0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Матрас» или «матрац»: как правильно пишется слово

«Матрас» или «матрац»: как правильно пишется слово

Двойное написание сохраняется и во множественном числе: «матрасы» – «матрацы». Слова «наматрасник» и «наматрацник» также равноправны в русском языке.

Как видим, правило простое и разрешает нам писать любую букву. Однако не следует его применять ко всем словам, оканчивающимся на «с» или «ц». Например: слова «дартс», «баланс», «дилижанс», «аванс», «анонс» и «альянс» пишутся только с буквой «с» на конце. А вот слова «плац», «абзац», «зверинец», «гостинец» не потерпят замену «ц» на «тс». Будьте внимательны и в случае затруднений сверяйтесь со словарем!

В первом примере слово «матраЦ» поддерживает официальный стиль:

    «Ортопедический матрац – это изделие, которое предназначено для поддержания позвоночного столба».

  • «Убери матрас в шкаф», – крикнула мама с кухни.

Еще один пример, где «матрац» удачно вписывается в контекст:

    «Представители крупнейших производителей матрацев продемонстрировали свою продукцию».

    «В кладовке мы нашли старенький ватный матрас».

  • «Пора снять наматрасники и постирать их».

Полина Владиславовна Лебедева, филолог, преподаватель, автор курсов русского языка для детей и взрослых (@russkii.online):

– Наверняка вы встречали в нашем языке два варианта произнесения слова, обозначающего «мягкую или упругую подстилку на кровати или диване» – это «матрас» и «матрац». Какая из форм верная? Обе! С точки зрения русской грамматики эти формы равнозначны. Можно произносить так, как вам привычнее и удобнее.

Почему же существует два варианта? Дело в том, что слово «матрас» заимствовано из голландского (matras), а «матрац» – из немецкого (matratze). В германские языки слово попало из романских (materasso), где оно, в свою очередь, является заимствованием из арабского (matrah).

Словоформа «матрас» использовалось наравне с «матрацем» в разговорной речи, но официально была зарегистрирована в толковых справочниках гораздо позднее. В словарь В. Даля в 1863 году попадает только «матрац».

Информация о времени появления в русском языке этих словоформ разнится. Одни полагают, что «матрас» из голландского пришёл к нам в конце XVII века, гораздо раньше немецкого «матраца». Другие — что «матрац» появился в первой трети XVIII века, а позже стали использовать «матрас», по аналогии с произношением этого слова в других языках (английский – mattress, французский – materas, итальянский – materasso).

Спор остаётся нерешённым. В любом случае известно, что произнесение «матрас» (materasso) исторически более раннее, чем произошедший от него «матрац» (matratze), а прародителем был вообще «матрах» (matrah). В современном русском языке вы можете выбрать наиболее удобный для себя вариант!

Проверочное слово – что это такое, как правильно его подобрать и к каким словам проверочные слова подбирать нельзя

Это слово, которое помогает проверить сомнительную букву: пло(т/д) – плоТы.

Что такое проверочное слово

Проверочное слово – это такое слово, которое помогает проверить сомнительную букву. Например, вот пишете вы слово «мол…ко» и не знаете, какую букву надо писать после «л». То ли «о», то ли «а». Чтобы не ошибиться, надо подобрать проверочное слово: молОчный. Теперь сомнительная гласная под ударением и вы не сомневаетесь в ее написании.

Другой пример. Слово «ду(б/п)» – вы не знаете, то ли надо писать «б», то ли «п». Как не ошибиться? Надо подобрать проверочное слово: дубЫ. Теперь «б» слышится отчетливо и вы не сделаете ошибку.

Давайте узнаем, как правильно подбирать проверочные слова и в каких случаях проверочных слов просто не существует.

Как подбирать проверочное слово

Надо сначала понять, что вызывает сомнения – гласная или согласная.

Для гласных

Если сомнение вызывает гласная, то она, скорее всего, безударная. Как в слове «в…сна». Гласный после «в» безударный, и вы в нем сомневаетесь – то ли «е» надо писать, то ли «и».

В таком случае надо подобрать однокоренное слово, чтобы гласный был под ударением. Например, «вёсны». Теперь уже на гласный после «в» падает ударение и вы точно знаете, что писать надо «е», а не «и».

Обратите внимание

Слово должно быть обязательно однокоренным. Нельзя существительное «водитель» проверять существительным «воды», потому что «водитель» – это тот, кто «вОдит». Он с водой вообще никак не связан.

Для согласных

Согласные вызывают у нас сомнения в двух случаях:

  1. Когда они в конце слова.
  2. Когда после них глухие согласные.
Читайте так же:
Двухэтажная кровать в симс 4

Например, в слове «раб» согласный «б» сомнительный. Вы не знаете наверняка, то ли «б» надо писать, то ли «п».

То же самое в слове «здра(в)ствуйте». После «в» идет глухая согласная, даже две глухих согласных. И мы этот «в» вообще не произносим. Мы говорим [здраствуйти].

Чтобы проверить согласную, надо так изменить слово, чтобы после этой согласной была гласная или звонкая согласная. Или однокоренное слово подобрать с теми же условиями.

Существительное «раб» мы проверим формой множественного числа – «рабы». Как видите, после «б» стоит гласная «ы». И мы очень четко слышим, что там именно «б». Мы не говорим [рапы].

А для проверки междометия «здравствуйте» мы подберем однокоренное слово «здравие». Говорить человеку «здравствуйте» – значит желать ему «здравия», «здоровья». Вот мы и «услышали» сомнительный согласный «в».

Звонкие согласные могут нам помочь не хуже, чем гласные. Например, для проверки слова «лес» сгодятся не только «леса», но и «лесник», «лесничий». Сонорный «н» является звонким, поэтому согласная перед ним слышится очень четко. Мы ведь не говорим «лезник», верно?

Для каких гласных не существует проверочных слов

В статье про безударные гласные я уже писал, что если на гласную не падает ударение, то она относится к одной из трех групп:

  1. Проверяемая. Можно подобрать проверочное слово.
  2. Непроверяемая. Нет проверочного слова. Надо смотреть в словарь.
  3. Чередующаяся. Проверочное слово подбирать нельзя. Надо смотреть на условия чередования.

Давайте еще раз эти три типа проанализируем.

С первым типом все понятно. У нас безударная гласная, мы подобрали однокоренное проверочное слово, чтобы на гласный падало ударение. И все счастливы.

Теперь непроверяемые гласные. У них проверочных слов нет. Вот просто нет в языке. И как бы вы ни искали, не найдете. Например, никогда вы не проверите слово «собака». Вот этот «о» после «с» проверить невозможно. Нет слова, в котором на «о» падало бы ударение.

Непроверяемые гласные в словах надо запоминать. А чтобы их запомнить, надо смотреть в словарь. Орфографический.

Сложнее всего с чередующимися гласными. Например, вот перед вами слово «зат…рать». Вы думаете, что гласная проверяемая. Подбираете проверочное слово – «затЁртый» и пишете с «е» – «затерать». Ошибка.

Тер/тир – корень с чередованием. В нем пишется «и», если после корня есть «а». Если нет «а» – пишется «е». Вот и получается: затирать, но затереть, затёртый, затёр.

Корни с чередованием надо запомнить. К счастью, они очень похожи друг на друга, смотрите: бер-бир, пер-пир, мер-мир, дер-дир, тер-тир, гор-гар, зор-зар. Особнячком стоят только лож-лаг, рост-раст, блест-блист.

Проверять чередующиеся гласные нельзя. Если будете проверять их с помощью проверочных слов – однозначно допустите ошибку.

Для каких частей слов можно подобрать проверочные слова

Обычно проверочные слова подбираются только для тех гласных и согласных, которые находятся в корне. Если у вас сомнительная буква не в корне – скорее всего, ее надо будет проверять каким-то другим способом.

Ну например, нельзя подобрать проверочное слово для прилагательного «пр…брежный». Надо запомнить, что в приставках пре/при пишется «и», если слово имеет значение приближения, присоединения, близости, неполного действия. А «е» пишется, если можно заменить на «пере» или на «очень».

Поэтому «прибрежный» пишется с «и» (он в «близости» к морю), а, скажем, «преогромный» – с «е», потому что можно заменить на «очень огромный».

Не подбираются проверочные слова для суффиксов. Например, с какой буквой надо писать слово «ключ…к» – с «е» или «и» в суффиксе «ч…к»? С «и», потому что при изменении слова она не выпадает: ключику, ключика, о ключике. А вот в слове «человечек» мы напишем «е», потому что она выпадает: человечка, человечку.

Ну а про окончания вообще говорить нечего. Там у каждой части речи свои тонкости. Например, в прилагательном «осенн…м (лесу)» мы напишем «е», если в вопросе будет «е» или «о». «В лесу (каком?) осеннем».

Как графически оформлять проверочное слово

Во-первых вы должны запомнить, что при графическом объяснении сомнительных букв, надо отвечать на три вопроса: Что? Где? Почему?

Читайте так же:
Выкуп медицинских кроватей москва

Ответить на вопрос «что?» – значит указать на сомнительную букву. Например, в слове «вода» я сомневаюсь в букве «о» – подчеркиваю ее одной чертой.

«Где?» – значит в какой части слова, то есть в какой морфеме. В слове «вода» сомнительная буква находится в корне «вод» – рисую над корнем дугу.

«Почему?» – это как раз указание на проверку. Если мы подобрали проверочное слово, то ответом на вопрос «почему» как раз и будет это слово, написанное в скобках.

В этом слове надо показать, что мы проверили ту самую морфему – то есть тоже выделить корень. А проверенную букву подчеркнуть уже двумя чертами, а не одной, потому что мы в ней теперь не сомневаемся. Получается вот так:

Пример

Значок ударения тоже советую ставить. Ударение как раз показывает, почему в одном случае мы сомневаемся в гласной, а в другом пишем ее уверенно.

Если вы объясняете согласную, то оформление будет немного другим. Например, вот как тут:

Пример проверки

Двумя черточками подчеркивается гласная, которая проверяет согласную.

Вот мое видео про орфограмму – я там тоже привожу примеры объяснения слов. Посмотрите обязательно, видео небольшое.

Как научиться быстро находить проверочные слова

Надо постоянно практиковаться. И делать домашние задания без решебников. Например, вот пишете вы упражнение по русскому, увидели там слово с пропущенной буквой – надо не сразу гуглить, каким словом его проверить, или из решебника списывать. Надо напрячь мозг и подумать, какие могут быть проверочные слова. Если вы с пятого по одиннадцатый класс будете эту работу делать – проверочные слова сможете находить очень быстро.

Дам несколько советов, которые могут облегчить поиск:

  1. Сразу поставьте слово во множественное число. Или из множественного числа поставьте в единственное. Почему-то дети в школе не сразу додумываются это сделать. А таким способом можно очень многие слова проверить: в…сна – вёсны, в…да – воды, ст…лы – стол, д…ма – дом, г…рода – город.
  2. Подберите однокоренные слова других частей речи: вых…дить – ход, закр…пить – скрепка.
  3. Если первые два способа не подошли – «повспоминайте» все формы слова. Для существительных это все падежи, от именительного до предложного, для глаголов – формы совершенного и несовершенного вида, причастия и деепричастия.

Можно ли научиться писать грамотно без проверочных слов

Нет. Есть, конечно, люди с очень хорошим языковым чутьем. И они часто «автоматически» пишут правильные буквы и даже знаки препинания расставляют верно. Спросишь их: «А почему здесь вот такая буква?» Они говорят: «Не знаю». Но пишут правильно.

Однако русский язык чудовищно коварен и сложен. И я вам советую не полагаться на интуицию, а стараться подбирать проверочные слова, чтобы убеждаться в правильности написания той или иной буквы.

К тому же одно проверочное слово – это ключ к написанию сразу нескольких слов. Вот вспомнили вы про слово «ход» – теперь сможете грамотно писать и «выходить» и «входить», и «переходить», и «находить».

И еще момент. Если вы вот никак не можете найти проверочное слово – не торопитесь писать «словарное» или «запомнить». Откройте интернет и прямо так и напишите: «проверочное к …». В интернете сейчас полно сайтов с проверочными словами – вы там найдете весь необходимый материал.

С какими проблемами вы можете столкнуться в школе

Пишете вы упражнение по русскому. Там слово «р…бота». Вы что делаете? Вы пишете его с «а» и рядом в скобочках добавляете проверочное слово «раб». Ведь работа – это удел рабов, верно?

А учитель вам ставит ошибку. Ну, может, и не ошибку, но подчеркивает это объяснение как неправильное.

Потому что в современном русском языке «работа» – это не удел рабов. Рабов вообще нет. Обычные свободные люди типа нас с вами работают. Бизнесмены работают. Творческие люди типа поэтов и художников тоже работают.

Что произошло? Связь между словами «работа» и «раб» разорвалась. И проверять первое слово вторым нельзя. «Работа» теперь – словарное слово, его проверить вообще невозможно.

Другой пример. Слово «б…гатый». Вы в нем пишете букву «о» и проверяете словом «бог». Тоже вроде правильно, но учитель ставит ошибку.

Читайте так же:
Как выбрать матрас для новорожденного малышева

Здесь проблема примерно та же, что и с рабами. Давным-давно было в нашем языке слово «бог». Оно обозначало человека, который кому-то что-то отдает. От «бога» образовалось прилагательное «богатый». Богатый – это тот, кому «бог» (вот этот самый человек) многое дал.

А потом переводчики стали делать переводы церковных книг. И они не знали, как перевести нарицательное существительное, которое обозначало Всевышнего. И взяли для перевода два слова: «господь» (господин) и «бог» (отдающий что-либо, податель благ). И перевели.

Прошли столетия. И первое значение у слова «бог» исчезло. Сейчас кого ни спроси «Кто такой бог?» – все подумают о боге в религиозном смысле. Про человека, который кому-то что-то отдает, никто вообще не вспомнит. Связь между «богатым» и «богом» разорвалась. И нельзя вот это прилагательное проверять вот этим существительным.

Как быть? В школе надо писать, что эти слова словарные. Но при письме надо все же помнить и про раба, и про бога. Чтобы не ошибиться.

Что еще читать

Посмотрите статью с курсами по русскому. В самом начале этой статьи, еще до описания платных учебных программ, я даю ссылки на хорошие бесплатные тренажеры по русскому и на электронные пособия. Думаю, они вам очень пригодятся.

Советую вам также несколько других статей, ранее опубликованных у нас на сайте:

    . В этой статье я объясняю, как правильно изучать орфографию, как систематизировать в голове все орфографические правила и не растерять их со временем. . Возможно, у вас возникают сложности с подбором однокоренных слов как раз потому, что у вас в целом узкий словарный запас. Расширить его не так уж и трудно. , Лож/Лаг – эти две статьи помогут вам понять, как работать с корнями, в которых есть чередующиеся гласные. – общие рекомендации и практические упражнения. Прочитайте обязательно.

Заключение

Наш разговор о проверочных словах подошел к концу. Понятно ли вам теперь, как правильно находить проверочные слова, как их графические оформлять? Запомнили ли вы, что к чередующимся гласным проверочное слово находить категорически запрещено?

Индивидуальные задания по русскому языку.2 класс. Безударные гласные.

Нажмите, чтобы узнать подробности

трюмо, стеллажи, ширма, кресло, кроватка, гардероб, этажерка.

2. Прочитай. Расставь ударение. Вставь пропущенные буквы. Спишите сначала проверочные слова, а потом слова с безударной гласной в корне. Выделите корень.

Цв.тущий, цв.т, цв…тастый, цв…точный.

Пр.мой, выпр.мил, пр.мо, пр.мота, напр.мик.

Л.дник, л.довый, л.д, л.дышка, подл.дный.

Р.довой, р.док, р.д, р.дочек, нар…ду.

Л.ства, л.сток, л.ст, л.стовый, л.стик.

3. Вставь пропущенные буквы. Напиши проверочные слова, поставь ударение, выдели корень.

Образец : лечит— лечил больного

_________________________ л…чил больного

________________________ __ н…сил воду

________________________ п…ил лошадь

_________________________ т…щил мешок

________________________ см…трел фильм

________________________ л.вил рыбу

_________________________ б…лил стены

__________________________ в…рил картошку

__________________________ м…сил тесто

__________________________ д…ил корову

4. Обозначьте в словах ударение, соедините линией проверяемое и проверочное слово

5.Вставь пропущенные буквы. Устно подбирай проверочные слова. Приготовься писать текст под диктовку.

У б о р к а.

Св…тлана и Ст…пан убирают св…ю комнату.

Р…дители почистили ковры во дворе.

Мама протёрла ст…кло у серванта.

Сервант сияет ч…стотой.

6.Напишите слова, для которых данные слова являются проверочными, поставь ударение, выдели корень.

Нож-_________, нос-___________, час-___________, меч-________, лещ-____________, холм-__________, крот___________, герб-____________, грач-___________, ряд-_________, сад-_____________, врач-____________, клёст-__________, бобр-________, стриж-____________, снег-___________, шарф-_________, след-_________, столб-____________, двор-___________, гриб-_________, зверь-__________, кит-______________, дрозд-_________, слон-_____________, берег-___________, цвет-______________.

7. Измените слова по числам, запишите. Вставьте пропущенные буквы А, О.

8. Прочитай, расставь ударение во всех словах. Спишите сначала проверочные слова, а потом слова с безударной гласной в корне. Выделите корень.

Заболеть, больной, боль, больница, больно.

Водоём, водянистые, воды, подводный, вода.

Ночной, ночь, ночевать, ночью, ночлег.

9. Выпиши слова с пропущенными буквами с предлогом и без предлога в первый столбик. Во второй столбик запиши проверочные слова, поставь ударения, выдели корень..

И порхает, и порхает.

По тр…пинкам, по н…зинкам

Ходит лесом нев…димка,

Повт…ряет вслед за мной.

Все сл…ва в тиши л…сной.

10.В словах выдели корень. Поставь ударение. Запиши слова с безударными гласными в корне в один столбик, а во второй столбик -допиши проверочное слово.

Читайте так же:
Кровать квин сайз что это

Воробьи, зерно, ведро, лопата, топор, звезда, враги, овощи, деревья, сады, корова, собака, паруса.

Русский язык 2 класс: карточки с заданиями

русский язык 2 класс карточки с заданиями

Во 2 классе дети изучают очень важные орфограммы на уроках русского языка. Среди них такие как безударные гласные в корне слова , парные согласные в конце и середине слова, удвоенные согласные, разделительный мягкий знак и др.

Чтобы иметь положительную оценку по русскому языку, к концу 2 класса учащиеся должны обладать набором знаний и умений.

Что нужно уметь к концу 2 класса по русскому языку:

  • делить слова на слоги;
  • выделять ударный слог;
  • обозначать на письме мягкость согласных звуков гласными буквами и мягким знаком;
  • писать большую букву в именах, фамилиях, названиях городов, деревень, кличках животных;
  • писать слова с сочетаниями жи, ши, ча, ща, чу, щу, чк, чн;
  • правильно обозначать буквами парные звонкие и глухие согласные звуки на конце и середине слов;
  • правильно обозначать буквами безударные гласные в корне слова;
  • писать пройденные слова с двойными согласными;
  • уметь писать слова с разделительным ь;
  • знать и уметь правильно писать словарные слова, данные в программе 2 класса;
  • писать раздельно предлоги со словами;
  • производить фонетический разбор ;
  • знать части речи: имя существительное, глагол, имя прилагательное, предлог;
  • выделять главные члены предложения (подлежащее и сказуемое).

Словарные слова для 2 класса (слова с непроверяемым написанием):

Береза, быстро, вдруг, весело, ветер, воробей, ворона, город, девочка, дежурный, деревня, завод, заяц, здравствуйте, капуста, карандаш, класс, коньки, корова, лисица, сумма, лопата, машина, медведь, молоко, мороз, Москва, народ, обед, одежда, пальто, пенал, платок, пожалуйста, посуда, работа, Родина, русский, скоро, коллектив, собака, сорока, спасибо, суббота, тетрадь, товарищ, троллейбус, урожай, ученик, учитель, фамилия, хорошо, ягода, язык.

Словарные слова могут отличаться в зависимости от программы.

Каждая орфограмма требует практической отработки. Для этого для начала необходимо использовать отдельные упражнения, а в дальнейшем удобно пользоваться карточками для проверки всех пройденных орфограмм. Карточки хорошо использовать как для тренировки, так и для проверки знаний учащихся.

Карточка 1

  1. Вставь пропущенные буквы. Напиши проверочные слова.

Цв…точки, м…лыш, скв…рцы, бл…ны, пч…ла, кр…сота, т…жёлый

  1. Подчеркни главные члены предложения. Укажи части речи.

По берегам извилистой реки растут ивы.

Карточка 2

  1. Распредели слова на 3 группы.

Лесной, берёзка, цветочки, весенний, прибежала, ельник, распустилась

2. Вставь, где надо, Ь.

Пахн…ет шерст…ю волч…ей
У пен…ка с поганками.
Шли волч…ата ноч…ю
Лунными пол…янками.

Карточка 3

  1. Вставь пропущенные буквы. В скобках укажи проверочные слова.

Ч…сто идут д…жди. Плохо без з…нта и пл…ща. На дв…ре луж…. Тихо кругом. Улетели из с…дов гр…чи и др…зды. Вчера они долго круж…лись над п…лями и х…лмами. В…сной птицы вернутся д…мой.

  1. Подчеркни главные члены предложения. Укажи части речи.

За окном забарабанил весёлый дождик.

Карточка 4

  1. Раздели слова черточкой для переноса.

Корабль, окуньки, цветочки, ящерица, весенний, клеёнка, ельник

ель – ______б.,______зв.
майка – _______б.,________зв.
енот – _______б.,______зв.
белая – ______б.,_______ зв.

Карточка 5

  1. Вставь пропущенные буквы. В скобках укажи проверочные слова.

Жил в Одессе чёрный ко… .
Он зале… на парохо… .
С удовольствием в буфете
Съел с колба…кой бутербро… .

  1. Сделай фонетический разбор слова берёзка.

Карточка 6

  1. Раздели слова на слоги и для переноса.

Ананас, переход, радужные, стройка, карусель, ягода, пианино.

2. Составь из слов предложение и запиши его. Укажи грамматическую основу.

Крепкий, сосной, вырос, под, высокой, боровик

Карточка 7

  1. Допиши предложения словами с противоположным значением. Вставь в слова пропущенные буквы.

Р…ка ш…рокая, а ручей _____________. Камень т…жёлый, а пух ____________. Яблоко сла…кое, а редька _____________. Ш…повник ни…кий, а ду… _________.

  1. Подчеркни главные члены предложения. Укажи части речи.

По небу плавно плыли пушистые облака.

Карточка 8

  1. Раздели слова на слоги. Подчеркни слова, которые нельзя перенести.

Уползёт, края, соболь, океан, вареный, тетрадь, осёл, ученик, Илья

2. Вставь нужную букву. Спиши текст.

Около будки лежит (П,п) ёс (Ш,ш)арик. По двору бежит (К,к)отенок (Б,б)арсик. За забором мычит (К,к)орова и гогочут (Г,г)уси. На лугу пасётся (К,к)оза (З,з)орька.

Карточка 9

  1. Вставь пропущенные буквы и напиши проверочные слова.
Читайте так же:
Это можно найти под кроватью 94

У ко…ки Мурки мя…кие ла…ки и острые зу…ки. Лоша…ка беж…т по у…кой доро…ке.

  1. Подчеркни главные члены предложения. Укажи части речи.

Воробей весело прыгал по дорожке.

Карточка 10

  1. Вставь, где надо, Ь.

Улич…ный, пузыр…ки, доч…ка, скуч…ный, плат…е, сил…ный, оч…ки.

2. Напиши слова во множественном числе.

чиж – __________________
камыш – _______________
морж – ________________
мышь – _______________

Карточка 11

  1. Вставь пропущенные буквы и напиши в скобках проверочные сова.

Век без ош(ы,и)бки не прож(ы,и)ть. Сам погибай, а товарищ(а,я) выруч(а,я)й. Волки рыщ(у,ю)т, добыч(у,ю) ищ(у,ю)т.

  1. Подчеркни главные члены предложения. Укажи части речи.

В аквариуме плавали разноцветные рыбки.

Карточка 12

  1. Вставь пропущенные буквы. Отгадай загадку и напиши отгадку.

Когда с тобою этот дру… ,
Ты можешь без доро…
Шагать на север и на ю…,
На запа… и восто… .

2. Запиши цифрами рядом со словом количество букв и звуков..

юбка – ______б.,______зв.
бельё – _______б.,________зв.
атлас – _______б.,______зв.
маяк – ______б.,_______ зв.

Карточка 13

  1. Раздели слова на слоги. Поставь знак ударение. Подчеркни зелёным карандашом мягкие согласные.

Апрель, чайка, жюри, тюльпан, бельчонок, речка.

  1. Придумай и запиши имена собственные:

Город _____________, собака ___________, попугай _____________, улица _____________, река______________.

Карточка 14

  1. Вставь пропущенные буквы, напиши в скобках проверочные слова.

Холо… сковал землю. Под ногами хрустит сне…. Моро… щиплет щёки и но… .

2. Из слов составь и запиши предложение. Подчеркни грамматическую основу.

Окнах, прич…дливые, нарисовал, на, узоры, м…роз.

Карточка 15

  1. Раздели слова на слоги и поставь ударение.

Серый день короче ночи,
Холодна в реке вода,
Серый дождик землю мочит,
Свищет ветер в проводах.

  1. Вставь пропущенные буквы, напиши с скобках где нужно проверочные слова.

В л…су зв…рьки готовятся к з…ме. Птицы ул…тают в тёплые края. Белоч…ка суш…т на ветвях д…ревьев гр…бы. Ёж…к спеш…т в свою норку. Мыш… запасают з…рно.

Карточка 16

  1. Составить с данными словами 3-4 предложения.

Скоро зима; лёгкий мороз; резкий ветер; дубки, березки; робкий зайчишка.

2. Допиши предложения словами противоположного значения.

  • Волк — враг, а собака — … .
  • Дуб высокий, а шиповник … .
  • Дорога широкая, а тропинка … .
  • Лёд тяжелый, а снег … .
  • Клюква кислая, а малина … .
  • Кожура шершавая, а орех … .
  • Сеяли густо, да взошло … .

Карточка 17

  1. Поставь ударение. Раздели слова на слоги.

Зонтик, урожай, карандаш, утята, животные, шофёр, лейка, пеньки.

  1. Зачеркни лишнее слово в каждой строке. Найди и выдели в словах общий корень:

Школа, школьник, школьный, пришкольный, ученик.
Лес, лесной, лесник, лесничество, залезет.
Свет, светлый, светит, цветной, просвет.

Карточка 18

  1. Вставь пропущенные буквы, напиши проверочные слова.

Л…стопад, т…рять, взгл…ну, ш…пну, л…док, пр…мые, вскр…чал, ж…рища.

2. Из слов составь и запиши предложение. Подчеркни грамматическую основу.

Лужами, дождя, двор, после, покрыт, огромными

Карточка 19

  1. Раздели слова на слоги. Запиши все возможные случай переноса.

Перепёлка – ___________________________________________________
учитель – __________________________________________________
индейка – _________________________________________________
ящерица – ___________________________________________________

2. Подчеркни главные члены предложения. Укажи части речи.

Осенние листья медленно кружатся в воздухе.

Карточка 20

  1. Вставь пропущенные буквы и напиши проверочные слова.

В л…су на поляне поспела з…мляника. Её яг…ды очень сла…кие. А в…ренье из них вку…ное и ароматное

2. Спиши предложения.

  • Красив город … О(о)рел. Гордая птица — … О(о)рел.
  • Девочку зовут … Г(г)алка. У нас живет ручная … Г(г)алка.
  • Мы идем на хутор … Л(л)исички. В клетке сидят … Л(л)исички.

Карточка 21

  1. Выпиши слова, в которых есть гласные, обозначающие два звука.

Дождик на луже рисует картинку,
Светлую, лёгкую – как паутинку.
Если в неё заглянуть с высоты –
То на картине появишься ты.

  1. Раздели слова на слоги. Запиши все возможные случай переноса.

Цыплёнок – _______________________________________________
яичко – __________________________________________________
балалайка – ______________________________________________
ясная – __________________________________________________

Карточка 22

  1. Спиши, вставляя пропущенные буквы.

Посылал медведь л…су собирать др…ва в л…су.

За г…рою у р…ки, где вдоль берега ду…ки, есть деревня неб…льшая под названьем Ч(ч)…даки.

2. Закончи предложения, употребив однокоренное слово. Спиши и выдели корень в однокоренных словах.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector