Морфологические нормы
Морфологические нормы
Для современного общества характерен низкий уровень общей речевой культуры. Это связано с развитием культуры клипового мышления, а также снижением общего уровня грамотности.
Подобные культурные явления приводят к бедности словаря и неумению выразить свою собственную мысль.
Низкий уровень речевой культуры проявляется в таких ошибках, как:
- частое употребление сокращений;
- орфоэпические ошибки или ошибки в ударениях;
- чрезмерное употребление заимствований;
- жаргонизмы;
- канцеляризмы;
- многословие;
- использование слов-паразитов и др.
Закономерность ошибок в употреблении слов в разных формах изучается исследователями морфологических норм.
Морфологические нормы — правила, согласно которым происходит образование грамматических норм слов разных частей речи.
Морфологические нормы необходимо соблюдать при склонении и образовании различных форм слов. В правилах заложены основы верного написания и произношения, которые необходимо соблюдать, чтобы не загрязнять русский язык.
Нарушение данных правил приводит к распространенным ошибкам речи, по которым можно сделать вывод о не самом высоком уровне знаний. Чтобы избежать ошибочного суждения о низкой образованности, человек должен соблюдать правила изменения слов по нормам морфологии и изучать различные формы использования частей русского языка.
Виды морфологических норм, стилистические особенности
Виды морфологических норм различаются по частям речи, на которые распространяются их правила:
- употребление форм имени существительного;
- употребление форм имени прилагательного;
- употребление местоимений;
- употребление форм глаголов;
- употребление имен числительных.
Каждая из категорий имеет свой набор правил, регулирующих написание и произношение. Лишь некоторые из них могут распространяться на несколько видов или на все сразу.
Стилистические особенности морфологических норм зависят от уровня общения или написания, которое имеет место быть в конкретном случае. В целом, правила морфологических норм распространяются как на письменную, так и на устную речь, но отличия могут присутствовать в разговорных, литературных или письменных формах.
Функции морфологических норм, причины трудностей
Морфологические законы выполняют функцию установления единых форм написания слов в разных вариантах склонения. Некоторые слова имеют несколько форм словообразования, которые тоже подчиняются общим правилам.
Также морфологические нормы нужны для:
- повышения грамотности речи и формирования единого морфологического мышления;
- сохранение чистоты русского языка;
- недопущение загрязнения языка и его опустошения.
Ошибки в морфологических нормах являются одними из самых распространенных ошибок, которые допускают носители русского языка. Причинами трудностей являются:
- наличие диалектов в регионах страны, которые имеют свои формы употребления слов, отличные от общепринятых норм;
- смешение старого и нового стилей и склонений слов;
- противоречие между содержанием и формой передаваемой информации.
Самыми частыми ошибками являются неправильное употребление существительных в падежах множественного рода, склонение числительных в разных формах, недочеты в употреблении форм прилагательных.
Морфологические нормы современного русского языка (глагол)
Самостоятельная часть речи, именуемая глаголом, обозначает действие, которое совершает предмет. Глагол может изменяться по числу, роду и лицу — то есть спрягаться. Также он может выражаться в разных формах вида, наклонения, времени и залога
Основными ошибками в морфологии глаголов являются:
- Выделение формы 1 лица единственного числа у слов, не имеющих ее, пример: победить, затмить, дерзить, убедить и др.
- Использование суффикса –сь в словах, не имеющих возвратную форму, например, извините (без –сь), встретились, хотелось (с суффиксом –сь).
- Образование форм повелительного наклонения с ошибками, например, лежать, но ляг (а не ляж), помахать, но помаши (а не помахи) и др.
- Образование форм прошедшего времени с ошибками, например, намок (а не намокнул), ослаб (а не ослабнул) и др.
Морфологические нормы современного русского языка (имя существительное)
Существительные наравне с глаголами составляют основную массу слов в любом языке. Они относятся к той категории языка, которая в предложениях может выступать в качестве подлежащего, дополнения и именной части сказуемого.
Существительные могут склоняться по роду, числу и падежу, могут быть именами нарицательными и собственными, выражать одушевленные и неодушевленные имена.
Основными морфологическими ошибками имен существительных являются:
- Заимствованные слова, которые обозначают неодушевленные предметы, чаще всего относятся к среднему роду, но существует ряд исключений, например, кофе (м.р.), бигуди (ж.р.), мокко (м.р.).
- Существительные, обозначающие одушевленные лица, склоняются относительно пола человека, в отношении которого используются, пример: молодая мисс, серьезный баронет.
- Неправильное употребление рода у географических наименований и названий корпораций, которое зависит от родового слова, например, Боржоми — город (м.р.), «Таймс» — газета (ж.р.).
- Аббревиатуры склоняются относительно опорного слова, например, РФ — федерация (ж.р.), Эверест — гора (ж.р.), Самара — город (м.р.). Важно учитывать тот факт, что иноязычные аббревиатуры определяются по опорному слову в русской расшифровке.
- Смена ударного слога при склонении существительных мужского рода в именительном падеже с единственного в множественное число, например, бок — бока, глаз — глаза, берег — берега.
- Определение рода в сложносоставных словах, которые пишутся через дефис; определение происходит по имени существительному с более широким значением, например, театр-студия, плащ-палатка.
- Неправильное написание окончаний имен существительных мужского рода множественного числа при изменении падежа с именительного на родительный; большая часть слов, которые оканчиваются на согласный, имеет окончание — ов, однако есть случаи, когда окончание остается нулевым, например, названия национальностей (румын, грузин, болгар), названия парных предметов (пара чулок, пара погон), названия мер и единиц измерения (100 гигабайт, 5 ампер).
- Изменение неударяемых окончаний –ья и –ье при склонении в родительном падеже множественного числа на –ий, например, запястье — запястий. При этом ударные окончания –ья и –ье меняются на окончание –ей, например, скамья — скамей.
- Пропадание Ь в форме родительного падежа множественного числа существительных на –ня, например, спальня — спален. Исключения: кухонь, деревень, барышень.
- Склонение фамилий на –ов, -ёв, -ев и –ын, -ин в творительном падеже приводит к смене окончания на –ым, если фамилия русская, и –ом, если фамилия иностранная, например, Некрасовым, но Чаплином.
Морфологические нормы имен прилагательных
Имена прилагательные также являются самостоятельными частями речи. Они описывают признак предмета или действия, чаще всего играют роль определения, но могут быть и сказуемым.
В русском языке прилагательные изменяются по падежам, числам, родам, а также могут иметь краткую и полную формы.
Морфологические нормы прилагательных имеют следующие правила:
- Следует разделять простую и сложную формы сравнительной степени прилагательного, например, более хорошее вместо более лучше.
- Следует разделять в написании простую и сложную формы превосходной степени прилагательных, например, самый сильный или сильнейший, но не самый сильнейший.
Морфологические нормы причастий
Причастием является отглагольное имя прилагательное, которое имеет свойства как глагола, так и прилагательного. Имеет возможность склоняться по роду, числу и падежу, а также иметь краткую форму.
Морфологические нормы причастий:
- Образование причастий настоящего времени невозможно от глаголов совершенного вида, например, сделать > сделавший, но не сделающий, при этом делать > делающий, делавший.
- Следует обращать внимание на образование форм причастий, например, машущий, но не махающий.
Морфологические нормы деепричастий
Мнение лингвистов относительно деепричастия разнится. Некоторые считают его особой формой глагола, другие — самостоятельной частью речи наравне с существительными, глаголами и прилагательными.
Деепричастие, как и причастие, сочетает в себе признаки двух видов частей языка, а именно глагола и наречия.
Данная часть языка не может изменяться по родам, числам и падежам. Имеет краткую и полную форму, совершенный и несовершенный вид.
Нормы морфологии учитывают такие ошибки при употреблении деепричастий:
- Совершенный вид деепричастия образуется в основном при помощи суффикса –в, а также при помощи –а/-я, -ши, -вши, например, увидел > увидев, выйти > выйдя, наклонить > наклонившись.
- Несовершенный вид деепричастия образуется при помощи суффиксов -а/-я от основы инфинитива, например, делать > делая, смотреть > смотря.
Нормы употребления местоимений
Местоимения являются самостоятельной частью речи. Они заменяют названия предметов, имена, лица, заменяя существительные, прилагательные и числительные, но при этом продолжают выражать их.
Урок русского языка в 10-м классе
Цели урока: показать учащимся на конкретных примерах процессы взаимодействия частей речи, познакомить с переходными явлениями в области частей речи, воспитывать чувство языка, внимание к происходящим в языке процессам.
Вступительное слово учителя
Слова разных частей речи в составе предложения взаимодействуют, и оказалось, что некоторые из них в результате различных процессов стали словами другой части речи. Можно говорить о двух случаях переходности в отношении частей речи: переходных явлениях в пределах одной части речи и переходе слов из одной части речи в другую. В последнем случае в языке возникают грамматические омонимы, сохраняющие одинаковое звучание и написание, но различающиеся структурными, семантическими и грамматическими характеристиками. Сегодня мы будем говорить о переходе слов из одной части речи в другую.
Переход числительного один в другие части речи
Один в поле не воин (пословица). Одно другому не мешает.
У вас семья? – Нет, я один (одинокий). Диалекты слились в один язык (единый, целостный).
В один прекрасный день. Один из присутствующих (какой-то, некий).
Он живет один. Одним нам не справиться (в одиночку, самостоятельно).
Субстантивация (переход прилагательных в существительные)
Субстантивация – древний и вместе с тем развивающийся процесс. Есть прилагательные, которые очень давно перешли в существительные. К ним относятся существительные с суффиксами -ов-
и -ин-, обозначающие фамилии и названия населенных пунктов (Иванов, Петров, Никитин, Фомин, Марьино, Митино и др.). По своему происхождению они являются притяжательными прилагательными. Использование же в качестве существительных таких слов, как перевязочная, ванная – явление более позднего времени. Наблюдается так называемая полная субстантивация и частичная. О полной субстантивации мы говорим тогда, когда прилагательное полностью перешло в существительное, как прилагательное оно уже не может использоваться (портной, мостовая, горничная, приданое). При частичной субстантивации слово употребляется то как прилагательное, то как существительное (военный врач и военный, бездетные семьи и бездетные).
Задания
1. По своему значению субстантивированные прилагательные делятся на несколько групп. Они служат для называния лиц, помещений, документов, блюд и напитков, абстрактных понятий. Заполните таблицу, разместив по группам приведенные ниже слова.
Рабочий, прачечная, портной, жаркое, военный, приемная, будущее, холодное, былое, мороженое, дарственная, парикмахерская, детская, лесничий, постовой, операционная, пивная, прошлое, заливное, купчая, столовая, дневальный, рядовой, кладовая, булочная, частное, шампанское, накладная, учительская, больной, дежурный, прекрасное, пирожное, профессорская, приезжий, прохожий, сладкое, душевая, достойный, белый, горновой, звеньевой.
2. Понаблюдайте и сделайте вывод, какие прилагательные – относительные или качественные – субстантивируются преимущественно. (В существительные переходят, как правило, относительные прилагательные, с качественными такое происходит редко. Если относительные прилагательные субстантивируются и при обозначении лиц, и при обозначении неодушевленных предметов, то качественные – почти всегда только при обозначении лица.)
3. Есть ли в русском языке субстантивированные прилагательные в форме множественного числа? Приведите примеры. (Есть, например: молодые, близкие, легкие.)
4. Постройте связный ответ о следствиях субстантивации. Помощь при составлении ответа вам окажут следующие вопросы:
приобретают ли прилагательные, субстантивируясь, грамматические категории существительных: самостоятельные род, число, падеж;
могут ли субстантивированные прилагательные иметь при себе определения;
сохраняют ли они склонение прилагательных или начинают склоняться как существительные;
могут ли сочетаться с целыми и собирательными числительными;
какие синтаксические функции имеют субстантивированные прилагательные? Ответ подтвердите примерами.
(Субстантивируясь, прилагательные приобретают грамматические категории существительных: самостоятельные род, число и падеж. Например: часовой – м.р., горничная – ж.р., заливное – ср. р., часовые, больные – мн. ч. Субстантивированные прилагательные могут иметь при себе определения: просторная столовая, замечательный портной. Субстантивированные прилагательные могут сочетаться с целыми и собирательными числительными: три накладные, четверо дневальных. В предложении они выступают в свойственных существительному функциях:
5. Верно ли утверждение: «Субстантивированные прилагательные обогащают словарный состав языка, расширяют его стилистические возможности»? Ответить на поставленный вопрос вам помогут следующие задания:
– С какими научными терминами, представляющими собой субстантивированные прилагательные, вы встречались на школьных уроках? (Согласная, гласная, касательная, бобовые, позвоночные, беспозвоночные и т.д.)
– Вспомните субстантивированные прилагательные, являющиеся народно-разговорными синонимами к названиям зверей. (Косой – заяц, серый – волк, косолапый – медведь, сохатый – лось.)
– Как вы думаете, принадлежностью какого стиля являются слова: докладная, накладная, объяснительная? (Данные субстантивированные прилагательные – канцеляризмы, и используются они в официально-деловом стиле.)
– Какой характер имеют субстантивированные прилагательные любимый, милый, родной, дорогой? (Это слова субъективно-оценочного характера.)
Обратите внимание на то, что в русском языке есть слова, внешне сходные с субстантивированными прилагательными, но таковыми не являющиеся. Это – Вселенная, насекомое, подлежащее, сказуемое и др. Эти существительные появились в русском языке в результате калькирования.
Переход других частей речи в местоимения и местоимений в другие части речи
Учитель. По вопросу о переходе в местоимения других частей речи ведутся дискуссии. Многие лингвисты отмечают, что такие существительные, как человек, люди, мужчина, женщина, дело, штука, вопрос, явление, вещь, при ослаблении номинативной семантики становятся местоимениями: Дело (= это) было вечером, делать было нечего (С.Михалков). Петя, тебя человек (= кто-то) зовет. Здоровье – вещь (= нечто) серьезная. Способны становиться местоимениями следующие прилагательные и причастия: последний, отдельный, известный, подобный, данный, соответствующий, настоящий, целый и др. Придумайте свои примеры, подтверждающие переход прилагательных и причастий в местоимения.
Вот некоторые примеры.
Он скрыл свою настоящую (прил.) фамилию (подлинную, действительную). – В настоящей (мест.) книге речь пойдет о проблемах космонавтики (этой). Накопился целый (прил.) ворох неизученных документов (значительный, большой). – Он отсутствовал в школе целую (мест.) неделю (всю). В данном (прич.) на доске примере допущена неточность. (?) – В данный (мест.) момент нам не подходит твое предложение (этот). Это мое последнее (прил.) слово (окончательное, бесповоротное). – В гостях были Марина, Вера, Тоня, но последняя (мест.) пришла не вовремя (эта).
Учитель. Подумайте, изменяются ли грамматические свойства прилагательных и причастий при переходе их в местоимения.
Известный (прил.) писатель – при известных (мест.) условиях. Прилагательное известный может иметь степени сравнения (известнее, более известный, известнейший, самый известный), зависимые слова (известный всем факт), способно сочетаться с наречиями степени (очень известный писатель, весьма известный писатель). Обращаю внимание учащихся на то, что эти признаки не обязательно проявляются одновременно. При переходе прилагательного известный в местоимение эти грамматические свойства утрачиваются.
Переход местоимений в другие (самостоятельные) части речи можно рассмотреть на следующих примерах. Учащимся предлагается определить частеречную принадлежность выделенных слов, указать их лексическое значение, подчеркнуть как члены предложения.
1. Игра кончилась ничьей (сущ.).
2. Соперники согласились на ничью (сущ.).
3. Мои (сущ.) сегодня уехали в Сочи.
4. Шахматист он никакой (прил.).
5. Чувствует он себя ничего (нареч.).
6. Он очень даже ничего (прил.).
7. Что ему? Ему ничего (кат. сост.), он всем обеспечен.
8. Сам (сущ.) велел.
9. Что (нареч.) ты задумался?
Лексическое значение выделенных слов
1, 2. Ничья – исход игры, при котором никто не выигрывает; никем не выигранная партия; ничейный результат.
3. Мои – родные, родственники, домочадцы.
4. Никакой – плохой, совершенно незначительный, никуда не годный.
5. Ничего – довольно хорошо, сносно, нормально.
6. Ничего – неплохой.
7. Ничего – неплохо, терпимо.
8. Сам – хозяин, глава.
9. Что – почему.
Как видно из приведенных примеров, местоимения при переходе в другие самостоятельные части речи приобретают определенное номинативное значение. Местоимения могут переходить и в служебные части речи: частицы, союзы. Чтобы убедиться в этом, проведите сравнительный анализ предложений: Что (мест.) случилось? – Он сказал, что (союз) ничего страшного не произошло. Какие (мест.) цветы тебе нравятся? – Какие (частица = что за) цветы распустились в палисаднике!
Переход причастий в прилагательные и существительные
– Подумайте, присущи ли выделенным словам глагольные свойства: время, вид, способность управлять именами существительными? То есть можно ли назвать эти слова причастиями?
Блестящий оратор, выдающиеся способности, зависимое государство, замкнутый характер, образованный человек, воспитанный ребенок.
Слова блестящий, выдающиеся, зависимое, замкнутый, образованный, воспитанный утратили указанные глагольные свойства и обозначают только признак. В данных примерах мы наблюдаем явление перехода причастий в прилагательные.
Чтобы учащиеся глубже осознали этот процесс, предлагаю им ответить на вопрос: какие условия необходимы для перехода причастий в прилагательные и происходят ли при этом изменения в лексическом значении слов? Прошу подтвердить суждения конкретными примерами.
Для перехода причастий в прилагательные необходимы местоположение причастия перед определяемым словом (иней, блестящий (прич.) на солнце – блестящие (прил.) способности), отсутствие управляемых слов (отравляющие (прил.) вещества), утрата или ослабление глагольных категорий вида, времени. Происходят изменения в лексическом значении слов (горящие (прич.) дрова – горящие (прил.) глаза; насыпь, образованная (прич.) взрывом – образованная (прил.) женщина).
Приемом, позволяющим проверить, перешло ли причастие в прилагательное, является замена его синонимичными прилагательными, конструкции же с причастиями заменяются придаточными предложениями. Предлагаю учащимся это проверить на следующих примерах: блестящий успех, любящий взгляд, открытый характер, прыгающий мальчик.
Блестящий (прил.) успех – великолепный, превосходный, замечательный.
Любящий (прил.) взгляд – добрый.
Открытый (прил.) характер – искренний, прямой.
Прыгающий (прич.) мальчик – мальчик, который прыгает.
Произведите подобную замену в следующих примерах: вьющиеся волосы, отравляющие вещества, волнующее зрелище, знающий специалист.
Вьющиеся волосы – волосы, которые вьются; кудрявые.
Отравляющие вещества – вещества, которые отравляют; ядовитые.
Волнующее зрелище – зрелище, которое волнует душу; тревожное.
Знающий специалист – специалист, который много знает; грамотный, толковый, эрудированный.
В этих примерах наблюдается факт двоякой замены, который свидетельствует, что переход окончательно еще не завершен.
Заполните таблицу конкретными примерами.
Проанализируйте данные ниже примеры. Что ими подтверждается?
Блестящий ответ – ответ блестящ, блестящая речь – речь блестяща.
Блестящий ответ – самый блестящий ответ.
Угрожающее положение – опасное положение.
Любимые цветы – самые любимые цветы.
Выступить блестяще.
Из данных примеров видно, что перешедшие в прилагательные причастия приобретают свойственные прилагательным грамматические признаки: способность иметь степени сравнения, краткую форму, от них образуются наречия, они могут иметь синонимы и антонимы из числа обычных прилагательных.
Какая часть речи слово «сквозь»?
Слово «сквозь» — это служебная часть речи предлог или наречие, которое принадлежит к устаревшей лексике в современном русском языке.
Чтобы понять, какая часть речи слово «сквозь» в русском языке, выясним, с какой целью оно используется в словосочетании и предложении.
Это слово не обозначает предмет, как имя существительное (дом, девочка), признак предмета, как имя прилагательное (сладкий компот, павлиний хвост), действие или состояние, как глагол (мыть, почувствовать) и т. д. Эти самостоятельные части речи обладают общим грамматическим значением и имеют постоянные и непостоянные морфологические признаки, в соответствии с которыми их группируют в лексико-грамматические классы, которые называются частями речи.
«Сквозь» — служебная часть речи
Исследуемое слово не изменяется. Оно не имеет постоянных и непостоянных грамматических признаков. В предложении к нему нельзя задать синтаксический вопрос. Это значит, что в одиночку оно не является членом предложения, а только с тем словом, с которым употребляется в падежной форме:
Сквозь шторы пробивался неясный утренний свет.
Это признаки служебной части речи. В русском языке различают следующие служебные части речи:
- предлоги
- союзы
- частицы
Далее выясним, к какой служебной части принадлежит интересующее нас слово.
Слово «сквозь» — это предлог
В письменной и разговорной речи это слово употребляется с существительными и местоимениями в форме винительного падежа:
- рассматривать сквозь стекло микроскопа,
- смотреть сквозь меня,
- не видно сквозь дымку.
С его помощью создается зависимость одних слов от других в предложении. Отдельные слова оформляются в связное высказывание:
Сквозь густой туман еле проступают очертания не то сараев, не то деревьев.
Слово «сквозь» — это служебная часть речи предлог.
Этот предлог употребляется при обозначении
1. проникновения через что-то:
Солнце еле просвечивает сквозь толщу серых облаков.
Муку следует просеять сквозь сито.
2. для обозначения действий, состояний, явлений, через которые проступают другие действия:
Сквозь рев мотора шлюпки мы услышали команду лоцмана.
На её лице сквозь загар была заметна краска смущения.
По происхождению предлоги бывают непроизводными (к, у, от, без) и производными (в течение, согласно, вопреки). «Сквозь» — это производный от наречия предлог, как и следующие слова этой служебной части речи:
- находится между лесом и полем,
- обойти вокруг дома,
- сидеть напротив меня.
Этот предлог отметим в составе устойчивых словосочетаний:
- сквозь пальцы,
- смотреть сквозь розовые очки,
- говорить сквозь зубы,
- как сквозь землю провалился.
Наречие «сквозь»
Исходное наречие «сквозь» синонимично однокоренному слову «насквозь».
Пуля прошла сквозь.
В отличие от предлога эта самостоятельная часть речи зависит от глагола, обозначает признак действия и отвечает на обстоятельственный вопрос:
прошла (как?) сквозь.
Словари отмечают, что это наречие устарело в современном русском языке. Оно используется крайне редко. Чаще анализируемое слово употребляется с именами существительными в качестве служебной части речи предлога.
Чем части речи отличаются от членов предложения
В статье вы найдете:
1. простые объяснения для учеников 3-х классов, чем части речи отличаются от членов предложения;
2. фрагмент урока «Кем работают слова» из цикла «Сложные предложения»;
3. примеры разбора: как слово «КРОКОДИЛ» может быть любым членом предложения.
В мире существует много людей. Мы можем разделить их на группы, например по именам. Есть Миши, есть Полины, есть Оксаны и Кости. Однако если мы возьмем двух Оксан, они будут совершенно разными. Возможно, если мы заглянем в справочник по толкованию имен, то найдем у этих двух Оксан общее черты характера – стремление путешествовать и умение жонглировать например, но все-таки в остальном эти две Оксаны совершенно разные.
Слова в языке тоже разделены на группы.
Эти группы называются частями речи. У нас есть, например, слова, которые обозначают действие. Это глаголы: летать, прыгать, скучать.
Слова, которые обозначают предметы. Это существительные: стол, облако, качели.
Слова, которые обозначают признаки предметов. Это прилагательные: красивый, безумный, шершавый.
У каждой группы есть свои черты характера – грамматические признаки, значение.
Каждый из нас ходит на работу. Сегодня я работаю учительницей, вчера – грузчиком, а завтра, может быть, устроюсь космонавтом на Байконур. Но при этом, какую бы я работу себе ни выбрала, я все равно остаюсь все той же Оксаной.
К сожалению, словам повезло намного меньше, чем нам. Работать они могут только в предложениях, и у них всего лишь 5 видов работы – она называется быть членом предложения.
Смотрите фрагмент урока
«Кем работают слова»
из цикла «Сложные предложения»
Слово «член» означает часть. Мы тоже можем быть членами клуба, членами тайной организации, членами крестьянской общины или членами семьи, но при этом все равно остаемся Мишами, Катями и Оксанами.
В предложении слова могут работать главными членами предложения – например, подлежащим или сказуемым. А могут выбрать работу второй степени. Она называется быть второстепенным членом предложения – например, определением, дополнением и обстоятельством.
Выбор у слов невелик, зато так же, как и мы, части речи могут выбирать в предложении работу.
Обычно мы говорим: «В этом предложении слово выступает в роли…»
Возьмем, например, прекрасное слово «крокодил».
Как бы мы его ни вертели, это всегда существительное. Оно является существительным само по себе, даже если мы его будем просто так кричать на улице: крокодил, крокодил, крокодил!
А вот в предложении слово «крокодил» может работать кем угодно.
Например, подлежащим.
Крокодил съел меня на завтрак.
Существительное «крокодил» выступает в роли подлежащего.
Или дополнением.
Я съел на завтрак крокодила.
Или сказуемым.
Мой брат – настоящий крокодил.
Или обстоятельством.
Брат спрятался под крокодилом.
И, наконец, определением.
Брат выпил компот из крокодила.
Каждый раз, разбирая предложения, мы говорим о частях речи и об их работе в этом конкретном случае.
alt=»Оксана Левченко» width=»488″ height=»78″ />
Левченко Оксана,
филолог, преподаватель русского языка и литературы, монтессори-педагог, редактор блога «Книжный шкаф детям»
—————————-
1️⃣ Все статьи автора читайте здесь >>
2️⃣ Подписаться на анонс занятий по русскому языку можно на канале Telegram «КШД русский язык»