0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Морфемный и словообразовательный разбор слова

Морфемный и словообразовательный разбор слова

В разработке подобраны интересные задания. В презентацие есть рефлексия и оценивание на уроке.

Содержимое разработки

Двадцать шестое ноября. Классная работа. Морфемный и словообразовательный разбор слова.

Двадцать шестое ноября. Классная работа. Морфемный и словообразовательный разбор слова.

Цели урока: овладение навыками морфемного и словообразовательного разбора слова; развитие орфографических и пунктуационных навыков.

  • овладение навыками морфемного и словообразовательного разбора слова;
  • развитие орфографических и пунктуационных навыков.
  • изучи́тьизучу́изу́чит
  • изучи́тьизучу́изу́чит
  • изучи́тьизучу́изу́чит
  • изучи́тьизучу́изу́чит

Перфокарта И или Ы? № п/п Пример I . И Раз_грать II . Ы Без_нициативный III . Небез_звестный IV . Без_нтересный V . Сверх_нтересный VI . Меж_нститутский VII . Без_скусный VIII . Сверх_з_сканный IX . Без_дейный X . Меж_здательский

Перфокарта И или Ы?

Без_нициативный

Небез_звестный

Без_нтересный

Сверх_нтересный

Меж_нститутский

Без_скусный

VIII .

Сверх_з_сканный

Меж_здательский

Тема урока Знакомство с порядком словообразовательного разбора – стр. 78, §35.

Знакомство с порядком словообразовательного разбора – стр. 78, §35.

Способы образования слов Приставочный Просушить Талантливый Приморский Выход Первоисточник Гласный Суффиксальный Приставочно - суффиксальный Бессуффиксный Сложение основ Переход из одной части речи в другую

Способы образования слов

Переход из одной части речи в другую

Задание Сделать морфемный и словообразовательный разбор слов: лесной; перелесок; приморский; прогуляться.

Задание

Сделать морфемный и словообразовательный разбор слов:

  • лесной;
  • перелесок;
  • приморский;
  • прогуляться.

Морфемный разбор

  • лесной2,
  • перелесок2,
  • приморский2,
  • прогуляться2.

Словообразовательный разбор

  • лес н ой лес (суффиксальный)
  • пере лес ок лес (прист.-суффикс.)
  • при мор ск ий море (прист.-суффикс.)

Словообразовательный разбор

  • прогулять ся про гулять гулять

( постфиксальный , затем

приставочный )

Назовите способ образования слов: подружка ← подруга ← друг человечество ← человек неуспевающий←успевающий←успе-вать←успеть переход ← переходить ← ходить наплечный ←плечо

Назовите способ образования слов:

  • подружка← подруга ← друг
  • человечество ← человек
  • неуспевающий←успевающий←успе-вать←успеть
  • переход ← переходить ← ходить
  • наплечный ←плечо

Составьте словообразовательные цепочки.

  • Радостный, радость.
  • Побелка, белый, побелить.
  • Накипеть, кипеть, накипь.
  • Светлый, свет, посветлеть.
  • Столовый, стол, столик.

Выпишите слова с пропущенными буквами, обозначьте орфограмму.

1. З…ря ярко осветила 2 водную гладь Байкала.

2. Мы возл…жили цветы к памятнику погибшим воинам.

3 Всем хотелось прик…снуться к экспонатам в Этнографическом музее.

4. В кабинете биологии выр…с удивительный цветок.

5. Между ребятами разг…релся 2 спор, в каком музее было интереснее.

6. Мы побывали 2 в Улан-Удэ в самый разг…р лета.

7. Ребята не предпол…гали, что там будет так красиво.

8. В разговоре с экскурсоводом мы к…сались разных тем.

9. Цветы, которые мы привезли домой, были выр…щены в музее природы.

Объяснительный диктант 1. Ст..мнело. Л..тучие 2 мыши низко 2 и косо чертят черными з..гзагами воздух и п..рою 2 почти к..сают?ся лица. 2. Ночь уже к..снулась земли она пр..бл..жалась и р..сла как гр..зовая 2 туча. Т..мнота к..салась всего: все кругом быстро ч..рнело 2 и ут..хало.

Объяснительный диктант

  • 1. Ст..мнело. Л..тучие 2 мыши низко 2 и косо чертят черными з..гзагами воздух и п..рою 2 почти к..сают?ся лица.
  • 2. Ночь уже к..снулась земли она пр..бл..жалась и р..сла как гр..зовая 2 туча. Т..мнота к..салась всего: все кругом быстро ч..рнело 2 и ут..хало.

упражнения 179.

 Выполнение упражнения 180.

упражнения 180.

Рефлексия Знаю все правила, умею применять их на практике. Не все запомнил в теории, но могу работать практически. Мне еще надо поработать над этой темой.

Знаю все правила, умею применять их на практике.

Не все запомнил в теории, но могу работать практически.

Мне еще надо поработать

Домашнее задание Упражнения 181, 182.

Домашнее задание

Уважаемые коллеги! Вы можете использовать данное оформление для создания своих презентаций, но в своей презентации вы должны указать источник шаблона: Максимова Ирина Анатольевна, МОУ СОШ №15 г. Тверь, учитель математики высшей категории, сайт «http://pedsovet.su/»

Уважаемые коллеги!

Вы можете использовать данное оформление для создания своих презентаций, но в своей презентации вы должны указать источник шаблона:

Морфемный анализ слова

Title: Морфемный анализ слова
Description: Схема морфемного анализа слова: 1). Назвать часть речи. Определить, изменяется данная словоформа или не изменяется. 2). Выделить окончание (доказать). Изменить слово, установить его значение, указать способ выражения окончания.

Разбор слов по составу

Разбор слова по составу, или морфемный разбор, — выделение частей, из которых слово состоит. Чтобы научиться делать разборы, необходимо обладать знаниями о частях слова и словообразовании, изучение которых входит в школьную программу. При затруднении с разбором прибегают к словарям морфемных разборов, печатным или электронным. Наш сайт содержит словарь морфемных разборов, включающий популярные в школьной программе слова и сложные слова из обихода. На сайте также содержится справочная информация: даются определения частей слов, объясняются способы словообразования, приводятся примеры.

В настоящий момент словарь содержит 100 000 морфемных разборов слов в начальной форме. Знания морфем начальной формы слова (инфинитив, единственное число, мужской род, именительный падеж) в большинстве случаев достаточно для определения морфем слова в разных склонениях, спряжениях, родах и числах. Надеемся, что сайт поможет вам в подготовке домашних заданий.Разборы слов на букву:
А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

Читайте так же:
Паспортный стол ржев

Словообразовательный анализ.

Словообразовательный анализ (разбор) — это процесс выявления способа образования того или иного слова, а также средств словообразования. Русский язык и литература 4,5,6,7,8,9,10,11 класс, ЕГЭ, ГИА Копировать ссылку Распечатать

Словообразовательный анализ (разбор) — это процесс выявления способа образования того или иного слова, а также средств словообразования. При словообразовательном разборе обычно выявляется основа слова, от которого образовано данное слово, а также последовательность присоединения суффиксов, приставок, сокращения, сращения и т.д.

Что такое словообразовательный разбор?

Уяснив, что такое про­из­вод­ное, про­из­во­дя­щее сло­во и осно­ва, теперь перей­дем непо­сред­ствен­но к сло­во­об­ра­зо­ва­тель­но­му раз­бо­ру сло­ва.

Словообразовательный раз­бор сло­ва наце­лен на то, что­бы ука­зать самую близ­кую одно­ко­рен­ную лек­се­му, от кото­рой оно было обра­зо­ва­но. Результатом это­го поис­ка явля­ет­ся состав­ле­ние сло­во­об­ра­зо­ва­тель­ной пары, опре­де­ля­ю­щей соот­но­ше­ние про­из­во­дя­ще­го и про­из­вод­но­го сло­ва.

Понаблюдаем:

  • ходить → приходить
  • при­хо­дить → при­ход

Обычно, как ука­зы­ва­лось ранее, про­из­вод­ное сло­во отли­ча­ет­ся одной мор­фе­мой.

Выделив про­из­во­дя­щую осно­ву исход­но­го сло­ва, срав­ним её с осно­вой про­из­вод­но­го сло­ва, в кото­рой появил­ся новый сло­во­об­ра­зо­ва­тель­ный эле­мент — при­став­ка, суф­фикс и т. д.

По тому, какая мор­фе­ма участ­во­ва­ла в сло­во­об­ра­зо­ва­нии, опре­де­лим спо­соб обра­зо­ва­ния лек­се­мы.Способы обра­зо­ва­ния словПримеры

2) двух основ + суф­фикс

3) сокра­щен­ных основ

Пропуск одной сту­пень­ки в сло­во­об­ра­зо­ва­нии (невер­ное опре­де­ле­ние про­из­во­дя­ще­го сло­ва) вле­чет за собой оши­боч­ное состав­ле­ние сло­во­об­ра­зо­ва­тель­ной пары:

  • ходить — при­ход; (ходить → при­хо­дить → при­ход);
  • мир — при­ми­ре­ние (мир → при­ми­рить → при­ми­ре­ние);
  • холод — холод­но­ва­тый (холод → холод­ный → холод­но­ва­тый).

Как след­ствие это­го, сло­во­об­ра­зо­ва­тель­ный раз­бор выпол­ня­ет­ся невер­но.

Чтобы пра­виль­но его выпол­нить, пред­при­мем несколь­ко шагов.

Порядок словообразовательного разбора

Схема морфемного анализа слова

1. Назвать часть речи.

Определить, изменяется данная словоформа или не изменяется.

2. Выделить окончание (доказать).

Изменить слово, установить его значение, указать способ выражения окончания (нулевое или материально выраженное). Привести примеры слов с данным окончанием.

3. Выделить основу.

Определить её состав и характер: простая — сложная, членимая — нечленимая, прерывистая или непрерывная.

4. Выделить суффиксы.

Установить их значение, функцию (словообразовательная, формообразующая, основообразующая, оценки), способ выражения. Привести примеры 2-3 слов с такими же суффиксами.

5. Выделить приставки.

Установить их значение и функцию. Привести примеры 2-3 слов с такими же приставками.

6. Выделить корень.

Подобрать родственные слова и формы со всеми алломорфами корня, назвать эти алломорфы. Указать чередование в корне. Определить, свободный корень или связанный (доказать).

7. Указать, есть ли изменения в морфемном составе слова: в составе корня, приставки, суффикса (опрощение, переразложение, усложнение). Установить его причину.

План разбора

План разбора слова по составу состоит в следующем:

  1. Определяем, к какой части речи относится анализируемое слово.
  2. Выделяем окончание и основу. Для определения окончания слово изменяют, например, по падежам. Изменяемая часть будет являться окончанием, остальная часть слова без окончания — основой. Следует помнить, что всё слово может являться основой и не иметь окончания, например наречие — неизменяемая часть речи.
  3. Определяем, входит ли в основу слова кроме корня также приставка и суффикс. Для этого слово сопоставляется с однокоренными словами.
  4. Убеждаемся, что выделенные приставки и суффиксы имеются в других словах. Для проверки подбираются аналогичные слова и сравниваются с анализируемым.
  5. Обозначем части слова с помощью графических обозначений.

План словообразовательного анализа.

  1. Ставим форму в начальную форму.
  2. Указываем основу слова и определяем, является ли данное слово производным.
  3. Если слово производное, то необходимо подобрать производящее слово.
  4. В производящем слове указать основу слова.
  5. В разбираемом слове указать суффиксы, префиксы (приставки), постфиксы, интерфиксы и т.д. — если они имеются.
  6. При наличии вышеперечисленных морфем выявить способ словообразования.
Читайте так же:
Как собирать стол книжка

Словообразовательный и морфемный разбор

Эти виды раз­бо­ра слов близ­ки меж­ду собой в том плане, что свя­за­ны с опре­де­ле­ни­ем мор­фем в соста­ве сло­ва.

Следует не путать мор­фем­ный и сло­во­об­ра­зо­ва­тель­ный раз­бор.

Словообразовательный и морфемный разбор

Морфемный раз­бор — это пол­ное чле­не­ние сло­ва в любой грам­ма­ти­че­ской фор­ме на состав­ля­ю­щие его мор­фе­мы:

При сло­во­об­ра­зо­ва­тель­ном раз­бо­ре сло­во сна­ча­ла ста­вит­ся в началь­ную фор­му.

Словообразовательный раз­бор пред­по­ла­га­ет поиск про­из­во­дя­ще­го сло­ва, выде­ле­ние про­из­во­дя­щей осно­вы, ука­за­ние толь­ко одной или более про­из­во­дя­щих мор­фем и спо­со­ба обра­зо­ва­ния про­из­вод­но­го сло­ва.

Слово «монет­ка» обра­зо­ва­но суф­фик­саль­ным спо­со­бом от одно­ко­рен­но­го суще­стви­тель­но­го «моне­та».

Примечания .

  1. Если основа, которую вы выявили, непроизводная, то выявить способ словообразования невозможно.
  2. Чтобы понять производное или непроизводное слово, нужно посмотреть, какая основа у слова в начальной форме. Если основа начальной формы состоит только из корня, то чаще всего данное слово является непроизводным.
  3. Если основа слова состоит из корня и приставки или суффикса, или того и другого, то слово является производным.
  4. Сложное слово всегда будет производным, даже если у него нет суффиксов и приставок.

Примеры морфемного анализа слов

Дождался (дождалØся)

  1. Глагол, изменяемое слово.
  2. Дождалась, дождались. Нулевое окончание (Ø) указывает на то, что глагол в м. р., в ед. ч. Примеры слов с таким же окончанием: показалØся, смеялØся.
  3. Основа дождался — простая, членимая, прерывистая.
  4. Суффикс —а— — основообразующий, суффикс —л— — формообразующий (значение глаголов прошедшего времени), постфикс —ся— — словообразовательный и формообразующий. Примеры слов с такими же суффиксами: купался, ругался.
  5. Приставка до— — словообразовательная, обозначает действие, доведённое до конца. Примеры слов с такой же приставкой: доехал, дошёл, долетел.
  6. Корень —жд-; ждал — ждёт — ожидавший; —жд-//-жд‘-//-жид— — корень свободный, т. к. в современном русском языке есть слово «жду», где корень равен основе.
  7. Исторических изменений в составе слова нет.

Кольцо (кольцо)

  1. Существительное, изменяемое слово.
  2. Кольца, кольцом, о кольце. Окончание указывает на то, что существительное ср. р., II скл., в И. п. или В. п., в ед. ч. Примеры слов с таким же окончанием: яблоко, облако.
  3. Основа слова кольц— — простая, нечленимая, непрерывная.
  4. Корень кольц-; кольца — колец — колечко; кольц-//колец-//колеч‘- — корень свободный, т. к. в современном русском языке есть слово «кольцо», где корень равен основе.
  5. В морфемном составе слова есть изменения, исторически было: кольцо (родственными словами были кол, колодец). Опрощение. Причина — изменение в фонетическом строе языка в результате падения редуцированных гласных и утраты мотивированного слова.

Ø — нулевое окончание, —и — окончание, **** — основа слова, ** — суффикс, Ø — нулевой суффикс, *** — приставка, **** — корень слова: подписчикØподписчики.27 декабря 2010, 20:17 © Наумова ИринаАвтор:
Поделиться публикацией:

Примеры разборов

Покажем примеры разбора слов разных частей речи с разной комбинацией морфем:

  • метро — неизменяемое существительное, нет окончания
  • лес — существительное с нулевым окончанием
  • пришкольный — прилагательное со всеми основными морфемами: приставкой, корнем, суффиксом, окончанием
  • ледокол — существительное с двумя корнями и соединительной гласной
  • позвала — глагол с приставкой, окончанием, словооразующим суффиксом а и формобращующим суффиксом л, который не входит в основу
  • быстро — наречие с суффиксом, не имеет окончания
Читайте так же:
Подсветка туалетного столика светильники

Подберите нужные слова с необходимыми частями слова через поиск слов по морфемам.

Пример словообразовательного анализа.

Подслеповатый — слово, имеющее значение «не очень хорошо видящий». Основа слова — «послеповат-«, слово образовано от прилагательного «слепой» (основа — «слеп-«) с помощью приставки «под-» и суффикса «-оват-«, т.е. приставочно-суффиксальным способом.

Послеповатый — слепой (приставочно-суффиксальный способ).

Примеры словообразовательного разбора слов

Словообразовательный раз­бор обо­зна­ча­ет­ся циф­рой 2 над сло­вом.

Пример 1

В наш город при­е­ха­ли2 арти­сты цир­ка.

  1. Приехали — н. ф. при­е­хать;
  2. при­е­хать — осно­ва приеха-.
  3. ехать → при­е­хать ;
  4. ехать — про­из­во­дя­щая осно­ва еха-.
  5. при- + ехать = приехать;
  6. при­ста­воч­ный спо­соб обра­зо­ва­ния.

Пример 2

На зем­ля­нич­ной2 полян­ке пол­но души­стых ягод.

  1. зем­ля­нич­ной — н. ф. зем­ля­нич­ный;
  2. зем­ля­ничный — осно­ва земляничн-
  3. зем­ля­ни­ка → зем­ля­нич­ный;
  4. зем­ля­ника — осно­ва земляник-;
  5. зем­ля­ника + -н- = зем­ля­нич­ный;
  6. суф­фик­саль­ный спо­соб обра­зо­ва­ния.

Пример 3

  1. Удесятерить;
  2. уде­ся­те­рить — осно­ва удесятери-;
  3. десять → деся­те­ро → уде­ся­те­рить;
  4. деся­теро — осно­ва десятер-;
  5. у— десятер-и-ть;
  6. приставочно-суффиксальный спо­соб обра­зо­ва­ния.

Особенности разборов

Обратите внимание: морфемные разборы одних и тех же слов могут быть сделаны по-разному в разных словарях, разными учителями и филологами, в школе и в университете. Каждый «источник» аргументирует разбор по-своему и считает свой разбор правильным.

Разные учителя придерживаются разных программ определения морфем в словах. Ярким примером служат инфинитивы глаголов. Например в слове жить: в одних школах ть отмечается как суффикс, в других — как окончание, в третьих — как суффикс с последующим нулевым окончанием. Мы выделяем морфемы по первому варианту.

Образовательные программы школы и университета в части разбора слов могут различаться. В университетах учитывают этимологию слов, выделяют нулевой суффикс (Азов, бег), рассматривают словообразования от нулевого корня и другие сложные примеры. Мы используем программу, ориентированную на школу, и деление на морфемы по словарю А.Н. Тихонова.

Заметим, что есть различия в словаре А.Н. Тихонова и словаре Т.Ф. Ефремовой. Так А.Н. Тихонов части некоторых слов «вносит» в один корень, при этом Т.Ф. Ефремова выделяет в словах приставку, суффиксы, учитывая этимологию. Примеры таких слов: благодарность, превосходство, прекрасный. Современные учёные не могут сойтись во мнении единого верного разбора отдельных слов русского языка, поэтому разные варианты считают допустимыми.

При разборе слов следует помнить, что бывают слова, содержащие нулевое окончание (автобус), не имеющие окончания (ателье), имеющие несколько корней (авиапочта) и другие сложные варианты. К сложным вариантам на нашем сайте даны объяснения.

Морфемный анализ слова

Морфемный анализ слова – это разбор слова по составу.

Слово состоит из морфем, минимальных, неделимых значимых частей.

Морфемы слова

Корень – значимая часть слова, содержащая в себе основное лексическое значение; с помощью нее подбирается ряд однокоренных слов. При морфемном анализе выделяется значком Корень. Слова, состоящие из двух корней, называются сложными.

Ход, ходить, уходят, походка. Водовоз, пароходный, самовывоз

Приставка – неизменяемая часть слова, стоящая перед корнем и служащая для образования новых слов. При морфемном анализе обозначается значком Приставка.

В слове может быть одна, две и более (реже) приставки.

Перепланировка, проезд, нагорный; Рас-по-ложить, пре-не-приятный, не-по-движно

Суффикс – неизменяемая часть слова, стоящая после корня и служащая для образования новых слов. При морфемном анализе обозначается значком .

Слово может содержат более одного суффикса.

Творческая, безграничный, лодка; Использ-ова-н-и-е, лод-оч-ник, соврем-енн-ик

Окончание изменяемая часть слова, стоящая после суффикса или корня (если нет суффикса) и служащая для образования форм одного и того же слова. При морфемном разборе обозначается значком Окончание.

Окончание может быть нулевым.

Красные, молодого, зелени, степь - окончание

Основа часть слова без окончания. При морфемном анализе обозначается значком Основа.

Просторный, независимый, пахать - основа слов

Постфикс часть слова, стоящая после окончания, служащая для образования новых слов. При морфемном анализе обозначается значками постфикс.

Читайте так же:
Подготовка стерильного стола алгоритм в процедурном кабинете

существует два постфикса — -СЯ, -СЬ.

Познакомиться, убедиться, тревожусь

Способы и принципы морфемного анализа

Для быстрого и правильного морфемного разбора необходимо придерживаться нескольких принципов.

1. Принадлежность к части речи. Изменяемость-неизменяемость слова. В неизменяемых словах полностью отсутствует флексия (окончание). Чтобы правильно ее выделить, необходимо изменить форму слова, не меняя значения:

  • правило (ед.ч.) – правила (мн.ч.)
  • худею (1 лицо) – худеешь (2 лицо)
  • белый (муж.р.) – белая (жен.р.)

наверно, быстро, учитывая неизменяемые части речи

Морфемы могут различаться в зависимости от части речной принадлежности слова.
Вечером (наречие) соберемся у меня. Я наслаждаюсь поздним вечером (существительное).

2. Подбор однокоренных слов. Нельзя забывать о существующей омонимии корней (одинаковое написание, но разное значение).

Соленый, соль, посолить, пересолить

Солист, солировать, соло

3. Необходимо указать, если в слове есть формообразующие аффиксы (служат для образования формы слова).

Короткий – короче – суффикс образует форму простой сравнительной степени

Служит, служил суффикс образует форму прошедшего времени

4. Учитывать словообразовательные связи, т.е. для правильного вычленения морфем составить словообразовательную цепочку («способ матрешки»). Вычленять аффиксы, постепенно подбирая производящие основы для конкретного слова.

Льд-ин-к-а – льд-ин-а – лед Снеж-инк-а – снег

В данном примере словообразовательная цепочка помогла определить, что в слове льдинка – два суффикса, в слове снежинка один суффикс.

План морфемного анализа слова

  1. Определить часть речи
  2. Изменить форму слова и выделить окончание (если есть)
  3. Определить, есть ли формообразующие суффиксы.
  4. Выделить основу слова, формообразующие суффиксы не входят в основу слова
  5. Подобрать однокоренные слова и выделить корень
  6. Составить словообразовательную цепочку, выделить приставку, суффикс, постфикс

Этапы морфемного анализа

(Как разобрать слово?)

Подберезовика

  1. Определяем часть речи. Подберезовик – существительное, изменяемая часть речи, значит в нем есть окончание.
  2. Изменим форму слова, чтобы выделить окончание: подберезовика – подберезовик – подберезовиков – подберезовиком. В исходном слове изменилась часть слова У, следовательно, это окончание.
  3. Часть слова без окончания выделим как основу: подберезовик-.
  4. Для выделения корня подберем однокоренные слова. Лучше, если это будут разные части речи: подберезовик – береза – березовый – березняк. Одинаковая часть слова, передающая основное лексическое значение БЕРЕЗ. Для проверки определим лексическое значение исходного слова: подберезовик– гриб, который растет в березовом лесу, вблизи берез.
  5. Для вычленения словообразующих морфем составим словообразовательную цепочку в обратном порядке, т.е. к каждому производному слову подберем производящую основу.
    подберезовик – березовый – береза.
    Видим, что в слове отделилась приставка ПОД-, суффиксы ИК-, -ОВ-.
  6. Выделим словообразующие аффиксы.
  7. В слове подберезовик нет формообразующих морфем.

Схема (порядок) морфемного анализа

Окончание → основа слова → корень → приставка, суффикс, постфикс

Примеры морфемного анализа

Устный разбор

Класс существительное, изменяется по родам, числам и падежам: класс-класса-классы. Окончание нулевое.

Все слово является основой – класс-.

Однокоренные слова: классный, классовый. Корень слова класс-.

Словообразовательная цепочка: класс – классный – классовый. «Способ матрешки» (из большего – меньшее) применить нельзя, т.к. слово состоит из одного корня, основа является производной.

Письменный разбор

класс - морфемный разбор слова

Примеры письменного разбора

прочитал - морфемный разбор слова(формообразующий суффикс –Л-)

русский - морфемный разбор слова

речь- морфемный разбор слова

праздность - морфемный разбор слова

люблю - морфемный разбор слова(буква –Л- играет роль соединительной гласной – интерфикса, поэтому в основу слова не входит. Нельзя утверждать, что происходит чередование фонем –Б- и –БЛ-, т.к. ни в одной другой форме слова ЛЮБИТЬ такого чередования нет, только в форме 1 лица)

Урок 81. Состав слова

Морфемика – это наука о частях слова. Морфемика изучает части слова: приставку, корень, суффикс, окончание, основу.

Корень слова – это главная значимая часть слова. В корне заключено лексическое значение всех однокоренных слов.

Читайте так же:
Стол аранжировщика чертеж

Окончание – это изменяемая значимая часть слова, которая образует форму слова и служит для связи слов в словосочетании и предложении.

Приставка – это значимая часть слова, которая стоит перед корнем и служит для образования слов.

Суффикс – это значимая часть слова, которая стоит после корня и служит для образования слов.

Основная и дополнительная литература по теме урока

  1. Канакина В. П., Горецкий В. Г. Русский язык. Учебник. 3 класс. В 2 ч. Ч. 2. — М.: Просвещение, 2018. – С. 131–143.
  2. Канакина В. П. Русский язык. Рабочая тетрадь. 3 класс. В 2 ч. Ч. 1. — М.: Просвещение, 2018.
  3. Канакина В. П. Русский язык. Раздаточный материал. Пособие для учащихся. 3 класс. – М.: Просвещение, 2018.

Открытый электронный ресурс по теме урока:

Канакина В. П. и др. Русский язык. 3 класс. Электронное приложение. — М.: Просвещение, 2011. http://school-russia.prosv.ru/info.aspx?ob_no=41635

Теоретический материал для самостоятельного изучения

В курсе русского языка 3 классы вы:

• узнали, что такое морфемный разбор, или разбор слова по составу;

• научились находить приставку, корень, суффикс, окончание, основа;

• научились выполнять морфемный разбор, или разбор по составу;

• научились соотносить схему слова с соответствующим словом.

Морфема – это наименьшая значимая часть слова. Впервые термин был введен известным ученым Бадуэном де Куртенэ еще в середине XIX века и используется в лингвистике до сих пор. Все слова состоят из морфем. Они – кирпичики, из которых составляются слова. Каждая составляющая имеет свое значение и роль. Выделяют следующие типы морфем: обязательные и необязательные. Обязательная всегда присутствует в слове и называется корнем. Необязательные могут как входить в состав слова, так и не входить в него. Эти морфемы называются аффиксами.

Морфемика – это наука о частях слова. Морфемика изучает части слова: приставку, корень, суффикс, окончание, основу.

Корень слова – это главная значимая часть слова. В корне заключено лексическое значение всех однокоренных слов.

Окончание – это изменяемая значимая часть слова, которая образует форму слова и служит для связи слов в словосочетании и предложении.

Приставка – это значимая часть слова, которая стоит перед корнем и служит для образования слов. Суффикс – это значимая часть слова, которая стоит после корня и служит для образования слов.

Для того, чтобы выполнить морфемный разбор слова (разбор по частям слова) нужно определить, какие части есть в слове.

Определим порядок разбора слова по составу.

Как разобрать слово по составу?

Прочитайте и объясните смысл слова. Определите, к какой части речи относится слово. Изменяется оно или нет?

Найдите в слове окончание. Для этого измени слово: поездка, поездки, поездкой. Изменяемая часть – а. Это окончание. Выдели его знаком: поездка

Выдели в слове основу. Основа – это часть слова без окончания. Выделим основу: поездка

Найдите в слове корень. Эля этого подберите однокоренные слова (поезди, езда, ездовой), сравни их, выдели общую часть. Это будет корень. Выдели его знаком: поездка

Найдите в слове приставку (если она есть). Для этого подберите однокоренные слова без приставки или с другой приставкой (езда, заезд, приезд). Приставка стоит перед корнем. Выделите приставку: поездка

Найдите в слове суффикс (если он есть). Он стоит после корня и служит для образования слова. Выделите его знаком: поездка

Назовите все значимые части слова.

Примеры и разбор решения заданий тренировочного модуля

Задание. Состав слова.

Какие части есть в составе слова? Выберите правильный ответ и подчеркните.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector