0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Два шедевра Караваджо. Ужин в Эммаусе

Два шедевра Караваджо. Ужин в Эммаусе

КАРАВАДЖО.Караваджо.Ужин в Эммаусе.(Cena in Emmaus) . 1599—1600г Холст, масло. 141 ; 196,2 см Национальная картинная галерея, Лондон.

Караваджо написал две картины на один и тот же сюжет.Разница составляет 5 лет.У нас есть возможность сравнить эти два шедевра,мы можем увидеть как менялось мастерство Караваджо.

Картина была написана для римского аристократа и банкира Чириако Маттеи. За работу Караваджо получил 7 января 1602 года 150 крон. Позднее картина была приобретена кардиналом Сципионом Боргезе. В настоящее время на правах аренды она экспонируется в Институте искусств Чикаго, постоянное местонахождение — Национальная галерея в Лондоне.

Вскоре после того, как Христос был распят и воскрес, Клеопа и другой его безымянный ученик отправились в Эм­маус — селение неподалеку от Иерусалима. По дороге их повстречал Иисус, Он присоединился к ним, но путники Его не узнали. Затем он остался с ними в доме, так как было уже поздно, и отведав с ними еды, ученики узнали Иисуса, но он стал невидимым для них.

Это полотно отличается драматичностью освещения, театральностью жестов и высочайшим реализмом в передаче деталей. Караваджо на картине показывает момент благословения Иисусом хлеба и раскрытия его личности этим двум ученикам.
На первый взгляд, если не знать содержания, перед нами обычная жанровая сцена в таверне, где трое мужчин обедают вместе, они рады встрече и о чем-то оживленно беседуют.

Свет на картине падает сверху слева, образуя подобие нимба, окружающего голову Христа. На столе мы видим жареную птицу, хлеб, вино, воду и фрукты. Детали, изображенные в реалистической манере, являются вместе с тем очевидными символами.
Хлеб и вино здесь символизируют Причастие; жареная птица и переспелые фрукты — смерть; гранат — Воскресение (гранат обычно связывается с мифологической Персефоной, полгода проводившей в Царстве мертвых, но воскресавшей с наступлением весны).

На картине Христос изображен безбородым юношей, как у Леонардо, что не соответствовало иконографической традиции, с полноватым, даже мясистым лицом, с вьющимися волосами (внешность Спасителя, скорее всего, соответствовала натурщику, которого художник сумел найти). Одет в красный хитон с прикрывающей плечо светлой накидкой, в отличие от одежды простолюдинов, в которых изображены ученики.

Апостолы бородаты, с обветренными лицами паломников и взлохмаченными волосами.Хозяин дома – правоверный иудей в ермолке.

Узнав Спасителя, ученик Клеопа (слева) от изумления привстал со стула и будто отодвигает его в сторону зрителя, его правый локоть вырывается за пределы композиции, дырка на рукаве белым пятном привлекает внимание и выходит за рамки холста.

Удивленный ученик справа (имя его не указано в Евангелии) с раскинутыми широко руками, символизирует распятие, левая рука почти тычет в глаз зрителю, стоящему рядом с картиной. Благодаря этим эффектам зритель будто вынужден принять участие в нарисованной религиозной сцене.

Исследователи считают, что Караваджо в образе ученика справа изобразил апостола Петра или апостола Иакова-старшего (Зеведеева, брата Иоанна Богослова), на одежде которого пришита ракушка, знак пилигрима и символ Святого апостола Иакова, высоко почитаемого в католическом мире. А протянутые руки ученика соединяют и нас с паломниками, т.к. все мы паломники в поисках спасения.

Даже те, кто не признает Христа, находятся на этом пути: владелец гостиницы, который видит и ничего не понимает, представляет мир язычников, иудеев и еретиков, которые не признают Христа и его церковь, но фигура хозяина дома бросает тень, которая формирует темный ореол-нимб вокруг головы Христа, как будто указывает, что мы чтим Спасителя, даже игнорируя или отказывая Ему.

Читайте так же:
Как снять ключ с электроплиты бош

По замыслу зритель становится активным участником не только изображенной сцены. Протянутая рука Христа — жест благословения хлеба, а также жест приглашения каждого из нас присесть за один с Ним стол. Напоминает о наших личных отношениях со Христом, наш собственный опыт прозрения.

Караваджо будто приглашает нас присоединиться к трапезе в Эммаусе, разделить хлеб и соединиться со Спасителем, будто Он сам зовет нас присоединяться к нему за этим столом воспоминания, за которым мы считаем Христа Воскресшим и живущим в наших сердцах.

Караваджо делает яркий акцент на натюрморте, который имеет символическое значение. Было предпринято множество попыток раскрыть его. Курица на тарелке истолковывается как символ смерти, черный виноград также указывает на нее, а белый является олицетворением Воскресения.

Еще одним символом Воскресения является гранат. Яблоки в системе значений «читаются» двояко: и как плоды благодати, и как указание на первородный грех, искупленный кровью Христа. Обращает на себя внимание то, что в реальности весной, когда происходит действие сюжета, такие фрукты не могли быть на столе. Это лишь доказывает их символическое значение.

ВТОРАЯ КАРТИНА Караваджо"Ужин в Эммаусе, 1606. Пинакотека Брера, Милан.

Написание картины приходится на весьма щекотливый период в жизни художника: лето 1606 года. В возрасте 35 лет Караваджо находится в Риме, где наконец достигает славы и успеха. Но внезапно все меняется. Во время драки он убивает человека и вынужден бежать. Кроме того, во время столкновения его самого тяжело ранили. С этого момента его объявляют в розыск и для художника начинается жизнь в бегах. Картина вероятнее всего была написана в то время, когда Караваджо скрывался в усадьбах князей Колонна, его защитников, чтобы исцелиться и бежать в Неаполь.

В отличие от более раннего «Ужина в Эммаусе», выставленного в настоящее время в Лондоне, в этой картине композиция проще, жесты действующих лиц сдержаны, отсутствуют яркие пятна, стиль художника стал более мрачен. Образ Христа решён менее радикально — теперь он напоминает Христа из из «Тайной вечери» Леонардо да Винчи.

Караваджо интересует прежде всего психологическая характеристика персонажей. Христос показан человеком среднего возраста со следами страстей на лице. Он только что разломил и благословил хлеб, а ученики, узнавшие его, потеряли дар речи.

Трактирщик и пожилая служанка оказались невольными свидетелями произошедшего. Если на лондонской картине убранство стола более пышное, а на переднем плане расположена богатая корзина с фруктами, похожая на одноимённую работу художника 1599 года, то на миланской картине оставлен лишь скупой натюрморт с хлебом, кувшином и двумя простыми тарелками.

Гамма «Ужина в Эммаусе» заметно упрощена, на фоне землистых цветов выделяется лишь голубая туника Христа. В картине не достаёт тщательности юношеских работ Караваджо, где подчёркнутая проработка деталей могла отвлекать от общего смысла. Здесь же простота стиля помогает привлечь внимание зрителя к сильной эмоциональной составляющей сюжета.

Однако высочайшее мастерство художника выдают некоторые натуралистические детали, такие как контраст между молодой и нежной рукой Христа и обожжённой солнцем натруженной рукой ученика. Акцент также сделан и на простоте и бедности учеников, трактирщика и служанки, которые изображены с морщинистыми лицами и шеями. Это роднит «Ужин…» с алтарным образом «Богоматерь паломников», созданным двумя годами ранее.

Читайте так же:
Эмаль или акрил для кухни

Данной работой Караваджо начинает последний период своего творчества, характеризующийся тем, что персонажи картин становятся меньше, как бы освобождая место для окружающего пространства, а свет — более драматичным, мрачным и трагическим.

ЛЮБОПЫТНЫЙ ФАКТ: некоторые считают, что в образе Христа, Караваджо изобразил самого себя.

Ужин в Эммаусе (Караваджо, Милан)

«Ужин в Эммаусе» (итал.  Cena in Emmaus ) — картина итальянского художника Караваджо, выставленная в 29-м зале [2] Пинакотеки Брера в Милане.

Картина была написана в имении герцога Марцио Колонна в Палестрине или Дзагароло вскоре после бегства Караваджо из Рима в связи с обвинением в убийстве в мае 1606 года. Также возможно, что она была написана годом ранее в Риме, так как лицо и поза служанки на картине почти в точности копируют образ Святой Анны с картины «Мадонна со змеёй», созданной в 1605 году. Хотя не исключено, что художник писал её полностью по памяти. «Ужин в Эммаусе» упоминается ранними биографами Караваджо Джулио Манчини и Джованни Пьетро Беллори. Она хранилась в коллекции маркиза Патрици с 1624 года и, вероятно, была заказана им же [3] .

Караваджо изображает кульминационный эпизод популярного в XVII веке сюжета о явлении Христа двум ученикам на третий день после Распятия, описанный в Евангелии от Луки (24:13–32). Два ученика по пути из Иерусалима в Эммаус встречают незнакомца, который спрашивает, отчего они печальны. Ученики, удивлённые его неведением, рассказывают об осуждении и казни Иисуса. Тогда незнакомец «…начав от Моисея, из всех пророков изъяснял им сказанное о Нем во всем Писании». Ученики приглашают его разделить с ними ужин. Христос, преломив хлеб и благословив их, был узнан, но тут же «…стал невидим для них».

В отличие от более раннего «Ужина в Эммаусе», выставленного в настоящее время в Лондоне, в этой картине композиция проще, жесты действующих лиц сдержаны, отсутствуют яркие пятна, стиль художника стал более мрачен. Образ Христа решён менее радикально — теперь он напоминает Христа из «Тайной вечери» Леонардо да Винчи [4] . Караваджо интересует прежде всего психологическая характеристика персонажей. Христос показан человеком среднего возраста со следами страстей на лице. Он только что разломил и благословил хлеб, а ученики, узнавшие его, потеряли дар речи. Трактирщик и пожилая служанка оказались невольными свидетелями произошедшего [5] . Если на лондонской картине убранство стола более пышное, а на переднем плане расположена богатая корзина с фруктами, похожая на одноимённую работу художника 1599 года, то на миланской картине оставлен лишь скупой натюрморт с хлебом, кувшином и двумя простыми тарелками. Гамма «Ужина в Эммаусе» заметно упрощена, на фоне землистых цветов выделяется лишь голубая туника Христа. В картине недостаёт тщательности юношеских работ Караваджо, где подчёркнутая проработка деталей могла отвлекать от общего смысла. Здесь же простота стиля помогает привлечь внимание зрителя к сильной эмоциональной составляющей сюжета. Однако высочайшее мастерство художника выдают некоторые натуралистические детали, такие как контраст между молодой и нежной рукой Христа и обожжённой солнцем натруженной рукой ученика [6] .

Акцент также сделан и на простоте и бедности учеников, трактирщика и служанки, которые изображены с морщинистыми лицами и шеями. Это роднит «Ужин…» с алтарным образом «Богоматерь паломников», созданным двумя годами ранее.

Данной работой Караваджо начинает последний период своего творчества, характеризующийся тем, что персонажи картин становятся меньше, как бы освобождая место для окружающего пространства, а свет — более драматичным, мрачным и трагически мерцающим.

Читайте так же:
Поменять доводчики на кухне на blum

Почему из-за шляпы и натюрморта комиссия не хотела принимать знаменитое полотно Караваджо «Ужин в Эммаусе»

Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.

«Ужин в Эммаусе» — это картина Караваджо, знаменитого итальянского мастера барокко, выполненная в 1601 году. Заказчиком работы был римский аристократ и любитель старины Чириако Маттеи, брат кардинала Джироламо Маттеи.

Предыстория создания

Тридентский собор, созданный для борьбы с непрекращающейся угрозой протестантизма, заявил в 1563 году, что посредством изображаемых на картинах религиозных сюжетов об искуплении люди смогут познать благие намерения. Важно, чтобы чудеса, сотворенные Богом, были открыты глазам верующих, чтобы они любили Бога и развивали благочестие.

Время написания полотна предшествовало пришлось на время, когда церковь ощущала необходимость донести свое послание до верующих через религиозное искусство и требовала от художников особой ясности представления. Чтобы соответствовать этой директиве, старые мастера должны были быть, прежде всего, реалистичными. Караваджо был одним из первых в ряду таких художников: ярый реалист, его прямота и непосредственность вступали в полный контраст с утонченной элегантностью конца XVI века и маньеризмом.

Заседание клириков во время собора

Сюжет

Ужин в Эммаусе — популярная тема в христианском искусстве и кульминационный эпизод известного сюжета о явлении Христа двум ученикам на третий день после Распятия. Апостолы приглашают незнакомца разделить с ними домашнюю трапезу. Они только с ним познакомились и, конечно, не знают кто это на самом деле. Истинную личность тайного незнакомца апостолы понимают, когда тот благословляет и ломает хлеб. Наступает осознание: таинственный гость на самом деле — Воскресший Христос. «И приблизились они к тому селению, в которое шли; и Он показывал им вид, что хочет идти далее. Но они удерживали Его, говоря: останься с нами, потому что день уже склонился к вечеру. И Он вошел и остался с ними. И когда Он возлежал с ними, то, взяв хлеб, благословил, преломил и подал им. Тогда открылись у них глаза, и они узнали Его. Но Он стал невидим для них. И они сказали друг другу: не горело ли в нас сердце наше, когда Он говорил нам на дороге и когда изъяснял нам Писание?». Мария Магдалина узнала Христа по Его голосу; Фома — по ранам; ученики, пригласившие Христа в дом в Эммаусе, — по преломлению Им хлеба. Святой Лука называет одного из апостолов Клеофой, но не идентифицирует другого. Позади героев недоумевающий трактирщик.

Мастерство Караваджо

Караваджо продемонстрировал на полотне конкретный момент в сюжете, когда два апостола осознали, что они стали свидетелями чуда невообразимой силы. Художник словно остановил момент, позволяя зрителям поразмыслить над чудом, пережить чувство потрясения и удивления, которое испытали два апостола.
Протянутая рука апостола справа от зрителя будто касается самого холста. Она направлена на самом глядящего на полотно. Этот жест словно говорит: «Посмотрите! Это чудо, чудо произошло». Локоть другого апостола выглядит так, как будто он действительно разорвал холст. Эта идея достигнута просто гениально: Караваджо разорвал куртку, которую носит герой, именно в месте локтя. Наконец, корзина с фруктами, ненадежно расположенная на краю стола, кажется упадет и разобьется об пол при малейшем толчке. Таким образом, Караваджо разрушает традиционный барьер между тем, что реально, и тем, что написано его кистью, и превращает сцену, которая произошла в прошлом, в то, что происходит сейчас, на наших глазах.
Караваджо наделяет свои религиозные картины чувством сильной драмы, мастерски используя свето-теневую технику (кьяроскуро). «Он никогда не выводил свои фигуры на свет, — писал Джованни Пьетро Беллори, теоретик искусства XVII века, — но помещал их в темно-коричневую атмосферу закрытой комнаты». Закрытая комната, о которой упоминает Беллори, является особенностью, которую можно увидеть во многих работах Караваджо. Картина выполнена в натуральную величину. Как это часто бывает в творчестве Караваджо герои имеют андрогинные черты (достаточно вспомнить «Лютниста» и «Вакха»). Изюминка не обошла стороной и Христа, который имеет явно женские черты лица.

Читайте так же:
Фабрика кухни на каширке хлебозаводский проезд

Критика

Для многих мастерский реализм Караваджо зашел слишком далеко. В 1602 году он изобразил Святого Матфея для церкви Сан-Луиджи де Франсези в Риме. На нем был изображен босой святой, сидевший со скрещенными ногами так, что одна нога будто вырвалась из картины. По словам теоретика Беллори, картину комиссия отклонила, потому что священники увидели на полотне неприличие и бесстыдство. Священники явно не желали, чтобы на них падала грязная босая нога, даже если это всего-лишь полотно. По вердикту комиссии Караваджо должен был подготовить второй вариант сюжета. И он это сделал.

«Ужин в Эммаусе» подвергся аналогичной критике, особенно со стороны Беллори. «Помимо рустикального характера двух апостолов и Господа, который показан молодым и без бороды, Караваджо показывает трактирщика, обслуживающего его со шляпой на голове. На столе — корзина с виноградом, инжир и гранаты — не по сезону». Действительно, Воскресение празднуется весной в Пасху, а Караваджо выбрал осенние фрукты. Для Беллори тот факт, что трактирщик служит Христу со шляпой на голове, было наивысшим проявлением хамства. А его критика того, что корзина с фруктами показана «не по сезону», демонстрирует строгое стремление к полной точности в описании евангельских историй.

Отсутствие приличия — частая критика, направленная против работ Караваджо. А его привычка показывать апостолов грязными, оборванными и неопрятными всегда могла вызвать оскорбление представителей церкви.

Джованни Пьетро Беллори

Натюрморт

Что касается натюрморта, выбор фруктов на столе, безусловно, обдуманный. В сочетании с другими предметами на столе он имеет символическое значение. Яблоко, гниющее здесь, является символом Искушения и Падения Человека. Луч света, отраженный на скатертичерез стеклянный сосуд является атрибутом Рождества Пресвятой Богородицы. Хлеб легко идентифицировать как символ тела Христа.

Жареная птица -символ смерти, а вот гранат — атрибут Воскресения. Наконец, жертва Христа символизируется виноградом, который Беллори критикует. Виноград — источник вина, которое является для римско-католической евхаристии символом крови Христа. Соответственно, Караваджо использовал корзину фруктов, чтобы подчеркнуть значение сюжета. Караваджо написал еще одну версию «Ужина» в 1606 году. Для сравнения, жесты фигур во втором варианте гораздо более сдержанны.

Караваджизм: борьба света и тьмы

Караваджизм (caravagisme) — стиль в живописи конца XVI начала XVII веков, сочетающий силу реализма и драматизм барокко. Он легко узнаваем благодаря выразительным цветовым контрастам, мастерскому тенебризму и смелому использованию красно-чёрных доминант.

Караваджизм. Караваджо. «Христос у колонны»

Караваджизм получил сравнительно небольшое распространение, но оказал огромное влияние на историю живописи. Он развивался в конце XVI — начале XVII веков в Италии, затронул Испанию и Нидерланды. Казалось бы, не так много художников были караваджистами — с полдюжины значительных имён. Но именно Караваджо, основатель этого направления, стал предтечей реализма.

Караваджизм. Караваджо. «Лютнист»

Стилистическое влияние его таланта остро чувствуется и во многих барочных полотнах. А ещё без караваджизма совсем другими были бы работы Рембрандта, Рубенса и Веласкеса — они испытали на себе мощное влияние этого стиля.

Читайте так же:
Обозначение духовки электролюкс

Караваджизм. Валантен де Булонь. «Гадалка»

Страстный и трагичный

Караваджизм — дитя эпохи Барокко. Во второй половине XVI столетия стал очевиден кризис идеалов Возрождения. Живописцы начали искать другие художественные пути, отражающие особенности атмосферы эпохи Контрреформации и религиозных усобиц. Мир перестал казаться гармоничным. В искусство вторгается повышенная, страстная эмоциональность — вплоть до трагичности, болезненности и аффектации.

Караваджизм. Караваджо. «Саломея с головой Иоанна Крестителя»

Это ощущение напряжения и тревоги, чувство одиночества человека перед враждебным миром остро проявилось в картинах караваджистов. В их работах часто используются тёмная палитра, чёрные фоны, кроваво-красные акценты.

Караваджизм. Хосе де Рибера. «Святой Иероним и ангел»

Тенебризм

Большое значение приобрёл тенебризм (техника моделирования объёмов с помощью света). Караваджо начал применять технику кьяроскуро, придавая фигурам объёмность за счёт градации тёмного и светлого. Поэтому на полотнах художников-караваджистов свет и тьма постоянно борются друг с другом.

Караваджизм. Жорж де Ла Тур. «Святой Иосиф»

Но у мастеров-караваджистов нет той вычурной пышности, которая характерна для барочных произведений. Они были реалистами в отображении действительности. Использование светотени позволяло придать глубину изображению, усилить «голографический» эффект.

Караваджизм. Тербрюгген Хендрик. «Концерт»

В этом и заключается уникальность стиля, благодаря которому картины живописцев-караваджистов резко выделяются на фоне работ современников. Для караваджизма характерна реалистичность, пропитанная настроениями барокко.

Караваджизм. Караваджо. «Медуза Горгона»

Главные имена караваджизма

Основателем стиля был Микеланджело Меризи да Караваджо (Michelangelo Merisi da Caravaggio). Жизнь его была непростой, характер — сложным. Он неоднократно попадал в тюрьму, был драчуном и грубияном. Поэтому биография Караваджо стала основой одноименного фильма, выпущенного на экраны в 1986 году

Караваджизм. Караваджо. «Вакх»

И в искусстве художник тоже оказался «грубияном»: вместо того чтобы писать, как его современники, рафинированные вещи в духе изящного маньеризма, он создал свой сильный, реалистичный, в отдельных моментах «низкий» стиль (жанровые сцены многие считали низкими). Это был честный взгляд на окружающую жизнь.

Караваджизм. Караваджо. «Кающаяся Мария Магдалина»

Знаменитым Караваджо стал благодаря картинам с религиозными сюжетами. Бессмертным его имя сделал шедевр «Положение во гроб», исключительный по накалу чувств.

Караваджизм. Караваджо. «Положение во гроб»

Но и в бытовом жанре художником были созданы великолепные вещи: например, «Гадалка».

Караваджизм. Караваджо. «Гадалка»

Кроме того, Караваджо написал первый в истории итальянской живописи натюрморт — «Вазу с фруктами».

Караваджизм. Караваджо. «Ваза с фруктами»

Другие крупные представители караваджизма:

  • итальянцы Орацио Джентилески (Orazio Gentileschi Lomi), Артемизия Джентилески (Artemisia Gentileschi) и Марио Нуцци по прозвищу Де Фьори (Mario Nuzzi, de Fiori);
  • нидерландцы Дирк (Теодор) ван Бабюрен (Dirck (Theodor) van Baburen) и Хендрик Тербрюгген (Hendrick Jansz Terbrugghen или ter Brugghen) — так называемые «утрехтские караваджисты»;
  • французы Валантен де Булонь (Valentin de Boulogne) и Жорж Дюмениль де Латур или де Ла Тур (Georges de La Tour);
  • испанец Хосе де Рибера по прозвищу Спаньолетто (José de Ribera, Lo Spagnoletto).

Караваджизм. Дирк Ван Бабюрен. «Сводня»

Как видим, караваджизм стал интернациональным явлением. В этом стиле некоторое время работали такие известные мастера XVII века, как Питер Пауль Рубенс (Pieter Paul Rubens), Диего Веласкес (Diego Rodríguez de Silva y Velázquez) и Рембрандт (Rembrandt Harmenszoon van Rijn).

Караваджизм. Орацио Джентилески. «Молодая женщина, играющая на скрипке»

Отголоски караваджизма чувствовались во многих работах художников барокко, а впоследствии — и представителей академизма.

Картины старых мастеров с каждым годом становятся всё ценнее. Многие такие полотна представлены на VeryImportantLot. Стоимость картин старых мастеров на аукционах начинается от пары тысяч евро, но, разумеется, чем значительнее имя художника — тем больше нулей в цене и тем сильнее конкуренция.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector