствующий иногда своему дураку Дон Кихоту, обломку старой жизни.

Удивительно, что авторам совсем не жаль было мадам Грицацуеву. А что сделала плохого пылкая вдова, жаждущая любви? Ничего. Но Бендер, пользуясь ее чувствами, тащит у нее стул, дутый браслет и все ее женские надежды. Тут обаяние Бендера явно дает течь. Спасает его то, что в книжке у Ильфа и Петрова вообще нет ни одного положительного женского образа – все какие-то жалкие дурочки. А ведь за одну только Эллочку Щукину сегодняшние адепты «новой этики» записали бы Ильфа и Петрова в сексисты и четвертовали. Как все меняется.

Лучшего Остапа Бендера в кино сыграл

Случайные гении

Великий комбинатор вошел в Старгород в половине двенадцатого с северо-запада, со стороны деревни Чмаровки. Звучит победительно и многообещающе. Примерно так же его отцы-создатели «вошли» в Москву со стороны Одессы. Было это в 1923 году. Только тогда они еще не были знакомы и вообще были не Ильф и Петров, а Иехиел-Лейб бен Арье Файнзильберг и Евгений Петрович Катаев. Один был хмурый и молчаливый, другой – веселый и разговорчивый. Но обоим было по 20 с небольшим, и оба они стали писателями случайно.

Ильф в Одессе успел поработать и телефонистом, и чертежником, и токарем, и бог знает кем еще. Но потом плюнул на всю эту скуку и вступил в кружок поэтов. Евгений Катаев был младшим братом писателя Валентина Катаева и работал в Одесском угрозыске. Там были хорошие пайки и карьерные перспективы. Однажды к нему попало дело бандита Александра Козачинского. Его банда – что-то вроде «Черной кошки» – убивала и грабила склады с поездами. Когда Козачинского поймали, выяснилось, что он и Женя Катаев – друзья детства. Козачинского приговорили к расстрелу, но Евгений добился замены «вышки» на тюремный срок. После этого дела в угрозыске Евгению стало сложно, и он уехал в Москву, поближе к брату.

Ну а Ильф, поэт, к тому же влюбленный, уехал в столицу за деньгами, славой и судьбой. Там он поступил библиотекарем (позже стал литсотрудником) в газету «Гудок», где обреталась вся одесская литературная мафия во главе с вездесущим Валентином Катаевым.

Илья Ильф снимал углы и комнатки, а Евгений поселился у брата, став Петровым с его легкой руки, написав однажды под этим псевдонимом рассказ. Так, собственно, и попался на сочинительскую удочку.

Ильф и Петров познакомились в «Гудке». Как гласит легенда, в момент знакомства Илья Ильф читал в курилке железнодорожный справочник и хохотал. Через 2 месяца после этого знакомства их обоих позвал в гости Валентин Катаев, сказал: «Я буду вашим Дюма-отцом, а вы моими литературными неграми» – и предложил им идею плутовского романа. «Негры» посмотрели друг на друга и согласились. Вообще-то этот роман, сатиру про НЭП, Катаев-старший должен был написать сам, но ему было лень, он хотел скорее в Батуми, а тут парни способные простаивают. Дело пошло быстро. Как уверял Катаев, все персонажи «12 стульев» написаны с натуры. То есть со знакомых и друзей. А сам он фигурирует в образе инженера Брунса из Батуми, который говорит своей жене: «Мусик. Готов гусик?!»

Прототипом Эллочки-людоедки стала сестра первой жены Катаева, бесконечно обсуждавшая моду и шопинг. Отец Федор Востриков – это смешная пародия на Федора Достоевского, которого считали тогда реакционным писателем. Даже письма жене отец Федор подписывал «твой вечный муж Федя», как Достоевский – «твой вечный муж Достоевский». И их газета «Гудок» в романе есть, только названа «Станок».


Илья и Петров // Global Look Press

Прототипы Бендера

Интересно, что в плане романа, которым снабдил Валентин Катаев своих «негров», точно не было одного персонажа – Остапа Бендера. Ильф и Петров его придумали сами. И реальных прототипов у Бендера как минимум два. Один – это Осип Шор, красавец-атлет огромного роста, одесская знаменитость и брачный авантюрист, представлявшийся, когда нужно было, и «гроссмейстером», и «художником», и «подпольщиком». Позже Шор поработал, как и Евгений Катаев (Петров), в Одесском угро и даже в ЧК, но всю жизнь мечтал уехать в Бразилию или Аргентину, носил поэтому капитанскую фуражку и шарф. В 30-х был арестован за какие-то махинации. Было дело, Осип Шор пришел к Ильфу и Петрову и потребовал денег за то, что они с него «лепили» Остапа Бендера, но не тут-то было. Вторым прототипом Бендера был сам Валентин Катаев. Они действительно похожи – в Катаеве был и гедонизм, и авантюрность, и бандитский шик. И к тому же Катаев-старший так же «командовал парадом», как и Бендер, то есть затеял и продвигал книжку и ее двух молодых авторов, как Бендер руководил аферой с поисками бриллиантов в стульях.

В общем, вышло все так круто, что Валентин Катаев, прочитав первую главу, объявил, что «негры» больше не негры, дальше они будут всё писать сами, а ему, когда роман выйдет, подарят золотой портсигар. И вот однажды соавторы пришли к Катаеву и вручили ему увесистый пакетик. В нем был золотой портсигар с бирюзой. Но маленький, женский.

«Эти жмоты поскупились на мужской!» – хохотал Катаев. «Братишка, лопай, что дают», – ответил Петров вполне в духе Бендера, и все трое отправились в «Метрополь» пьянствовать.

Роман стал сенсацией. Ильф наконец получил комнату в коммуналке напротив храма Христа Спасителя, и к нему приехала невеста из Одессы. Петров женился, уведя невесту у Олеши. Роман и его авторы выжили и уцелели в эпоху Сталина, может, потому, что по советской реальности они прошлись как бы не всерьез. Избегая трагизма и сознательно оставаясь где-то там, в аутсайде большой литературы. Интуиция подсказывала, что только так можно избежать политических обвинений.

Материал вышел в издании «Собеседник+» №08-2020 под заголовком «Как Ильф и Петров усидели на 12 стульях».

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector