0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Анализ романа «Обломов» Гончарова

Анализ романа «Обломов» Гончарова

Гончаров Иван Александрович

В романе И.А. Гончарова «Обломов» отразилось состояние русского общества накануне важных социальных и экономических реформ. Борьба с косностью, застоем и душевной ленью отразила готовность людей к переменам. Роман рассмотрел отдельную историю человека на уровне разрушительного общественного явления.

Краткий и полный анализ романа раскрывают замысел автора через художественные средства выразительности.

Годы написания — 1847-1859.
История создания — автор развил сюжет романа из идеи, поданной ему Белинским. Гончарову был близок и знаком тот образ жизни, которым жили его герои. В Обломове и Штольце частично воплотились черты самого писателя.
Жанр — роман, социально-психологический роман.
Направление — реализм.
Основная идея — Жизнь – это труд, поиск смыслов и испытаний, которые закаляют душу и наполняют жизнь. Отказываясь от этого, человек духовно и морально умирает.
Тема — Страх жизни приводит человека к бессмысленному существованию, полному сожалений.
Проблема — «Обломовщина» поглотила немало талантливых и одаренных людей России, что привело к застою. Это и личная трагедия каждого, и широкое общественное явление.
Композиция отличается необычным построением:
I часть (весна) — Обломов словно замер и ждет чего-то, его «оживляет» Штольц (завязка);
II часть (лето) — Обломов «просыпается», чтоб пережить лучшие впечатления своей жизни, его личность расцветает от любви к Ольге (развитие сюжета);
III часть (осень) — герой увядает, столкнувшись с трудностями, любовь становится непосильным испытанием (кульминация);
IV часть (зима) — Обломов смиряется с неумением жить, находит тихое убежище и умирает (развязка).

п.1. Тематика и проблематика

1. Тема: Счастье и смысл человеческой жизни.

Проблема: То, что Обломов воспринимает как счастье и полноту жизни, приводит к разрушительным последствиям. Жизнь без труда, тревог, сложностей отупляет, взывает смерть души.

2. Тема: Обломовщина как застой и сопротивление всему новому.

Проблема: Устаревший уклад жизни Обломовки может быть приятен, но он символизирует людей, так как препятствует росту и развитию.

3. Тема: Место любви в жизни человека.

Проблема: Влюбившись в Ольгу, Обломов делает ее смыслом жизни. Но нельзя помещать смысл своей жизни в другого человека. Штольца же любовь к Ольге поддерживает и питает, а смысл его жизни – в труде, развитии и самосовершенствовании.

п.2. Идея и пафос

Автор показывает, как губительно сказывается на человеке отказ от развития, роста, усилий воли, труда, испытаний. Во многом этому способствует и тот образ жизни, в котором растет Обломов. Его оберегают от всего, не дают самостоятельно делать что-либо, откармливают и балуют, подавляют любознательность и инициативность. Взрослея, Обломов слишком привыкает жить в таком сценарии, поэтому он ничего не умеет и не выдерживает даже простых явлений жизни. Теперь обломовщина проникает в его характер и душу, и человек проживает унылую бесцветную жизнь.

п.3. Основные герои

Илья Ильич Обломов — помещик. Стремится жить в безопасности и праздности. С трудом переносит любые усилия воли, волнения, тревоги и саму жизнь. Но имеет честное сердце, бодрый ум, хорошие способности, нравственный стержень и «голубиную нежность», мягкость характера. Лишь один раз выбирается из сонного состояния – когда влюбляется в Ольгу. Но его любовь не выдерживает испытаний.
После женится на Агафье Пшеницыной, которая возвращает ему атмосферу Обломовки. Умирает от инсульта, прожив незаметную жизнь, полную сожалений.
Андрей Иванович Штольц — друг Обломова, хоть и является его полной противоположностью. Деятельный энергичный человек. Имеет немецкие корни по отцу и русские по матери. Практичный, приспособленный к жизни, и в то же время чувствительный, чуткий человек. Постоянно выручает Обломова, решает его хозяйственные вопросы. Любит Обломова за честность и кристально чистую душу. После смерти друга забирает его сына на воспитание.
Ольга Ильинская — девушка, ставшая сначала возлюбленной Обломова, а после – супругой Штольца. Прекрасно поет, чувствует красоту и искусство, увлекается науками. Девушка с неугасимой жаждой жизни и тягой к знаниям. Удивительное сочетание ума, сердца и характера. Несмотря на более юный возраст, «перерастает» и Обломова, и Штольца. Но ей не удалось исцелить Илью от «обломовщины».
Захар — слуга, служивший Обломову с детства. Ворчливый неуклюжий старик, всегда готовый обругать хозяина, но и готовый пойти на смерть ради него. После смерти барина оказывается нищим.
Агафья Пшеницына — хозяйка квартиры, в которую переселяется Обломов. Молодая вдова чиновника, простая неграмотная женщина. Обладает добрым нравом, мягким характером. Хозяйственная, работяща, неутомимая женщина. Воплощение телесного начала – привлекает Илью Ильича своими внешними данными. Полюбила Обломова и смогла создать ему уют и спокойствие, как в доме, где он вырос. Позже вышла замуж и родила ему сына Андрея. После смерти супруга вспоминает жизнь с Ильей Ильичом как лучшее, что у нее было. Противоположность Ольги. Ее образ также отчасти подчеркивает, что Обломов опустился.
Михей Андреевич Тарантьев — земляк Обломова, часто бывавший у него в гостях. Скандальный человек с подлым характером. Всегда ищет выгоды. Участвует в мошеннических схемах своего кума, чтобы обобрать Обломова.
Матвей Иванович Мухояров — брат Агафьи Пшеницыной. Бесчестный чиновник, из-за которого чуть не разорился Обломов. Предлагает своего управляющего в Обломовку, составляет грабительский контракт на проживание и мошенническое заемное письмо – чтобы выудить больше денег у жильца и сестры.
Анисья — кухарка Обломова, жена Захара. Толковая, работящая женщина, долгое время отвечавшая за хозяйство барина. Подружилась с Агафьей и стала ее правой рукой.

Читайте так же:
Спинка заднего сидения нексия

п.4. Литературные приёмы

1. Психологический портрет, — отражающий не только внешность, но и характер героя.
2. Характеристика персонажа через речь других героев — (Ольга и Штольц часто говорят про Обломова хорошее).
3. Комментарий автора, — объясняющий действия героя или содержащий его мысли.
4. Символические детали — (халат, диван, ветка сирени, мелькающие локти Агафьи, пыль и паутина по углам, книги, пение Ольги и т.д.)
5. Сон Обломова, — показывающий воспитание Ильи и истоки обломовщины, рассказ о жизни героя.

п.5. Конфликт произведения

В романе присутствует любовный конфликт, который не позволяет героям быть вместе. Ольга и Илья Ильич не разделены реальными преградами, но они существуют в сознании Обломова – это его душевная лень, страх перед жизнью.
Настоящий конфликт заключен в характере Обломова, он противопоставляет героя и общество: не найдя высоких идеалов в свете, на службе, в сфере личной жизни, герой отстраняется от неидеального мира. Он не выносит сложностей и несовершенств жизни, поэтому прячется в уютном безопасном пространстве – на диване и в халате. «Обломовщина» ярко отражает суть внутреннего конфликта героя: он понимает, что многое теряет, но ничего не делает, чтобы это изменить, соглашаясь на «жизнь во сне».

Сравнительная характеристика Обломова и Манилова — героев романа И. А. Гончарова «Обломов» и поэмы Н. В. Гоголя «Мёртвые души»

Социальное и семейное положение, возраст

Илья Ильич Обломов и Манилов — дворяне, помещики. Первый — владелец деревни Обломовки и трёхсот крепостных душ, второй — деревни Маниловки, в которой Чичиков насчитал более двухсот изб. Оба помещика раньше служили. Манилов «служил в армии, где считался скромнейшим, деликатнейшим и образованнейшим офицером». После отставки он поселился в своём имении. Обломов же служил в Петербурге, в канцелярии, имел чин коллежского секретаря и выполнял мелкую работу. После отставки он продолжал жить в столице.

Авторы указали, что Обломов — «человек лет тридцати двух–трёх отроду», а Манилов — «ещё вовсе человек не пожилой». Обломов — человек холостой, женится он только в конце романа на Агафье Матвеевне Пшеницыной, доброй, заботливой, хозяйственной вдове с двумя детьми. Родного сына Илья Ильич назвал Андреем в честь своего друга Андрея Штольца.

Манилов женат уже более восьми лет. Его жена Лизанька по характеру очень похожа на мужа: такая же сентиментальная и бесхозяйственная. Своих сыновей Манилов назвал претенциозно: Фемистоклюс и Алкид (первое имя носил древнегреческий полководец, а второе — это имя Геракла, данное ему при рождении).

Оба помещика нашли счастье в семейной жизни: жизнь с заботливой Агафьей Матвеевной напоминает Обломову его благословенную Обломовку, а у сентиментального Манилова полная идиллия с такой же сентиментальной женой.

Портрет: внешность, манера поведения, речевая характеристика

В описании внешности, манер и речи героев поэмы «Мёртвые души» Гоголь выделяет основную, ведущую черту, своего рода стержень образа. Такой деталью-лейтмотивом образа Манилова является сахар. Автор отмечает, что «черты его лица были не лишены приятности, но в эту приятность, казалось, чересчур было передано сахару» (том 1, глава 2). Манилов был голубоглаз, белокур, «улыбался заманчиво». В его манере поведения «было что-то заискивающее расположения и знакомства». Человеку, познакомившемуся с ним, он кажется добрым и приятным, но через несколько минут общения с Маниловым собеседник почувствует «скуку смертную». Автор отмечает, что «от него не дождёшься никакого живого или хоть даже заносчивого слова» (том 1, глава 2).

У Манилова неповторимая манера говорить неопределённо и «сладко» («позвольте вам этого не позволить», «майский день… именины сердца…»).

У Ильи Ильича Обломова тоже приятная внешность, но, в отличие от Манилова, в выражении его лица не было никакой слащавости, а было видно спокойное добродушие. Глаза у Ильи Ильича тёмно-серые, добрые. Мягкость души была видна не только в глазах, но и «в улыбке, в каждом движении головы, руки». Даже когда Обломов был взволнован, движения его были плавные и неторопливые.

В речи Ильи Ильича совершенно отсутствует слащавость и приторность, свойственные речам Манилова. Он изъясняется простым, но грамотным русским языком. С ним любит беседовать его друг Андрей Штольц, человек умный и очень образованный.

Характер

Обломов и Манилов стали именами нарицательными для ленивого, бездеятельного человека, проводящего жизнь в бесплодных мечтаниях и праздных размышлениях.

И тому, и другому герою свойственны такие черты характера как лень, безволие, беспечность, бесхозяйственность. Оба героя слишком доверчивы. Обломов доверяет ехать в Обломовку, чтобы навести там порядок в делах, совершенно незнакомому человеку, которого порекомендовал ему брат хозяйки квартиры, тоже мало ему знакомый. А Манилов, поначалу озадаченный тем, что Чичиков хочет купить у него мёртвые души, совершенно успокоился уверением, что эта сделка будет законна и что государственная «казна получит даже выгоды, ибо получит законные пошлины».

В хозяйственных делах Манилов и Обломов ничего не понимают. В Обломовке всем заправляет староста, а в Маниловке — приказчик. Манилов никогда не ездил на поля, и «хозяйство шло как-то само собою».

Манилов, с точки зрения Гоголя, — это не живая, а мёртвая душа, так как в нём нет ни духовных запросов, ни благородства. Он абсолютно утратил духовные ориентиры. Полная бесчувственность героя видна в кощунственной фразе, которую он произносит, решив не продать, а подарить Чичикову мёртвые души: «…умершие души в некотором роде совершенная дрянь» (том 1, глава 2).

Читайте так же:
Садовая скамейка чем красить

Обломова, несмотря на его лень, апатию, инертность, нельзя назвать мертвой душой. Думается, что неправа Ольга Ильинская, которая, не смогла превратить Обломова в энергичного человека и сказала ему: «…я думала, что оживлю тебя, что ты можешь ещё жить для меня — а ты уж давно умер». Душа Обломова жива, она добра и чиста, и не вина героя, что он предпочитает проводить время в размышлениях и мечтаниях. Илья Ильич не признаёт кипучую жизнь, в которой «вечно пламя, трескотня, жар, шум…» Петербургская светская жизнь, по его мнению, это «вечная беготня взапуски, вечная игра дрянных страстишек» и т. п. Прав он, говоря Андрею Штольцу: «Свет, общество! <…> Всё это мертвецы, спящие люди, хуже меня, эти члены света и общества!» О светских людях, проводящих время за картами, Обломов отзывается так: «Разве это не мертвецы? Разве не спят они всю жизнь сидя? Чем я виноватее их, лёжа у себя дома и не заражая головы тройками и валетами?» (часть 2, глава 4).

Манилов в своём имении живёт счастливо, погружённый в мечты, но иногда приезжает в город и с удовольствием общается с уездными светскими людьми.

Обломов в своих думах и мечтах не только мечтает о счастливой жизни в Обломовке, но и размышляет о судьбе человечества.

Манилов не рассуждает о человечестве и отвлечённых понятиях. Его мечты конкретны, например, мечта о том, чтобы провести от дома подземный ход, но для чего — неизвестно.

Сравнительная характеристика Обломова и Манилова (таблица)

Параметры сравненияОбломовМанилов
ВозрастЕму года 32–33.Человек средних лет.
Происхождение, социальное положениеОба героя — дворяне, помещики, владельцы крепостных крестьян.
Семейное положениеЖенится в конце романа на вдове с двумя детьми Агафье Пшеницыной.Женат более 8 лет, есть 2 сына.
Место проживанияПетербург (живёт там уже 12-й год безвыездно).Родовое имение — деревня Маниловка в 15 верстах от уездного города NN.
ВнешностьГлаза тёмно-серые, добрые, выражение лица спокойное, добродушное, но с отсутствием сосредоточенности.Глаза голубые, «сладкие, как сахар», на лице постоянно слащавое выражение.
Наличие слуг, ведение хозяйстваВ Петербурге ему прислуживает Захар, крепостной из Обломовки.

В Петербурге у него появились приятели: Волков, Судьбинский, Пенкин, Алексеев. Приятельские отношения Обломов поддерживал и со своим земляком, живущим в Петербурге, Михеем Андреевичем Тарантьевым.

Сайт учителя русского языка
и литературы
Масловой Натальи Петровны

♦ Роман появился накануне отмены крепостного права в России.

♦ Главным источником романа послужили наблюдения будущего писателя над действительностью, в частности над жизнью родной семьи и родного города Симбирска: «Мне кажется, — вспоминал он позднее, — у меня, очень зоркого и впечатлительного мальчика, уже тогда при виде всех этих фигур, этого беззаботного житья-бытья, безделья и лежанья, и зародились неясные представления об «обломовщине».

А. Н. Добролюбов в статье «Что такое обломовщина?» назвал роман Гончарова «знамением времени», т. е. весьма злободневным, имеющим важное общественное значение, того самого уклада, который порождает Обломовых.

2. Жанр, сюжет и композиция

♦ «Обломов» — реалистический социально-бытовой и в то же время общественно-психологический роман.

♦ Сюжет романа «Обломов» легко обозначить фразой: изображается помещик-лежебока, привыкший ничего не делать, он оказывается не приспособленным к жизни и бесславно оканчивает ее от апоплексического удара еще сравнительно не старым человеком.

♦ Основное содержание романа заключается в изображении борьбы в Обломове двух чувств: любви к Ольге Ильинской и властного стремления к покою и лени. Последнее побеждает.

♦ Действие основной части романа продолжается около восьми лет и относится к 40-м годам (1843-1851). Содержание же всего романа, если считать предысторию Обломова и эпилог, охватывает огромный период времени — около 37 лет. Это не только история целой жизни героя, но и целая эпоха русской истории.

♦ Для композиции романа характерно наличие двойной сюжетной линии, контрастность образов: Обломову противопоставлен Штольц, Ольге — Пшеницына, Захару — Анисья.

3. Сон Обломова: его место и значение в романе

Чтобы понять характер Обломова, необходимо вслед за автором обратиться к его истокам. Вместе с героем, задающим себе вопрос: «Отчего я. такой. », перенесемся в благодатную Обломовку, возникшую сладостным видением в сне Ильи Ильича.

Чем характеризуется атмосфера в Обломовке

• любовь и умиротворение

Что повлияло на формирование сознания героя

• легенды и сказки, былины и притчи

Какие качества формируются у героя

• поэтическую мечтательность, чувст­во внутренней свободы

Что отторгается Ильей Ильичем как чуждое его нравственным идеалам

• служба, лишенная человеческого взаимопонимания

• друзья, мечтающие только о карьере

• женщины, не способные любить

«Все это мертвецы. Спящие люди, хуже меня, эти члены света и общества!» — так рассуждает Илья Ильич. Обломов ищет совершенства в этом мире, «нормы, идеала жизни, который указала природа целью человеку».

4. Обломов и Штольц

Социальное положение

представитель нового класса бур­жуазии

Отличительная черта

паралич воли и беспробудная лень

непреклонная воля и огромный запас деятельности и энергии

практическим делом, опытом, фактами

Идеалы жизни

культ труда и предприимчивости

Жизненная позиция

апатичен к происходящему, вся­кую деятельность воспринимает не иначе как суету

всегда что-то делает, к чему-то

стремится, чего-то добивается

Штольц — друг Обломова с детства. Жизнь Штольц, складывается не так, как жизнь Обломова. Он делает все, чтобы пробудить Обломова к жизни и деятельности. Попытки эти ни к чему не приве­ли, и жизненные пути двух героев расходятся. И все-таки присутствие Штольца в романе оправ­данно и необходимо. Он является как бы тем фоном, на котором лучше видны те положительные качества характера Обломова, которые Штольц и Ольга называют «хрустальной», чистой душой.

5. Женские образы в романе

Агафья Матвеевна Пшеницына

По словам Добролюбова, гармонично сов­мещает в себе «сердце и волю», сознатель­ность взгляда на жизнь, настойчивость в борьбе за постоянную цель, пытливость ума, глубина чувств и женственность стала одним из самых гармонических, светлых образов в русской литературе XIX века.

Добрая, скромная женщина, прекрасная хозяйка благоговеет перед своим «квартирантом», для нее он — существо высшего порядка, идеал барина для Обломова — идеал «ненарушимого покоя жизни». Любовь Обломова к Агафье Пшеницыной выросла на почве барских привычек. У нее Илья Ильич находит то, что было его жизненной мечтой.

В сравнении этих женских типов в романе есть глубокий смысл. Умная Ольга и патриархально-ти­хая Пшеницына каждая по-своему помогают раскрыть идею романа, обнажая сущность Обломова.

6. Обломовщина как ведущая тема романа

Что такое обломовщина?

• Драма умственного и нравственного развития героя,

• изображение того, как «никнут и увядают» его лучшие задатки,

• через какие внут­ренние компромиссы герой постепенно приходит к оправданию апатич­ности и бесхарактерности, к своей капитуляции перед ними.

Истоки обломовщины

Автор ищет причины обломовщины главного героя, начиная с детства.

Обломовщина как способ типизации

Автор создает типичные конкретно-исторические характеры, воплощаю­щие черты определенной социальной среды. Раздвигает узко временные рамки романа, обнаруживая черты Обломова не только в эпохе, среде, но и в недрах русского национального характера.

Обломовщина как знамение времени, ее основные признаки

«Обломовщина» — проблема не одного человека, а знамение времени, порожденное патриархально-дворянским бытом:

• ма­лодушие и эгоизм, как результат гиперболизированной опеки старших, ограниченности стремлений, отрешенности,

• закрытость от реальной жизни,

• желание оградить, уберечь от возможных проблем.

Вина Ильи Ильича состоит в том, что он погасил Божью искру, дарованную ему свыше. Не смог Илья Ильич реализовать то хорошее, светлое начало, лежащее, «как золото», в недрах его чуткой и доброй души. Обломов не понял себя, не дал выхода свету, который, как он считал, был заперт в нем. Герой Гончарова так и остался обломком того несовершенного мира, который пы­тался подчинить его себе. Но разве это вина одного Обломова? «Наше имя легион», — скажет герой Штольцу и будет прав. Сколько людей не смогли сбросить с себя халат обломовщины, за­глушили в себе волю, силу духа ради успокоенности, собственного благополучия?

Сочинение по роману Гончарова Обломов

Гончаров И. А. создал не много произведений, и одним из лучших считается «Обломов». Роман вышел в издательство в 1859 году. В этом произведении можно отыскать ответы на многочисленные вопросы, так как автор описал практически все области жизни человека. В своей работе Гончаров показал существование общества своего времени. Писатель очень ярко продемонстрировал процесс дегенерации дворянского общества. После публикации романа его полюбили не сразу и не многие. Возможно, автор специально применил прием, в котором отсутствует интрига, действия, происходят затянуто и нудно, это касается первой части романа, что бы читатель понял, как может быть жизнь однообразной и бесцельной даже у хорошего человека.

Приступив к чтению произведения, читатель заостряет интерес на художественное описание интерьера и портретные характеристики героев, которые вместе дополняют друг друга. С первых строк произведения видно изображение комнаты Обломова дополняет его личный портрет. Отсюда перед нами и встает образ главного героя. Обломов Илья Ильич мужчина когда – то живший разумной жизнью, тревожившийся собой и всем что его окружало, предстает перед читателем никчемным лежебокой не способным даже управлять своими слугами. Детализируя все моменты Гончаров, делает свой роман более колоритным и красочным. Но не только это преследует автор в своем произведении. Таким образом, Гончаров специально затягивает действие первой части, которая в реальности происходит всего лишь один день, но складывается впечатление, что он ни когда не кончится. Так и в жизни Обломова дни, которые ни когда не заканчиваются, цепочка монотонных событий и действий, одно бледнее другого.

Итак, кто же этот Обломов? Главный персонаж произведения Гончарова Обломов Илья Ильич. Мужчина в тридцати двух – трех годах жизни, не очень высокий, достаточно симпатичный, проживающим в Петербурге. Образ героя представленного автором скорее удивляет, чем кажется противным и мерзким. Но это только первые впечатления от знакомства с героем. Далее как читатель близится к завершению романа Илья Ильич становится совершенно иным человеком. Он уважает не всех людей из высшего общества. По его мнению, многих из них из — за их образа жизни можно и за людей не считать. Отличающая мягкость характера Обломова делает его моральный мир идеальным. Таким как он, с его взглядами на жизнь, надо руководить государством, осуществлять всевозможные преобразования, а не покоиться на диване. Но герой поступил по-своему, так как не в состоянии найти в себе силы воплотить в жизнь свои мысли и мечты. Самой ужасное в портрете Обломова то, что он сам понимает свою обреченность.

Итак, знакомство с произведением Гончарова вызывает у читателей разнообразные эмоции касательно главного персонажа произведения. Через весь роман Обломов предстает и как лентяй и как философ, что бесспорно поднимает его в глазах читателей. В образе Обломова можно рассматривать многих людей. Многие только думают, но совсем не торопятся, что-то изменить.

Вариант 2

Для начала стоит напомнить год, в котором написание романа было завершено – 1859. В это время у государственного руля стоял уже Александр II. Будучи образованным и деятельным человеком, он прекрасно понимал ошибки правления своего отца Николая I, приведшие к следующим последствиям: разгул коррупции и бюрократизма, застой в экономике, жестокое подавление либеральных устремлений.

Заняв трон, Александр и ряд государственных деятелей приступили к реорганизации российского общества: готовились законы о местном самоуправлении, отмена крепостного права, ряд мер, направленных на развитие торговли.

Наконец, предприимчивые люди получили государственную поддержку для реализации своих проектов. Новый образ жизни не всем пришелся по душе. В особенности, тем самым «закоренелым» дворянам, которые считали беззаботный образ жизни своей привилегией. Не барское это дело – бегать, суетиться, зарабатывать. Их раздражало ускорившееся течение жизни.

Именно таким барином в несколько утрированном виде, предстает перед нами главный протагонист романа Илья Обломов. Живет он в городе, но ведет типичный провинциальный поместный образ жизни. Он не способен ни к какому систематическому труду и главное его занятие заключается в лежании на диване. Друг Обломова по имени Штольц — полная противоположность главного героя: он деятелен, занимается многими торговыми делами.

Еще в детстве они были соседями, но какие разные они были. Если Штольц рос в строгости, с ранних лет учился противостоять трудностям жизни, то Обломова же холили и лелеяли, не давая проявить свое мужское начало. Результат, как можно заметить, оказался виден в их взрослом возрасте.

Разные стили воспитания, разные люди впоследствии.

Навязанный родителями праздный образ жизни так укрепился в Обломове, что даже сильное чувство любви не способно заставить его действовать иначе. Эта заложенная программа «Обломовщины» неизменна, с ней же он и умирает. Эта невозможность измениться терзает как читателя, так и самого главного героя. В этом и состоит трагедия произведения.

Так называемая «Обломовщина» системное явление, которое возможно преодолеть лишь в следующем поколении.

Как уже было отмечено, произведение было написано в 1859 году, за два года до отмены крепостного права. После 1861 года дворянству, так или иначе, пришлось бы сбрасывать ярмо застойной поместной жизни и включиться в активную торговую и хозяйственную жизнь, поскольку оно лишалось дешевой рабочей силы.

Обломова же действительно жаль. Он стал заложником системы, взрастившей его. Сам по себе он был человеком высоких моральных принципов. Если бы ему удалось соединить деятельность и его положительные душевные качества, то ему бы не было цены в либеральной России 60-х годов XIX века.

Сочинение по произведению Обломов

Описывая главного персонажа в своем одноименном романе, Гончаров утверждает, что лежание для Обломова было нормальным и обычным состоянием.

Как же так, почему физически здоровый и сравнительно адекватный мужчина все время лежит? Лежание — образ жизни главного персонажа шокирует читателей. Как можно все время лежать и предаваться мечтам, ничего при этом, не делая, многим из нас непонятно.

Но Обломову комфортно и привычно в подобном инертном состоянии, потому что этот барин чрезвычайно ленив. Он и пальцем не пошевельнет, чтобы хоть что-то изменить или улучшить в своей жизни. Ему лень это делать, ведь гораздо проще мечтать, а повседневные обязанности скинуть на слуг, как скидывают с руки тесную перчатку. Лежать и мечтать — вот что «не тесно» для Обломова. Главный герой романа патологически ленив, и предпочитает не напрягаться. Виною этому тот факт, что он барин.

Обломов барин, у которого есть все для сносной жизни. Ему не нужно трудиться и думать о хлебе насущном. Он даже гордится тем, что никогда в жизни не работал. Иногда он мечтает о том, что все могло быть бы гораздо лучше, о богатстве и развитии своего поместья, но дальше рассуждений и мечтаний в своих стремлениях не заходит. Поэтому все остается, как и всегда, без изменений. И ему нравится размеренное рутинное существование. Ленивый барин даже против того, чтобы ездить в гости, настолько он закостенел в своей привычке лежать лёжмя.

Барин Илья Ильич не стар, и совсем не немощен. Это мужчина, которому от роду чуть более тридцати лет, в самом соку. Корни его инертности идут из детства, когда он, вместе с молоком маменьки, впитал основы бытия Обломовки. Матери удалось убедить его в том, что он барин, поэтому не должен напрягаться, ведь для работы есть слуги.

Однако наш герой не настолько глуп, чтобы не пытаться анализировать события свой жизни и особенности своего характера. Но этот процесс настолько утомляет его ленивый ум, что доморощенный «аналитик» засыпает прямо посреди процесса самоанализа. Обломова утомляет любое полезное занятие, даже чтение.

Создавая такой апатичный персонаж, каким является главный герой романа, Гончаров высмеивал тенденции к «обломовщине» у своих современников. Многие господа в ту пору жили, подобно Обломову. Писатель собрал в персонаже Ильи Ильича все недостатки барина того времени, и ненавязчиво и умело высмеял их. Однако Гончаров наделил своего героя добрым сердцем. Обломов никому за все время повествования не причинят вреда, но и не делает ничего хорошего — он вообще старается ничего не делать.

Вариант 4

Гончаров в своем произведении старался показать всю суть, всю подоплеку некой черты характера, называемой в народе «обломовщина». И нужно сказать это ему удалось олицетворить в главном герое.

Эти качества мы наблюдаем в каждом из нас, мы тоже немножечко Обломовы. Мы часто ленимся, пытаемся убежать от обыденных, повседневных забот и проблем. Порой бросаем начатые дела, едва начав их, бросая на полпути.

Оправдания этому, конечно же, нет, но мы стараемся его найти, сваливая ответственность на кого то другого, а тем временем ищем себе любую защиту и аргумент того или иного деяния. Но все же тем, ни менее осуждаем себя, полностью раскаиваясь, и сетуя на нелегкую жизнь и судьбу. Кроме того делаем вид, что сделали все что от нас зависело.

И никто здесь невиноват, так уж сложилось.

Но! Просто необходимо задуматься всем и каждому над своими поступками, над своим поведением. Делать добро и хорошие дела, чужими руками нельзя. И стараться не развивать в себе эти отрицательные качества.

И вбивать если хотите, в головы нашим детям, что так жить не стоит. Поскольку ни к чему хорошему это не приведет.

Понять и распознать во время в себе эти качества, дано не каждому. Необходимо приложить максимум усилий, сделать порой возможное и невозможное, чтобы достичь своей определенной цели.

Именно все это и старался довести до сознания людей автор. Чтобы люди сами осознали и переосмыслили всю суть данного вопроса, и сделали соответствующие выводы.

Наверняка, именно по этой причине роман «Обломов» введен в школьную программу, когда ученики могут понять и отвечать за свои действия, понять и взвесить все за и против, решив и определить для себя важные и жизненные вопросы и приоритеты для себя.

Нравится ли вам, отрицательные черты этого характера, хотя сам по себе, Обломов не плохой уж таки человек. Зла то он никому ни желает. Ведя философские беседы интеллигентного человека.

Жизнь Обломова с первого момента кажется заманчивой, но прозябать всю жизнь в этом образе, по крайней мере, бессмысленно, напрасно и бесполезно как для себя, так и для общества. Как вы считаете?

Согласитесь, самым уникальным в произведении считается то, что этот роман является актуальным, и по сей день. И был таковым в любые времена и в любой стране.

Также читают:

Картинка к сочинению По роману Гончарова Обломов

Популярные сегодня темы

Корней Чуковский написал чудесное произведение «Тараканище». Начинается сказка с того, что веселятся все звери и птицы, но неожиданно появляется усатое существо. Тараканище нарушил атмосферу праздника.

Произведение «Муму» было написано Тургеневым в 1852 году. Как утверждают многие источники, все события, описанные в повести были в действительности. Ситуации, описанные в повести происходили в доме

Орест Киперский является популярным русским художником 18-19 века. Он рисовал портреты, любил живопись и графику, рисовал в стиле романтизма.

Проблема взаимоотношений природы и человека прослеживается во многих произведениях русских писателей. Рассмотрим, как подошёл к этой проблеме Куприн в произведении «Олеся».

Наверное, все читали данное произведение, которое рассказывает про молоденького парня, который не может справиться без проблем ни с одним делом. В пример можно привести случай, когда Иванушку нанял мужик в качестве няньки

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector