0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Правила переноса слов

Правила переноса слов

Правила переноса слов

Многие из нас вообще предпочитают не переносить слова при написании, оно и правильно. Остальные переносят слова скорее интуитивно, чем руководствуясь каким-либо правилом. Но детям в школе всем приходится пройти через этот этап и изучить правила, по которым слова переносят на следующую строку, с них спросит учитель по всей строгости. Раньше слова переносились по слогам, а с недавнего времени ввели новые правила деления на слоги и новые правила переноса. Придется вникать и детям, и родителям.

Фактически, переносить теперь слова нужно так, как по старым правилам вы бы поделили его на слоги, а на слоги делить уже по совершенно новым правилам.

Правила переноса в русском языке

1. При переносе слов нельзя ни оставлять в конце строки, ни переносить на другую сторону часть слова, не составляющую слога (то есть без гласной переносить нельзя); например, нельзя переносить просмо-тр, ст-рах.

2. Нельзя отделять согласную от следующей за ней гласной.

Неправильно: люб-овь, дяд-енька, реб-ята, паст-ух

Правильно: лю-бовь, дя-денька, дядень-ка, ре-бята, ребя-та, па-стух, пас-тух

Примечание 1. При переносе слов с односложной приставкой на согласную, стоящую перед гласной (кроме ы), желательно не разбивать приставку переносом; однако возможен перенос и в соответствии с только что приведёным правилом: без-умный и бе-зумный, без-ответственный и бе-зответственный; раз-очарованный и ра-зочарованный; без-аварийный и бе-заварийный.

Примечание 2. Если после приставки стоит буква ы, то переносить часть слова, начинающуюся с ы,не разрешается.

Неправильно: раз-ыскать роз-ыгрыш

Правильно: ра-зыскать, разыс-кать ро-зыгрыш, розыг-рыш

Примечание 3. Слова, в которых в настоящее время приставка отчётливо не выделяется, переносятся в соответствии с основным правилом: ра-зорять, разо-рять; ра-зуть, ра-зум.

3. Нельзя отрывать буквы ъ и ь от предшествующей согласной.

Неправильно: под-ъезд бол-ьшой бул-ьон

Правильно: подъ-езд боль-шой бу-льон буль-он

4. Нельзя отрывать букву й от предшествующей гласной.

Неправильно: во-йна сто-йкий фе-йерверк ма-йор

Правильно: вой-на стой-кий фей-ерверк, фейер-верк май-ор

5. Нельзя оставлять в конце строки или переносить на другую строку одну букву.

Неправильно: а-кация акаци-я

6. При переносе слов с приставками нельзя разбивать односложную приставку, если за приставкой идёт согласный.

Неправильно: по-дбить ра-змах

Правильно: под-бить раз-мах

7. При переносе слов с приставками нельзя оставлять в конце строки при приставке начальную часть корня, не составляющую слога.

Неправильно: прис-лать отс-транять

Правильно: при-слать от-странять

8. При переносе сложных слов нельзя оставлять в конце строки начальную часть второй основы, если эта часть не составляет слога.

Правильно: пяти-граммовый, пятиграм-мовый

9. Нельзя оставлять в конце строки или переносить в начало следующей две одинаковые согласные, стоящие между гласными.

Неправильно: жу-жжать ма-сса ко-нный

Правильно: жуж-жать мас-са кон-ный

Это правило не относится к начальным двойным согласным корня: сожжённый, поссорить, а также к двойным согласным второй основы в сложных словах: нововведение.

10. Нельзя разбивать переносом односложную часть сложносокращённого слова.

11. Нельзя разбивать переносом буквенные аббревиатуры, как пишущиеся одними прописными, так и пишущиеся частью строчными, частью прописными или прописными с цифрами: СССР, МИД, КЗоТ, ТУ-104.

12. Из изложенных выше правил переноса следует, что

• многие слова можно переносить различными способами; при этом следует предпочитать такие переносы, при которых не разбиваются значащие части слова. Возможные варианты переносов:

Читайте так же:
Как собрать кресло туалет armed fs810

дерз-кий, дер-зкий, де-рзкий

род-ство, родст-во, родс-тво

скольз-кий, сколь-зкий, ско-льзкий

Але-ксандр, Алек-сандр, Алексан-дра, Алекса-ндра, Александ-ра

кресть-янин, крестья-нин, кре-стьянин, крес-тьянин

сест-ра, се-стра, сес-тра

• Некоторые слова не подлежат переносу, например: Азия, узнаю, фойе.

13. Нельзя переносить сокращённые обозначения мер, отрывая их от цифр, указывающих число измеряемых единиц: 1917/г., 72/м, 253/км, 10/кг.

14. Нельзя переносить «наращения», т.е. отрывать при переносе от цифры соединённое с ней дефисом грамматическое окончание; например, нельзя переносить: 1/-е, 2/-го.

15. Нельзя разбивать переносами условные графические сокращения типа т.д., и т.п., и пр., т.е., о-во.

16. Нельзя переносить на другую строку пунктуационные знаки, кроме тире, стоящего после точки или после двоеточия перед второй частью прерванной прямой речи.

17. Нельзя оставлять в конце строки открывающую скобку и открывающие кавычки.

Как видите, чтобы запомнить все эти «нельзя», нужно хорошо потрудиться. А помогут в этом проверочные задания.

Упражнение к теме «Правила деления на слоги. Правила переноса слов»

Задание на закрепление материала: разбейте на слоги данные слова; в скобках разделите эти же слова для переноса; выделите слова, которые нельзя разделить для переноса.

Голыш, голышом, ершом, ураган, тюрбан, орган, сиятельный, плёночный, обгонять, бесспорный, гамма, бессрочный, уборочный, урождённый, изголовье, новелла, зубрила, диадема, телеграмма, эмблема, пальма, казарма, рифма, фирма, тьма, яма, желтизна, отчизна, королевна, ведьма, арена, флейточка, радио, точка, редька, калька, вуалька, каланча, паинька, перебранка, дублёнка, ящерка, прейскурант, перекраиваться, перекраивался, приятный, средства, осунувшийся, искусство, действия, расписание, деятельность, упал, представитель, вожжи, коллектив, аппарат, комиссия, равноправный, объектив, борются, район, сотрудник, въезд, выезд, подъезд, расправиться, подделаться, рассыпается, сотрудник, подытожить, используя, разыскать, накопленный, отгрузил, отгрузится, подъезжать.

Правила переноса слов в краткой таблице (для 1-2 класса)

Деление слов для переноса

PS: Оказывается, учителя начальной школы сами путаются в правилах деления на слоги и для переноса. Правила переноса сейчас в учебниках «новые». Но и переносить учитель требует по «новому» делению на слоги, а это неверно!

Фонетические слоги часто не совпадают с морфемным строением слова и правилами переноса. Правила переноса надо отличать от слогоделения на практике и в теории. Во-первых, они находятся на разных уровнях языка: слогоделение — фонетический процесс, а перенос — орфографический (т.е. делим на слоги звуки, а по правилам переноса — слова). Для слогоделения существенны только произносительные закономерности, без отношения к смыслу и структуре слова, а правила переноса учитывают единство графического облика слова как знака (информационное единство), морфемный состав и пр. В отличие от слогоделения, правила переноса более гибкие и допускают большее количество вариантов.

Правила переносов

Переносом называется разделение слова в тексте таким образом, что его начальная часть остается на одной строке, а конечная переходит на другую.

В устной речи такое разделение никак не отражается, а на письме после первой части слова ставится чёрточка «-».

Перенос используют как в рукописных, так и в печатных текстах. Его главная задача – красивое и верное (без потери смысла) оформление написанного, равномерное распределение текста по строкам или в колонке (эстетическая роль).

При переносе слов нельзя ни оставлять в конце строки, ни переносить на другую сторону часть слова, не составляющую слога; например, нельзя переносить просмо-тр, ст-рах.

Нельзя отделять согласную от следующей за ней гласной.

Читайте так же:
Кресло честерфилд чертеж
Неправильно:Правильно:
люб-овь
дяд-енька
реб-ята
паст-ух
лю-бовь
дя-денька, дядень-ка
ре-бята, ребя-та
па-стух, пас-тух

Примечание 1. При переносе слов с односложной приставкой на согласную, стоящую перед гласной (кроме ы), желательно не разбивать приставку переносом; однако возможен перенос и в соответствии с только что приведёным правилом: без-умный и бе-зумный, без-ответственный и бе-зответственный; раз-очарованный и ра-зочарованный; без-аварийный и бе-заварийный.

Примечание 2. Если после приставки стоит буква ы, то переносить часть слова, начинающуюся с ы, не разрешается.

раз-ыскать
роз-ыгрыш
ра-зыскать, разыс-кать
ро-зыгрыш, розыг-рыш

Примечание 3. Слова, в которых в настоящее время приставка отчётливо не выделяется, переносятся в соответствии с основным правилом настоящего параграфа, например: ра-зорять, разо-рять; ра-зуть, ра-зум.

«Знак переноса… в начале следующей строки не повторяют, в том числе и тогда, когда перенос делают на дефисе сложных слов, например: сет-клин, монотип-клавиатура.»

«Ни в коем случае нельзя делать переносов, искажающих смысл слова, неблагозвучных или создающих двусмысленные толкования, отвлекающие читателя от правильного восприятия содержания (например, бри-гады в поле, про-раб на стройке, проце-дура, по-беда коллектива и т. п.).»

«Нельзя отделять переносом от предшествующих или последующих слов частицы же, бы, ли, ка, то, де

  1. Нельзя отрывать буквы ъи ь от предшествующей согласной.
  1. Нельзя отрывать букву йот предшествующей гласной.
  1. Нельзя оставлять в конце строки или переносить на другую строку одну букву.
  1. При переносе слов с приставками нельзя разбивать односложную приставку, если за приставкой идёт согласный.
  1. При переносе слов с приставками нельзя оставлять в конце строки при приставке начальную часть корня, не составляющую слога.
  1. При переносе сложных слов нельзя оставлять в конце строки начальную часть второй основы, если эта часть не составляет слога.
  1. Нельзя оставлять в конце строки или переносить в начало следующей две одинаковые согласные, стоящие между гласными.

Это правило не относится к начальным двойным согласным корня, например: сожжённый,поссорить (см. п. 5), а также к двойным согласным второй основы в сложных словах, например: нововведение (см. п. 6).

  1. Нельзя разбивать переносом односложную часть сложносокращённого слова.
  1. Нельзя разбивать переносом буквенные аббревиатуры, как пишущиеся одними прописными так и пишущиеся частью строчными, частью прописными или прописными с цифрами, например: СССР, МИД, КЗоТ, ТУ-104, фамилию и инициалы (Петров А.В.); число и единицу измерения (5 км, 7 кг);
    Не допускается перенос в дефисных написаниях или наращениях (4-этажный, 70%-ный)

Многие слова можно переносить различными способами; при этом следует предпочитать такие переносы, при которых не разбиваются значащие части слова.

Возможные варианты переносов:
шум-ный, шу-мный;
дерз-кий, дер-зкий, де-рзкий;
род-ство, родст-во, родс-тво;
дет-ский, детс-кий;
класс-ный, клас-сный;
лов-кий, ло-вкий;
скольз-кий, сколь-зкий, ско-льзкий;
бит-ва, би-тва;
сук-но, су-кно;
пробу-ждение, пробуж-дение;
Але-ксандр, Алек-сандр, Алексан-дра, Алекса-ндра, Александ-ра;
ца-пля, цап-ля;
кресть-янин, крестья-нин, кре-стьянин, крес-тьянин;
сест-ра, се-стра, сес-тра.

Остались вопросы — задай в обсуждениях https://vk.com/board41801109
Усвоил тему — поделись с друзьями.
Тест на тему правила переноса слов

На страницу «Фонетический разбор» на главную

© Авторские права2021 Русский язык без проблем. Rara Academic | Developed By Rara Theme. Работает на WordPress.

Урок русского языка на тему "Как переносить слова с одной строки на другую". 2-й класс

Цель: повторить правила переноса; формировать умение переносить слова с одной строки на другую.

Читайте так же:
Как опустить кресло

Планируемые результаты: учащиеся научатся переносить слова с одной строки на другую; аргументировано отвечать, доказывать своё мнение; анализировать, делать выводы, сравнивать.

  • познавательные: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели, выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
  • коммуникативные: инициативное сотрудничество с учителем и сверстниками; контроль, коррекция, оценка действий партнёра;
  • регулятивные: постановка учебной задачи; сличение способа действия и его результата с заданным эталоном; оценивание качества и уровня усвоения материала;
  • личностные: установление связи между целью учебной деятельности и её мотивами.

Оборудование: учебники В.П. Канакиной и В.Г. Горецкого “Русский язык” для 2 класса по программе “Школа России”, тесты по теме “Перенос слов”, карточки с иллюстрациями, карточки “Смайлы”.

Технические средства обучения: компьютер, интерактивная доска.

I. Организационный момент

II. Актуализация знаний

Учитель: Отгадайте загадку. Найдите слова с безударной гласной, подберите проверочные слова.

Раскалённая стрела
Дуб свалила у села. (Молния)

Ученики: стрела (стрелы), свалила (свалит), у села (сёла).

Учитель: Выполните словарную работу. Отгадайте загадки. Запишите отгадки.

а) Белый камень во рту тает. (Сахар)

Стоит Алёнка – платок зелёный,
Тонкий стан, белый сарафан. (Берёза)

По полю рыщет,
Поёт, да свищет,
Деревья ломает,
К земле прислоняет. (Ветер)

Что за скрип, что за хруст?
Это что ещё за куст?
Как же быть без хруста,
Если я . (капуста)

Круглое, румяное,
Я расту на ветке:
Любят меня взрослые
И маленькие детки. (Яблоко)

III. Самоопределение к деятельности

Учитель: Прочитайте предложение на доске.

Учитель: В чём ошибка?

Ученик: Слова изучаем и перенос неправильно разделены на слоги.

Учитель: А как правильно разделить эти слова на слоги для переноса?

Ответы учащихся: изу-ча-ем, пе-ре-нос.

Учитель: Сформулируйте тему урока.

Ученики: Как переносить слова с одной строки на другую?

Учитель: Сформулируйте задачи урока.

Ученики: Учиться правильно переносить слова. Знать правила переноса слов.

IV. Работа по теме урока

Учитель: Сегодня на уроке мы узнаем несколько правил переноса слов.

1.Запишите слова, разделите их на слоги для переноса. Картинный диктант.

Машина, дерево, книга, молоко, магазин.

Формулирование первого правила переноса слов:

Ученики: Слова переносятся с одной строки на другую по слогам.

2. Послушайте стихотворение.

Мы изучаем перенос,
Вот как слова я перенёс.
Едва – е-два.
И получил за это два.
Укол – у-кол.
И получил за это кол.
Опять – о-пять.
Теперь, наверно, будет пять?

— А вы как думаете?

Ученик: Пять за этот ответ нельзя поставить, потому что одну букву нельзя оставлять на строке и одну букву нельзя переносить при переносе слов.

Учитель: Запишите эти слова.

Сформулируйте второе правило переноса слов.

Ученики: Не переносятся слова, которые имеют один слог и слог, состоящий из одной гласной буквы.

Учитель: Придумайте и запишите слова, которые нельзя переносить.

Например: шкаф, школа, руль, шесть, яма, змея.

3. Прочитайте слова на доске. Правильно ли они разделены для переноса?

Ученик: Эти слова нужно разделить иначе.

Строй-ка, ру-чей, день-ки, пень-ки.

Учитель: Запишите эти слова. Сформулируйте третье правило переноса слов.

Ученики: Буквы й и ь не отделяются от стоящей перед ними буквы при переносе слов.

4. Прочитайте рассказ на интерактивной доске. Найдите слова с удвоенными согласными. Как их надо переносить с одной строки на другую?

Читайте так же:
Как снять колеса офисного кресла

Поездка

В воскресенье группа ребят поехала за город. В кассе они купили билеты. К перрону подошёл поезд. Пассажиры быстро вошли в вагоны. Приятно смотреть из окна вагона.

Ученики: груп-па, в касс-се, пер-рону, пас-сажиры,

Учитель: Сформулируйте четвёртое правило переноса слов.

Ученики: При переносе слов с удвоенными согласными одну букву оставляют на строке, а другую переносят.

Учащиеся читают на доске стихотворение:

Эти буквы близнецы,
Удалые молодцы,
Ты одной закончи строчку,
А другой её начни.

5. Чтение правила о переносе слов в учебнике. (Упражнение №107, с. 71)

Поднимает руки класс — это раз,
Повернулась голова – это два,
Руки вниз, вперёд смотри – это три,
Руки в стороны пошире развели мы на четыре,
С силой их к плечам прижать – это пять.
Всем ребятам тихо сесть – это шесть.

VI. Закрепление изученного материала

1. Выполнение упражнения №108, с.71.

2. Работа в парах. Записать слова и разделить их для переноса.

Ученики: Ёжи-ки, ежа-та, ежи-ха, ежо-вый, ежо-нок.

3. Прочитайте текст на интерактивной доске. (При чтении учитель слово паук разделяет голосом на два слога.)

Шёл ёж. Глядь – зверь не зверь.

А вот так – кыш, и всё тут.

А тот – трус, шмыг в щель!

— Ну, друг, в чём тут суть?

Ответьте, почему в этом тексте слово паук лишнее?

Ученик: Потому что в этом слове два слога, а в остальных по одному.

Учитель: Мы можем разделить слово паук для переноса?

Ученик: Да. Па-ук.

Учитель: А остальные слова из текста мы можем разделить для переноса?

Ученик: Нет, потому что они состоят из одного слога.

VII. Сочинение “буриме” (рифмованные строчки)

Учитель задаёт ученикам два слова, например, переносом, носом, и просит сочинить двустишие. Это может выглядеть примерно так:

Все знакомы с переносом,
Не останемся мы с носом.

VIII. Рефлексия. Тесты.

1. Разделите слова для переноса.

Грачи — .Чайка — .
Книжка — .Кормушка — .

2. Подчеркните слова, состоящие из одного слога. Подчеркните в словах гласные буквы.

3. Подчеркните слова, неверно разделённые для переноса.

4. Подчеркните слова, которые нельзя переносить.

1. Разделите слова для переноса.

Цветы — .Лейка — .
Стрижка — .Верхушка — .

2. Подчеркните слово, начинающееся со слога МОР.

Море, мороз, мороженое, морковь, молоко.

3. Подчеркните слова, неверно разделённые для переноса.

4. Подчеркните слова, состоящие из двух слогов.

Тебя в стране любимой ждут
Походы, игры и науки,
И каждый шаг твой берегут
Её заботливые руки.

(Самооценка тестов. Выставление отметок учащимися. Сдача тестов на проверку учителю).

интернет проект BeginnerSchool.ru

Ранее мы разбирали, что же такое звук и буква и делали звуко-буквенный разбор. Когда ребенок твердо усвоил, что такое звук и буква, перейдем к изучению слога.

Как разбить слова на слоги, где в слове поставить ударение и как перенести слово? – это основные понятия, которые будут встречаться в изучении русского языка в начальной школе.

Усвоив эти, казалось бы, простые истины, ребенок будет легко понимать основные правила правописания в русском языке.

Читайте так же:
Как опустить офисное кресло вниз

Итак, ранее мы договорились о том, что слово состоит из звуков. А как можно поделить слово на части? Когда мы хотим прокричать слово кому-то находящемуся далеко, мы стараемся разбить слово. Попробуйте вместе с ребенком прокричать слово мама. Как у вас получилось?

Вот вы и разбили это слово на два слога. Попробуйте ещё, например, слова весна и ручейки.

Получилось: вес-на и ру-чей-ки . То есть в слове весна 2 слога, а в слове ручейки 3 слога.

Давайте попробуем пропеть слово мама. Получается м-а-а—м-а-а .

Гласные звуки мы произносим, раскрыв рот – звук свободно выходит изо рта. Произнося согласные звуки, мы ставим речевым аппаратом препятствия звуку. Таким образом, мы разбиваем слова на части, отсюда основное правило:

Сколько в слове гласных, столько и слогов.

Пример слов с одним, двумя и тремя слогами:

примеры слов с одним двумя и тремя слогами

Слова, состоящие из одного слога, называются односложными , из двух слогов – двухсложными , из трех – трехсложными и так далее.

Примеры односложных слов: снег, их, птиц, по.

Двухсложных: тихо, ветку, стали.

Трехсложных: гуляет, березы.

Ударение

Каждое слово произносится с акцентом, на каком ни будь слоге. Для примера возьмем, опять, слово мама .

Мы делаем акцент на первом слоге этого слова: мА-ма . А точнее на первой гласной букве этого слога. Этот акцент и называется ударением и обозначается следующим образом:

Ударение

А буква, на которую ставится ударение, называется ударной.

Зачем же нужно ударение в слове? Давайте возьмем слово машина:

Мы ставим ударение на гласную букву второго слова. Попробуйте поставить ударение на гласную букву первого слога, получается совсем другое слово, не относящееся ни как к средству передвижения.

Из этих слов можно составить предложение:

Как видно это два разных слова. Ну а если поставим ударение на последний слог, то получится вовсе бессмыслица.

А гласные буквы, на которые не падает ударение, называются безударными.

Теперь потренируйтесь, вместе с ребенком, правильно ставить ударение в словах:

Морозы, пенёк, крыжовник.

Получается, что роль ударения в произношении слов очень важна, а в дальнейшем мы узнаем, что с помощью ударения мы можем узнать, как правильно писать безударные гласные в словах.

Перенос слов

При написании слов мы сталкиваемся с тем, что иногда слово полностью не помещается в строке. Тогда это слово можно перенести на другую строку. Как же это сделать? Очень просто: надо разбить слово на слоги и перенести.

Например, слово карандаш можно перенести так:

Просто? Но есть несколько правил, которыми нельзя пренебрегать:

  1. Одну букву нельзя оставлять на строке. Например, слово иней не переносится.
  2. Слово, состоящее из одного слога, не переносится. Например: труд .
  3. Одну букву слова нельзя оставлять на предыдущей строке. Также нельзя одну букву переносить на следующую строку. Например, слова аист и идея не переносятся.
  4. Нельзя оставлять на предыдущей строке или переносить на следующую одну согласную без гласной. Например, слово круглый можно перенести так круг-лый. Неправильно перенести так: к-руглый или кр-углый .
  5. Буквы й, ы, ъ, ь нельзя отделять от предшествующей буквы: вой-на, подъ-езд, рай-он .

Есть еще несколько правил переноса, но их мы будем изучать по мере усваивания дальнейшего материала.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector