0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Морфологический разбор всех частей речи

Морфологический разбор всех частей речи

Морфологический разбор зачастую вызывает у школьников затруднения, которые связаны с тем, что некоторые части речи (например, наречие, предлог, союз) изучаются недостаточное количество времени, а после их изучения задания на определение различных грамматических признаков встречаются редко. Это приводит к тому, что учащиеся не удерживают в памяти все морфологические характеристики этих частей речи, поэтому соответствующий разбор и вызывает затруднения.

Я предлагаю выдавать опорные схемы – планы анализа частей речи, причем такой план могут составлять и сами учащиеся, внося в них сложный (по их усмотрению) материал. Например, для кого-то сложность представляет то, по каким критериям существительные распределяются по склонениям, для кого-то сложным является понятие наклонения глагола.

Через многократное обращение к данным заготовкам не только приобретаются более крепкие знания, но и вырабатывается навык выполнения данного вида разбора.

Своим ученикам я рекомендую заводить специальные папки с подобного рода материалами и один экземпляр (целый, неразрезанный) хранить там, а другой экземпляр носить всегда с собой (например, в учебнике) в разрезанном на карточки виде. Учитель может моделировать план разбора по своему усмотрению, добавляя или убирая какой-либо опорный материал. Я предлагаю более полный вариант таких карточек, который включает и такие части речи, как слово категории состояния и звукоподражательные слова, выделяемые не всеми лингвистами в самостоятельные части речи.

1. Морфологический разбор СУЩЕСТВИТЕЛЬНОГО.

I. Часть речи – сущ., т.к. отвечает на вопрос “ЧТО?” (падежный вопрос) и обозн. ПРЕДМЕТ.

Н. ф. – … (И. п., ед. ч.)

II. Постоянные признаки:

  • собственное или нарицательное,
  • одушевленное (В.п. мн.ч. = Р.п. мн.ч.) или неодушевленное (В.п. мн.ч. = И.п. мн.ч.),
  • род (мужской, женский, средний, общий (отн-ся одновременно и к м., и к ж. полу: плакса), вне категории рода (сущ., не имеющее формы ед.ч.: ножницы)),
  • склонение (1-ое (м., ж. –а, -я); 2-ое (м, ср. – , -о, -е); 3-е (ж. – ); разносклоняемое (на –мя, путь);

адъективное (как прилагательные), несклоняемые (не изменяются по падежам и числам),

вне категории склонения (не имеющие формы ед.ч.)).

Непостоянные признаки: И. Кто? Что? В. Кого? Что?

  • в … числе (ед., мн.), Р. Кого? Чего? Т. Кем? Чем?
  • в … падеже (И, Р, Д, В, Т, П). Д. Кому? Чему? П. О ком? О чем?

III. Синтаксическая роль (задать смысловой вопрос и подчеркнуть как член предложения).

2. Морфологический разбор ПРИЛАГАТЕЛЬНОГО.

I. Часть речи – прил., т.к. отвечает на вопрос “КАКОЙ?” и обозначает ПРИЗНАК ПРЕДМЕТА.

Н.ф. – … (И.п., ед. ч., м. р.)

II. Постоянные признаки:

Качественное (м.б. в большей или меньшей степени)/относительное (не может быть в большей или меньшей степени) /притяжательное (обозначает принадлежность кому-либо).

  • в степени сравнения (для качественных);
  • в полной (какой?) или краткой (каков?) форме,
  • в … падеже (для полной формы),
  • в …числе (ед., мн.),
  • в … роде (для единственного числа).

III. Синтаксическая роль (задать вопрос и подчеркнуть как член предложения).

3. Морфологический разбор ГЛАГОЛА.

I. Часть речи – гл., т.к. отвечает на вопрос “ЧТО ДЕЛАТЬ?” и обозначает ДЕЙСТВИЕ ПРЕДМЕТА.

Н.Ф. – … (инфинитив: что делать? что сделать?)

II. Постоянные признаки:

  • вид (совершенный (что сделать?) или несовершенный (что делать?)),
  • спряжение (I (ешь, ет, ем, ете, ут/ют), II (ишь, ит, им, ите, ат/ят), разноспрягаемое (хотеть, бежать)),
  • возвратный (есть -ся, -сь.)/ невозвратный (нет -ся, -сь),
  • переходный (употребляется с сущ. в В. п. без предлога)/ непереходный (не употребляется с существительным в В. п. без предлога).
  • в … наклонении (изъявительное: что делал? что делает? что сделает? , повелительное: что делай?, условное: что делал бы? что сделал бы?),
  • в … времени (для изъявительного наклонения: прошедшее (что делал?), настоящее (что делает?), будущее (что сделает? что будет делать?)),
  • в … числе (ед., мн.),
  • в … лице (для наст., буд. вр.: 1л. (я, мы), 2 л. (ты, вы), 3 л. (он, они)); в … роде (для прош.вр. ед.ч.).
Читайте так же:
Кровать стелла как собрать

. У глаголов в неопределенной форме (инфинитиве) непостоянных признаков нет, так как ИНФИНИТИВ – неизменяемая форма слова.

III. Синтаксическая роль (задать вопрос и подчеркнуть как член предложения).

4. Морфологический разбор ЧИСЛИТЕЛЬНОГО.

I. Часть речи – числ., т.к.отвечает на вопрос “СКОЛЬКО?” (или “КОТОРЫЙ?”) и обозначает КОЛИЧЕСТВО предметов (или ПОРЯДОК предметов ПРИ СЧЕТЕ).

Н.Ф. – … (И.п. или И.п., ед.ч., м.р.).

II. Постоянные признаки:

  • разряд по структуре (простое/сложное/составное),
  • разряд по значению (количественное + подразряд (собственно колич./дробное/собирательное)/ порядковое),
  • особенности склонения:

1,2,3,4, собирательные и порядковые числ. скл-ся, как прил.
5–20, 30 скл-ся, как сущ.3 скл.
40, 90, 100,полтора, полтораста при склонении имеют 2 формы.
тысяча скл., как сущ.1 скл.
миллион, миллиард скл., как сущ. 2 скл.
сложные и составные количественные скл-ся с изменением каждой части слова.
сложные и составные порядковые числительные скл-ся с изменением только последнего слова.

Непостоянные признаки:

  • падеж,
  • число (если есть),
  • род (в ед.ч., если есть).

III. Синтаксическая роль (вместе с сущ., к которому относится) с указанием главного слова.

5. Морфологический разбор МЕСТОИМЕНИЯ.

I. Часть речи – мест., т.к. отвечает на вопрос “КТО? ЧТО?” (КАКОЙ? ЧЕЙ? СКОЛЬКО? КОТОРЫЙ?) и не обозначает, а указывает на ПРЕДМЕТ (ПРИЗНАК или КОЛИЧЕСТВО).

Н.Ф. – …(И.п. (если есть) или И.п., ед.ч., м.р.)

II. Постоянные признаки:

  • разряд по соотношению с другими частями речи (мест. -сущ., мест .-прил., мест. -числ.)
  • разряд по значению с доказательством:
    личное, т.к. указ. на лицо;
    возвратное, т.к. указ.на возвращение действия на самого себя;
    притяжательное, т.к. указ. на принадлежность;
    вопросительное, т.к. указ. на вопрос;
    относительное, т.к. указ. на отношения простых предл. в составе сложного;
    неопределенные, т.к. указ. на неопределенные предм., призн., кол-во,
    отрицательные, т.к.указ. на отсутствие предм., призн., кол-ва;
    определительные, т.к. указ. на обобщенный признак предмета.
  • лицо (для личных).
  • падеж,
  • число (если есть),
  • род (если есть).

III. Синтаксическая роль (задать вопрос от главного слова и подчеркнуть как член предложения).

6. Морфологический разбор НАРЕЧИЯ.

I. Часть речи – нар., т.к. отв.на вопрос “КАК?” (КОГДА? КУДА? ПОЧЕМУ? и др.) и обозначает ПРИЗНАК ПРИЗНАКА.

Н.ф. – указывать только если наречие в степени сравнения.

II. Постоянные признаки:

  • Неизменяемая часть речи.
  • Разряд по значению: образ действия (каким образом?) – меры и степени (насколько? в какой мере?)
    места (где? куда? откуда?) – времени (когда? как долго?)
    причины (почему?) – цели (зачем? для чего?)

(Указать, если наречие местоименного типа, его вид: определительное, личное, указательное, вопросительное, относительное, неопределенное, отрицательное.)

Читайте так же:
Кроватка трансформер жираф инструкция

Непостоянные признаки: в … форме … степени сравнения (если есть).

III. Синтаксическая роль.

7. Морфологический разбор СЛОВА КАТЕГОРИИ СОСТОЯНИЯ.

I. Часть речи – СКС, т.к. обозначает СОСТОЯНИЕ человека, природы, ОЦЕНКУ ДЕЙСТВИЯ и отвечает сразу на два вопроса: “КАК?” и “КАКОВО?”

Остальные пункты, как у наречия, кроме разрядов по значению, которых у СКС не выделяют.

8. Морфологический разбор ПРИЧАСТИЯ.

I. Часть речи – прич., т.к. отв. на вопр. “КАКОЙ?” и “ЧТО ДЕЛАЮЩИЙ? ЧТО СДЕЛАВШИЙ?” и обозн. ПРИЗНАК ПРЕДМЕТА ПО ДЕЙСТВИЮ.

II. Постоянные признаки:

  • действительное (-ущ-, -ющ-, -ащ-, -ящ-; -вш-, -ш-) или страдательное (-ем-, -ом-, -им-; -енн-, -нн-, -т-).
  • вид (СВ – что сделавший? НСВ – что делавший?).
  • возвратность (возвратное – есть -ся, невозвратное – нет -ся).
  • время (настоящее: -ущ-, -ющ-, -ащ-, -ящ-, -ем-, -ом-, -им-; прошедшее: -вш-, -ш-, -енн-, -нн-, -т-).
  • полная или краткая форма (только для страдательных).
  • падеж (только для причастий в полной форме).
  • число (ед., мн).
  • род (только для прич в ед.ч.).

III. Синтаксическая роль (обычно бывают определением или сказуемым).

9. Морфологический разбор ДЕЕПРИЧАСТИЯ.

I. Часть речи – дееприч., т.к.отв.на вопр. “КАК?” и “ЧТО ДЕЛАЯ? ЧТО СДЕЛАВ?” и обозн.добавочное действие.

II. Постоянные признаки:

  • Неизменяемая часть речи.
  • Вид (СВ – что сделав?/НСВ – что делая?).
  • Возвратность (возвр. – есть -ся, невозвр. – нет -ся).

III. Синтаксическая роль (чаще бывает обстоятельством).

10. Морфологический разбор ПРЕДЛОГА.

I. Часть речи – предлог, т.к. служит для связи главного слова … с зависимым …

  • Простой (из одного слова: из, в) / составной (из нескольких слов: в течение, в связи с ).
  • Производный (перешел из другой части речи: вокруг) / непроизводный (из, к, об…).
  • Неизменяемая часть речи.

III. Не является членом предложения, но может входить в его состав.

11. Морфологический разбор СОЮЗА.

I, Часть речи – союз, т.к. служит для соединения однородных членов предложения или простых частей в составе сложного предложения.

  • Простой (из одного слова: и, а, но…) / составной (из нескольких слов: потому что…).
  • Сочинительный (связывают ОЧП или ПП в составе ССП: и, тоже, либо, однако…) + группа по значению (соединительные: и; противительные: но; разделительные: или). Подчинительный (связывают ПП в составе СПП: потому что, так как, чтобы, словно…) + группа по значению (изъяснительные: что, временные: когда, условные: если, причинные: потому что, целевые: чтобы, следственные: так что; уступительные: несмотря на то что, хотя; сравнительные: как будто)
  • Неизменяемая часть речи.

III. Не является членом предложения.

12. Морфологический разбор ЧАСТИЦЫ.

I. Часть речи – частица, т.к. придает доп.оттенки (какие именно: вопросительные, восклицательные, указательные, усилительные, отрицательные) словам или предложениям или служит для образования форм слов (каких именно: наклонения, степени сравнения).

  • Разряд по значению: (формообразующие: более, пусть, бы…/смысловые: неужели, вот, именно…).
  • Неизменяемая часть речи.

III. Не является членом предложения, но может входить в его состав.

13/14. Морфологический разбор МЕЖДОМЕТИЯ / ЗВУКОПОДРАЖАТЕЛЬНОГО СЛОВА.

I. Часть речи – межд. или зв/п.слово, т.к. выражает различные чувства или побуждение к действию/передают звуки живой или неживой природы.

Склонение слова «Кровать»

Склонение слова по падежам: именительный, родительный, дательный, винительный, творительный, предложный. В множественном и единственном числе. Удобный поиск склонений для слов, более 83451 слов в нашей базе. Посмотрите обучающий видео урок как правильно склонять слова.

Читайте так же:
Кроватка трансформер фея инструкция по сборке

Единственное число

ПадежВопросСлово
именительныйКто, что?кровать
родительныйКого, чего?кровати
дательныйКому, чему?кровати
винительныйКого, что?кровать
творительныйКем, чем?кроватью
предложныйО ком, о чём?кровати

Множественное число

ПадежВопросСлово
именительныйКто, что?кровати
родительныйКого, чего?кроватей
дательныйКому, чему?кроватям
винительныйКого, что?кровати
творительныйКем, чем?кроватями
предложныйО ком, о чём?кроватях

Важно знать о склонении слов

Склонение существительных

Изменение имён существительных по падежам характеризуется изменением их окончаний, которые называются падежными формами. Всего в русском языке существует шесть падежей, каждый из которых имеет свой вспомогательный вопрос.

Для того, чтобы определить падеж имени существительного, нужно попробовать задать к нему один из вспомогательных вопросов.

Также существуют несклоняемые имена существительные, т.е. те, которые имеют во всех падежах одну и ту же форму. К несклоняемым относятся как имена нарицательные (например, «кофе» или «какао»), так и имена собственные (например, «Гёте»).

Как правило, несклоняемыми существительными оказываются слова, заимствованные из иностранных языков. Они могут относиться ко всем трем родам.

Склонение имен числительных

Склонение числительных не имеет единого образца, оно представлено несколькими типами:

  1. Числительное один склоняется как прилагательное в единственном числе: один — одного (новый — нового).
  2. Числительные от пяти до десяти и числительные на -дцать и -десят склоняются как существительные 3-склонения. У числительных на -десят два окончания, так как изменяются обе части: пятидесяти, пятьюдесятью.
  3. Числительные сорок, девяносто, сто, полтора и полтораста, изменяясь по падежам, имеют только две формы: именительный и винительный падежи — сорок, девяносто, сто, полтора, полтораста; родительный, дательный, творительный, предложный падежи — сорока, девяноста, ста, полутора, полутораста.
  4. Числительные от двухсот до четырехсот и от пятисот до девятисот склоняются по особому типу.
  5. Собирательные числительные также склоняются по особому типу. Числительные оба, обе имеют два разных варианта склонения.
  6. Простые порядковые числительные склоняются как прилагательные: первый (новый) — первого (нового). У сложных порядковых числительных только одно окончание. У составных порядковых числительных изменяется только последняя часть.
  7. У дробных числительных при склонении изменяются обе части.
Склонение прилагательных

Склонение прилагательных – это изменение их по родам, падежам и числам.

Однако не все прилагательные изменяются и по родам, и по числам, и по падежам. Краткие прилагательные не изменяются по падежам, а прилагательные в форме простой сравнительной степени вообще не склоняются.

Для того, чтобы правильно склонять имена прилагательные, нужно знать их падежные вопросы в обоих числах.

Важно понимать, что окончание прилагательного можно проверить окончанием вопроса.

Части речи

1. Выдели в однокоренных словах корень. Укажи над словами, какой частью речи они являются. Подчеркни в каждой группе слова, с помощью которых можно проверить написание буквы непроизносимого согласного звука в однокоренных словах.

Счастливый, счастливчик, осчастливить, счастье.

Местный, местечко, местность, место.

Известность, известие, вестник, известить.

Опасаться, опасный, опасность, опасение.

2. Подчеркни названия самостоятельных частей речи.

Имя существительное, местоимение, предлог, глагол, союз, имя числительное, имя прилагательное, частица.

3. Вставь пропущенные буквы в имена существительные. Подбери к ним проверочные неодушевлённые имена существительные.

Образец: б. ец — бой.

  • Выдели корни в сложных словах.

4. Вставь в слова пропущенные буквы. Заполни таблицу.

3. лёнка, з. ленеть, з. лёный.

Б. льной, б. льница, б. леть.

См. шить, см. шной, см. шинка.

Л. цо, л. цевой, л. цедействовать.

Цв. ток, цв. точный, расцв. сти.

5. Выпиши имена существительные женского рода. Подчеркни в них орфограммы.

Декабрь, брешь, брошь, токарь, чушь, тираж, дрожь, мышь, фарш, тополь, упряжь, выигрыш, мощь.

6. С помощью суффикса -н- образуй от имён существительным имена прилагательные.

7. Поставь имена прилагательные в нужную форму. Выдели окончания. Укажи род имён существительных.

Горяч. кофе, известн. фамилия, цветочн. кашпо, льнян. скатерть, заказн. бандероль, красив. тюль, яблочн. повидло, чёрн. рояль, асфальтированн. шоссе.

8. Вставь пропущенные буквы. Подчеркни в тексте имена существительные. Укажи над ними род и число.

  П. см. трю на ю. — нивы зрелые,

  Что камы. густой, тихо движутся;

  Мурава лугов к. вром стелется,

  Виногра. в с. дах нал. вается.

9. Заполни таблицу.

10. Запиши имена прилагательные, согласуя их с именами существительными, данными в скобках. Выдели окончания имён прилагательных. Укажи число и род (где можно) имён прилагательных.

  длинный (день, платье, верёвка, брюки)

  спелый (картофель, яблоко, черешня, сливы)

  золотой (перстень, кольцо, цепочка, руки)

  • Подчеркни словосочетание, в котором имя прилагательное употреблено в переносном значении.

11. Найди и подчеркни глаголы в неопределённой форме. Укажи падежи имён существительных.

  Кто жить умеет по часам

  И ценит каждый час,

  Того не надо по утрам

  Будить по десять раз.

  И он не станет говорить,

  Что лень ему вставать,

  Зарядку делать, руки мыть

  И застилать кровать.

  Успеет он одеться в срок,

  И раньше, чем звенит звонок,

  За парту в школе сесть. (С. Баруздин)

  • Выпиши слова, в которых звуков больше, чем букв.

12. Подчеркни предложения, в которых выделенные слова являются именами существительными.

1) Сел Емеля на печь и поехал к царю. Бабушка будет сегодня печь пироги. 2) Около деревни военные развернули палаточный городок. На поезде перевозили военную технику. 3) Дежурный ученик раздал тетради. Дежурная до утра не покидала свой пост. 4) Не плачь, Алёнушка, найдём мы твоего братца. За стеной раздавался плач ребёнка.

13. Из данных слов составь и запиши предложения. Укажи все части речи.

  прогулку, уроков, вышли, дети, после, на зиме, жители, к, лесные, готовятся

«Основы грамотности» — материалы для студентов, учителей, учеников и их родителей.

Наш сайт не претендует на авторство размещенных материалов. Мы только конвертируем в удобный формат материалы, которые находятся в открытом доступе и присланные нашими посетителями.

Если вы являетесь обладателем авторского права на любой размещенный у нас материал и намерены удалить его или получить ссылки на место коммерческого размещения материалов, обратитесь для согласования к администратору сайта.

Разрешается копировать материалы с обязательной гипертекстовой ссылкой на сайт, будьте благодарными мы затратили много усилий чтобы привести информацию в удобный вид.

Как выбрать кровать?

Кровать — центральный элемент спальни. Кроме того, удобное спальное место помогает обеспечить здоровый ночной сон, который, в свою очередь, является залогом активного дня.

Мы предлагаем широкий ассортимент кроватей, о которых готовы подробно вам рассказать. Вам же останется только выбрать ту, которая подойдет именно вам.

Кровать ВАДХЕЙМ с обивкой в серо-зеленом цвете

Кровать ВАДХЕЙМ с обивкой в серо-зеленом цвете

Типы кроватей

Кроватей много: найдите свою!

Независимо от того, какая кровать вам нужна, — одно- или двуспальная, с ящиками для хранения или без них — у нас вы найдете подходящий вариант. Мы предлагаем кровати разных моделей, размеров, цветов и из разных материалов. Выберите ту, которая лучше всего подходит именно вам.

  • Классические кровати
  • Кровати с решениями для хранения

Классические кровати

Размер спального места

Двуспальная кровать МАЛЬМ белого цвета

  • MALM МАЛЬМ Каркас кровати 15 799 ₽

Обычно главный критерий выбора будущей кровати — это ее размер. Для пар и просто любителей раскинуться во сне мы предлагаем широкий ассортимент каркасов двуспальных кроватей для матрасов размером 140×200, 160×200 или 180×200 см.

Для каркаса шириной 180 см вы сможете выбрать один большой матрас или два — разных степеней жесткости, если у вас и вашего партнера разные представления о комфорте.

Кушетка с ящиками для хранения БРИМНЭС

  • BRIMNES БРИМНЭС Кушетка с 2 матрасами/2 ящиками 15 197 ₽

Если вам не нужно много места для сна, вы можете выбрать односпальную кровать 90×200 см или раздвижную кушетку со спальным местом 80×200 см или 160х200 см в разложенном виде.

С изголовьем или без? Выбор за вами!

Кровать с изголовьем ЛЕЙРВИК

  • LEIRVIK ЛЕЙРВИК Каркас кровати 8 999 ₽

Конечно, кровати с изголовьем делают спальню любого стиля — от романтичного, как в серии ЛЕЙРВИК , до современного, как в серии МАЛЬМ , — более торжественной. Вот почему мы позаботились о дизайне наших изголовий.

В некоторых изголовьях, таких как у кровати БРИМНЭС , также предусмотрено много места для хранения. В нем поместится все, что вам может понадобиться, — от книг и мобильного телефона, до будильника и пресловутого стакана воды.

Кровать с изголовьем удобна для любителей почитать в постели: прислонив к нему подушки, вы сможете удобно устроиться в постели полусидя.

Кровать НОРДЛИ с ящиками для хранения

  • NORDLI НОРДЛИ Каркас кровати с ящиками 32 999 ₽

Если же вам больше нравится кровать без изголовья, вам подойдет, например, каркас НОРДЛИ . В этом случае стена позади кровати дает огромный простор для творчества: вы можете создать на ней коллаж из дорогих сердцу фотографий, оклеить ее стикерами или даже расписать!

Кровать без изголовья также как нельзя лучше подойдет для спальни с наклонным потолком.

Двуспальная кровать СЛАТТУМ с текстильным изголовьем

  • SLATTUM СЛАТТУМ Каркас кровати с обивкой 12 999 ₽

Если изголовье выполнено из мягкого материала, как, например, у кровати СЛАТТУМ , то на него можно с комфортом опереться, когда вы смотрите телевизор или читаете в постели. Кроме того, мягкая тканевая обивка придает спальне уютный вид.

Кровати с решениями для хранения

Двуспальная кровать МАЛЬМ с откидным механизмом

  • MALM МАЛЬМ Кровать с подъемным механизмом 36 999 ₽

Мы знаем, как много у вас дома вещей, поэтому предлагаем задействовать под их хранение каждый сантиметр, даже под кроватью.

В нашем ассортименте есть кровати разных стилей, цветов и размеров — с выдвижными ящиками и специальными отделениями под поднимающимся дном. Ранее пустовавшее место под кроватью теперь можно использовать для размещения, например, постельного белья, полотенец или даже чемоданов!

Кровать МАЛЬМ с подъемным механизмом — одно из самых практичных решений для хранения в спальне, ведь эта кровать отличается вместительностью и не требует дополнительного пространства для выдвижения ящиков.

Двуспальная кровать БРИМНЭС с изголовьем и полками

  • BRIMNES БРИМНЭС Каркас кровати с изголовьем 16 999 ₽

В кровати БРИМНЭС помимо выдвижных ящиков предусмотрено дополнительное пространство для хранения в изголовье, что поможет разгрузить прикроватный столик и полки.

Убирая вещи под кровать, вы будете поддерживать в спальне порядок, что позитивно скажется на качестве вашего сна. Изучите наш ассортимент кроватей с решениями для хранения!

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector