0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Определите способ словообразования

Определите способ словообразования.

1. Даны слова: безработный, бессмыслица, выключатель, высказать, высказывать, высказывание, напевать, написать, переводной, подставить, подставка, подстаканник, попросить, по-старому, соавтор, собеседование, содействовать, соотечественник, сопровождение.Распределите слова по трем группам по способу образования.

Ответ:

  • Приставочный способ:
    • высказать, написать, подставить, попросить, соавтор, содействовать.
    • выключатель, высказывать, высказывание, переводной, подставка, сопровождение.
    • безработный, бессмыслица, напевать, подстаканник, по-старому, собеседование, соотечественник.

    Постфиксальный способ словообразования – образование слов присоединением к производящему слову постфикса. Производное и производящее слова относятся к одной и той же части речи. С помощью постфикса -ся образуются глаголы (увлечь —> увлечься, учить —> учиться, сломать —> сломаться), с помощью постфиксов -то, -либо, -нибудь – неопределенные местоимения и местоименные наречия (кто —> кто-то, чей —> чей-либо, какой —> какой-нибудь, где —> где-то, когда —> когда-либо, как —> как-нибудь).

    Бессуффиксный способ словообразования – образование существительных от глаголов и прилагательных без присоединения каких-либо суффиксов. Для образования существительных от глаголов (часто со значением действия) и от прилагательных (часто со значением признака), как правило, используется суффиксальный способ: изучать – изучение, рисовать – рисование, ходить – ходьба, белый – белизна, темный – темнота, слабый – слабость. Однако нередко основа существительных с подобным значением совпадает с основой глагола или прилагательного (переносить – перенос, выходить – выход, зеленый – зелень, сухой – сушь). Тем не менее такие существительные считаются производными от соответствующих глаголов и прилагательных (а не наоборот), поскольку значение действия является первичным для глагола, а признака – для прилагательного. Иногда от одной основы можно образовать существительное и суффиксальным, и бессуффиксным способом: переписать – переписывание, перепись; синий – синева, синь.
    Способ словообразования, который в школьной практике принято называть бессуффиксным, лингвистами обычно рассматривается как разновидность суффиксального способа, при котором используется нулевой суффикс, ср.: син(ий) + -ев- —> синева и син(ий) + —> синь.

    Сложение – образование слов соединением двух или более основ или слов. Слова, образованные этим способом, называют сложными. Выделяются следующие разновидности сложения:
    А. Сложение слов: диван-кровать, кресло-качалка.
    Б. Сложение основ с помощью интерфиксов: носорог, пылесос, полуслепой.
    В. Сложение сокращенных основ, в результате чего получается сложносокращенное слово, или аббревиатура. Аббревиатура имеет то же значение, что и исходное словосочетание. Этот способ в русском языке характерен только для существительных. Наиболее частые случаи – это сложение начальных букв слов (МГУ, вуз), сложение слогов или частей слов полного названия (продмаг, спецкор) и сложение начальной части слова с целым словом (стенгазета, главврач, полдыни, пол-арбуза).
    Сложение основ может сопровождаться одновременным присоединением суффикса: земледелие, пятиэтажный.

    Переход в другую часть речи – способ словообразования, при котором слово или отдельная форма слова определенной части речи начинает осмысляться как слово другой части речи. При этом фонетический облик слова остается прежним, но происходят изменения в грамматических свойствах слова, сопровождающие переход в другую часть речи. Примеры: больной (прил. в форме м. рода) —> больной (сущ.), приемная (прил. в форме ж. рода) —> приемная (сущ.), лежа (дееприч.) —> лежа (наречие), весной (сущ. в форме тв. падежа) —> весной (наречие).

    УПРАЖНЕНИЕ21

    1. Укажите способ образования слов:

    подсчитать, столярничать, подняться, желто-зеленый, какой-нибудь, предрассветный, незначительный, подружка, собеседник, водолаз, пятиугольник.

    Ответ:

    • Приставочный:
      • подсчитать, незначительный.
      • столярничать, подружка.
      • предрассветный, собеседник.
      • подняться, какой-нибудь.
      • желто-зеленый, водолаз, пятиугольник.

      2. Укажите способ образования следующих существительных:

      бездорожье, военный, вывих, знание, мороженое, подгруппа, приговор, пришкольный, продмаг, суперобложка, теплоход, тишь, читатель, шашлычная, шестиклассница, школьный.

      Ответ:

      • Приставочный:
        • подгруппа, суперобложка.
        • знание, читатель, школьный.
        • бездорожье, пришкольный.
        • вывих, приговор, тишь.
        • военный, мороженое, шашлычная.
        • продмаг, теплоход, шестиклассница.

        3. Какое слово является производным в данных парах, первое или второе? Какой способ образования производных слов здесь используется?Зелень – зеленый, вылет – вылетать, вход – входить, вынос – выносить.Ответ: первое, бессуффиксный;4. Какой способ использован при образовании слова пригорок?Ответ: приставочный, от существительного горка (отмечаем чередование нуль звука /беглая гласная о.)

        Дата добавления: 2019-07-17 ; просмотров: 1042 ; Мы поможем в написании вашей работы!

        Кресло кровать способ словообразования

        Тест по русскому языку по теме «Морфемика. Словообразование». Ответы.

        1 вариант

        1. В каком варианте верно определение: Словообразование – раздел науки о языке, в котором…

        А) даются ответы на вопросы, как построены (т.е. из каких частей состоят) слова и как они образованы (т.е. от чего и с помощью чего),

        Б) изучается звуковая сторона слова,

        В) изучаются правила правописания слов,

        Г) изучается история слова,

        Д) изучается лексическое значение и употребление слов.

        2. Что такое основа?

        А) главная значимая часть слова,

        Б) значимая часть слова перед корнем,

        В) часть изменяемого слова без окончания или все неизменяемое слово,

        Г) значимая часть слова без корня,

        Д) значимая часть слова, служащая для образования новых форм слова.

        3. Определите вариант, в котором дана форма слова мести:

        4. Укажите слово, образованное по модели «^^□»:

        5. Укажите способ образования видовой пары глаголов:

        прощать – простить, получать – получить, забывать – забыть.

        В) перенос ударения

        6. В каких случаях в сложных словах пишется соединительная гласная е?

        А) только после основ на мягкий согласный и Ц,

        Б) после основ на мягкий согласный и гласные,

        В) после основ на мягкий согласный,

        Г) только после основ на мягкий согласный, шипящий и Ц,

        Д) после основ на шипящий и Ц.

        7. Определите, какой вариант схем соответствует словам:

        слушатель, сверхсекретный, приукрасить.

        8. Определите способ образования существительного учительская:

        Б) переход из одной части речи в другую;

        В) сложение основ

        9. Определите, с помощью каких морфем образовалось слово преотличный:

        В) приставка и суффикс,

        Д) соединительной гласной Е.

        10. Какое слово образовано путём сложения основ:

        2 вариант

        1 . Морфема – это…:

        А) наименьшая значимая часть слова;

        2.Корень – это…:

        Б) центральный элемент структуры слова

        Г) логическое ударение

        Д) система морфем

        3. Раздел языкознания, изучающий систему морфем языка и морфемную структуру слов, называется:

        4. Какие слова называются однокоренными?

        А) Слова с одним лексическим значением

        Б) слова с переносным значением

        В) слова с прямым значением

        Г) слова с одинаковым корнем

        Д) слова с несколькими лексическими значениями

        5. Найдите слово с нулевым окончанием:

        6. Основы бывают:

        А) непроизводные и производные

        Б) прямые и косвенные

        В) глухие и звонкие

        Г) парные и непарные

        Д) сильные и слабые

        7. Определите способ словообразования: лесоруб, снегопад, водоустойчивый:

        Г) переход одной части речи в другую

        Д) сложение основ

        8. Укажите, какой частью речи является подчёркнутое слово в предложении: Мы вошли в столовую.

        Средство и способ словообразования

        Средством образования нового слова может служить словообразующая морфема (приставка или суффикс, а также их сочетание — одновременное присоединение к производящей основе приставки и суффикса и т. п.).

        Но есть и другое средство образования нового слова: с производящей основой (основами) проделываются некоторые операции, которые и являются средством создания нового слова, словообразующие же морфемы при этом не используются. Среди операций такого рода можно выделить следующие:
        1) сокращение производящей основы как средство создания нового слова (в пределах одной и той же части речи): специалист ® спец;
        2) сложение компонентов производящих основ при их возможном сокращении, которое сопровождается жесткой фиксацией их последовательности в пределах производного слова, а также единым ударением: универсальный магазин ® универмаг;
        3) изменение частеречной принадлежности слова: у прилагательного чайный представлены формы мужского, среднего, женского рода единственного числа и формы множественного числа, а у существительного чайная — только формы единственного числа женского рода и множественного числа.

        Для образования нового слова одновременно могут быть использованы словообразующая морфема и операционное средство, например: земля + делать ® земл-е-дел-ец (сложение производящих основ + суффикс).

        Характеристика средства словообразования, используемого для о6разования новых слов, лежит в основе классификации способов словообразования:
        1. Способы, использующие в качестве средства словообразования словообразующие морфемы:
        1) приставочный: делать ® пере-делать,
        2) суффиксальный: синий ® син-ев-а, мыть ® мыть-ся, гордый ® горд-и-ть-ся,
        3) приставочно-суффиксальный: стакан ® под-стакан-ник, бежать ® раз-бежать-ся, говорить ® пере-говар-ива-ть-ся.
        2. Способы, использующие операционные средства словообразования:
        1) сокращение: заместитель ® зам,
        2) сложение:
        а) сложносоставной способ: диван + кровать ® диван-кровать ,
        б) сложение: лес + степь ® лес(о)степь,

        Разновидностью сложения является иногда выделяемое в самостоятельный способ сращение: с ума сшедший ® сумасшедший. В составе производного слова конечная морфема первого производящего слова становится интерфиксом, а не суффиксом или окончанием, как это было в производящем: сум(а)сшедший.

        в) сложение с сокращением (аббревиация): стенная газета ® стенгазета, Министерство иностранных дел ® МИД,

        При аббревиации возможно сокращение исходных слов до первых звуков (вуз), букв (МГУ), начальных частей (завхоз), начальной части первого слова и первых букв или звуков остальных слов (городской отдел народного образования ® гороно), аббревиатурами являются также слова, образованные соединением начальной части первого слова с несокращенным вторым (сбербанк) и начала первого слова с началом и / или концом второго (торговое представительство ® торгпредство).

        3) переход слова из одной части речи в другую; основным видом такого перехода является субстантивация — переход прилагательного или причастия в существительное: столовая (прил.) ® столовая (сущ.).

        •3. Смешанные способы — способы, при которых одновременно используются словообразующие морфемы и операционные средства словообразования: орден + носить ® орден(о)нос-ец (сложение производящий основ + суффиксация).

        Случаи типа бежать ® бег , называемый в комплексе 1 бессуффиксным словообразованием, относятся к суффиксальному способу. Суффикс здесь, как уже было сказано, нулевой: бег— Æ ¬ бежа-ть.

        В процессе словообразования имеют место следующие процессы, служащие для взаимоприспособления морфем в производном слове:
        1) чередование гласных и согласных: кошка ® кошеч-к-а (чередования к / ч, ноль звука / е), лев ® льв-иц-а (чередования в / в', е / #),
        2) вставление незначимого соединительного элемента (интерфикса); пар + ходить ® пар(о)ход- Æ ,
        3) усечение производящей основы (его нельзя путать с сокращением как способом словообразования, при котором одно только сокращение образует новое слово): реза-ть ® рез-к-а,

        Авторы комплекса 3 вводят понятие словообразовательной модели — образца для создания нового слова, который живет в русском языке и понятен каждому. Так, словообразовательная модель _____оват-ый имеет значение «чуть-чуть, слегка»: бел-оват-ый, кисл-оват-ый, груб-оват-ый.

        Введение понятия словообразовательной модели помогает понять системные отношения единиц в языке, его упорядоченность. Однако то, что авторы называют словообразовательной моделью, реально является морфемной схемой строения слов и описывает как производные слова, так и непроизводные слова со связанным корнем; например, схема раз_____ть описывает как производные слова разбить, рассыпать, так и непроизводные раздеть, разуть. Косвенным доказательством того, что для авторов учебника более существенным при использовании моделей является морфемика, а не словообразование, является формулировка заданий, использующих понятие словообразовательной модели, например: «Запишите слова, соответствующие данным моделям: _____ист-ый: бархат-, волн-, голос-, душ-, зерн-, колос, плеч-, пятн-». Как мы видим, для использования в словообразовательной модели авторы задают не слова — ПЩ основы, а готовые корни, в том числе с уже реализованным чередованием (душ-ист-ый от дух).

        Тестовые задания по русскому языку 10 класс. Морфемика. Словообразование

        Д) изучается лексическое значение и употребление слов.

        2. Что такое основа?

        А) главная значимая часть слова,

        Б) значимая часть слова перед корнем,

        В) часть изменяемого слова без окончания или все неизменяемое слово,

        Г) значимая часть слова без корня,

        Д) значимая часть слова, служащая для образования новых форм слова.

        3. Определите вариант, в котором дана форма слова мести:

        4. Укажите слово, образованное по модели «∩^^□»:

        5. Укажите способ образования видовой пары глаголов:

        прощать – простить, получать – получить, забывать – забыть.

        В) перенос ударения

        6. В каких случаях в сложных словах пишется соединительная гласная е?

        А) только после основ на мягкий согласный и Ц,

        Б) после основ на мягкий согласный и гласные,

        В) после основ на мягкий согласный,

        Г) только после основ на мягкий согласный, шипящий и Ц,

        Д) после основ на шипящий и Ц.

        7. Определите, какой вариант схем соответствует словам:

        слушатель, сверхсекретный, приукрасить.

        8. Определите способ образования существительного учительская:

        Б) переход из одной части речи в другую;

        В) сложение основ

        9. Определите, с помощью каких морфем образовалось слово преотличный:

        В) приставка и суффикс,

        Д) соединительной гласной Е.

        10. Какое слово образовано путём сложения основ:

        2 вариант

        1 . Морфема – это…:

        А) наименьшая значимая часть слова;

        2. Корень – это…:

        Б) центральный элемент структуры слова

        Г) логическое ударение

        Д) система морфем

        3. Раздел языкознания, изучающий систему морфем языка и морфемную структуру слов, называется:

        4. Какие слова называются однокоренными?

        А) Слова с одним лексическим значением

        Б) слова с переносным значением

        В) слова с прямым значением

        Г) слова с одинаковым корнем

        Д) слова с несколькими лексическими значениями

        5. Найдите слово с нулевым окончанием:

        6. Основы бывают:

        А) непроизводные и производные

        Б) прямые и косвенные

        В) глухие и звонкие

        Г) парные и непарные

        Д) сильные и слабые

        7. Определите способ словообразования: лесоруб, снегопад, водоустойчивый:

        Г) переход одной части речи в другую

        Д) сложение основ

        8. Укажите , какой частью речи является подчёркнутое слово в предложении: Мы вошли в столовую.

        голоса
        Рейтинг статьи
        Читайте так же:
        Как покрасить кровать из икеи
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector