0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

44 однокоренных слова к слову; дом

44 однокоренных слова к слову «дом»

К сло­ву «дом» под­бе­рем одно­ко­рен­ные сло­ва, отно­ся­щи­е­ся к раз­ным частям речи: род­ствен­ные суще­стви­тель­ные, при­ла­га­тель­ные, гла­го­лы и наре­чия.

Выясним, какие сло­ва явля­ют­ся род­ствен­ны­ми к сло­ву «дом». Для это­го опре­де­лим его глав­ную мор­фе­му, кото­рая объ­еди­ня­ет одно­ко­рен­ные сло­ва в одну семью.

Корень в слове «дом»

Чтобы понять, какой корень в этом сло­ве, нач­нем с поис­ка сло­во­из­ме­ни­тель­ной мор­фе­мы окон­ча­ния.

Это изме­ня­е­мое суще­стви­тель­ное:

  • кры­ша (чего?) дом а
  • иду (к чему?) к дом у
  • рас­ска­жу (о чём?) о дом е .

Сравнив падеж­ные фор­мы, в мор­фем­ном соста­ве суще­стви­тель­но­го муж­ско­го рода выде­лим нуле­вое окон­ча­ние в фор­ме име­ни­тель­но­го паде­жа. Оставшаяся часть дом- не делит­ся на зна­чи­мые часть и явля­ет­ся его кор­нем:

дом — корень/окончаниеДополнительный мате­ри­алУзнаем, что такое корень сло­ва (с при­ме­ра­ми).

Родственные слова к слову «дом»

Рассматриваемое суще­стви­тель­ное ста­нет про­из­во­дя­щим для мно­же­ства слов, отно­ся­щих­ся к раз­ным частям речи, сто­ит толь­ко при­гла­сить на служ­бу при­став­ки, суф­фик­сы и дру­гие сло­во­об­ра­зо­ва­тель­ные мор­фе­мы.

44 однокоренных слова к слову "дом"

Однокоренные существительные

Назовем вна­ча­ле род­ствен­ные суще­стви­тель­ные к сло­ву «дом». С помо­щью оце­ноч­ных суф­фик­сов обра­зу­ем сло­ва:

  • дом ик
  • дом ишк о
  • дом ищ е
  • дом ин а
  • дом ок

В этот пере­чень одно­ко­рен­ных слов доба­вим одно­ко­рен­ные суще­стви­тель­ные:

  • домо­вой
  • домаш­ние (чле­ны одной семьи или люди, живу­щие в доме)
  • домо­ви­тость
  • без­дом­ность
  • надом­ник (работ­ник, рабо­та­ю­щий на дому)
  • одо­маш­ни­ва­ние.

В рус­ском язы­ке с кор­нем дом- име­ет­ся мно­же­ство слож­ных по соста­ву слов:

Примерыдомо­пра­ви­тель­ни­ца, управ­дом, род­дом, домо­вла­де­ние, домо­вла­де­лец, домо­вла­де­ли­ца, домо­сед, домо­сед­ка, домо­строй, домо­вод­ство, домо­хо­зяй­ка, дом­ра­бот­ни­ца.

В этот пере­чень доба­вим новое сло­во «домо­фон», кото­рым обо­зна­ча­ют селек­тор для свя­зи вход­ной две­ри подъ­ез­да с квар­ти­рой.

Однокоренные прилагательные

Корень дом- заме­чен в соста­ве род­ствен­ных при­ла­га­тель­ных:

домо­ви­тый, домаш­ний, домо­вой, при­до­мо­вой, без­дом­ный, надом­ный, домо­вла­дель­че­ский, домо­стро­ев­ский, одно­дом­ный, дву­дом­ный, домо­тка­ный.

Однокоренные глаголы к слову «дом»

Среди одно­ко­рен­ных слов име­ют­ся так­же лек­се­мы, обо­зна­ча­ю­щие дей­ствие:

одо­маш­нить, одо­маш­нить­ся, одо­маш­ни­вать, одо­маш­ни­вать­ся, домов­ни­чать.

Однокоренные наречия

От одно­ко­рен­ных суще­стви­тель­ных и при­ла­га­тель­но­го обра­зу­ем род­ствен­ные наре­чия:

  • спе­шить домой;
  • отды­хать дома;
  • рабо­тать на дому;
  • жар­кое по-домашнему.

Следует заме­тить, что в пере­чень род­ствен­ных слов не вклю­ча­ем грам­ма­ти­че­ские фор­мы одно­ко­рен­ных суще­стви­тель­ных, при­ла­га­тель­ных, гла­го­лов:

  • кры­ша домик а
  • о домов ом
  • рядом с домишк ом
  • воз­ле дом ов
  • домов­ни­ча я
  • одо­маш­нил
  • домов­ни­чал и и пр.

Дополнительный мате­ри­алВ ста­тье Однокоренные сло­ва, что это такое? рас­ска­зы­ва­ет­ся о том, как отли­чить одно­ко­рен­ные сло­ва от их форм. В каче­стве одно­го из при­ме­ров рас­смат­ри­ва­ют­ся род­ствен­ные сло­ва и фор­мы это­го суще­стви­тель­но­го.

Однокоренные слова к слову дом

Корень «дом» встречается во многих словах. Среди них существительные, прилагательные, глаголы и даже наречия. Можно подобрать однокоренные слова к слову дом на этой странице или научиться самостоятельно их определять.

Полезная информация

Чтобы находить однокоренные слова к слову дом, необязательно использовать простой перебор или пытаться вызвать их в своей памяти. Знание простых правил помогает вычленить и самостоятельно определить нужные слова.

Читайте так же:
Кровать из сена

Чтобы определить однокоренные слова к слову дом, необходимо провести морфемный анализ. Зададим основные вопросы к имени существительному:

  1. Дверь чего? Дом а .
  2. Приду к чему? К дом у .
  3. Поведаю историю о чем? О дом е .

Очевидно, здесь видно изменяющееся окончание. В именительном падеже окончание нулевое. Для простоты разбора будем воспринимать так, будто оно отсутствует вовсе. Остальная часть слова является его корнем.

Для этого пригласим на помощь приставки, окончания, суффиксы. Тогда к слову дом однокоренные слова подбираются очень просто.

Имена существительные

Самостоятельное образование имен существительных относительно простое. Возьмем корень «дом» и прибавим к нему суффикс. Например, «ик». Получится дом ик . Впрочем, это самый простой способ образования новых существительных.

Иногда однокоренные слова дом, домишко, домовитость образуются сочетанием новых суффиксов, приставок, окончаний.

Возьмем слово « дом о влад ение». Здесь присутствуют сразу два корня, соединительная гласная «о», суффикс и окончание. Сложное слово несет в себе непростой смысл. Если корень «дом» указывает на здание, жилище или «дом родной», то в случае с домовладением речь идет о двух объектах сразу:

  1. Дом. Этот корень присутствует первым в слове. Вместе с корнем передаются связанные смыслы, заключающиеся в здании или жилище.
  2. Владение. Эта часть слова передает информацию о том, что домом кто-то владеет, а, следовательно, здание выделяется среди многих других на общем фоне.

Слово «домовладение», таким образом, несет в себе разнообразный социальный смысл. Поэтому существует эмпирическое наблюдение: чем больше частей использовано в конкретном слове, тем шире его смысл. В этом удивительная красота русского языка. Одним словом можно выразить значительную часть социальных отношений.

Но нельзя лепить суффиксы и окончания как попало. Если требуется найти однокоренные слова к слову «домик», нельзя писать «домиковладение». Такого слова не существует, поскольку слово « дом ик » — это не просто дом. Суффикс « ик » указывает на небольшое здание или маленькое сооружение. При этом размер постройки рассматривается не в социальном контексте.

Речь идет всего лишь о внешней стороне дома, а вот отношения владения или собственности — отношения социальные. Чтобы подбирать однокоренные слова, разные части должны подходить друг другу.

Дом - однокоренные слова

В слове «домик» корнем будет все тот же «дом». Уберем суффикс «ик», который придает нашему слову дополнительный, но ненужный в данном случае смысл, и создадим слово «домовладение». Если домик только строится, значит, у нас происходит домостроительство. Это еще одно однокоренное слово, в котором указывается конкретное действие с нашим сооружением.

Прилагательные

Не только существительные могут иметь тот же корень, что и слово «дом». Прилагательные тоже в этом замечены. Главный способ образования прилагательных состоит в добавлении суффикса и окончаний.

Основное назначение прилагательных — передача информации о каком-то качестве предмета.

Читайте так же:
Царга кровати что это такое в мебели

У слова домик однокоренные слова могут быть прилагательными. Возьмем знакомое нам «домостроительство». Чтобы из этого слова получилось прилагательное, нужен суффикс, говорящий о качестве предмета, и окончание. Таким словом может быть «домостроительный».

Прилагательное всегда употребляется вместе с существительным. Поскольку речь идет о каком-то качестве предмета, нужно указание на него. Делается это благодаря имени существительному.

Глаголы

Зная правила, можно к корню дом однокоренные слова подобрать среди глаголов. Главный способ сделать это состоит в использовании не только суффиксов и окончаний, но еще и приставок.

Глаголы сообщают о каком-то действии, которое было совершено или только совершится.

Любой глагол несет в себе следующую информацию:

  1. Действие, которое было совершено или планируется к осуществлению.
  2. Кто это сделал. Необязательно речь идет об указании на конкретного субъекта. Однако всегда в глаголе присутствует указание на число. Действие мог совершить один человек или группа лиц.
  3. Когда. Существует три времени в русском языке: прошлое, настоящее, будущее. К глаголам это относится в полной мере.

Возьмем прилагательное домашний однокоренные слова от него образуются точно так же, как в случае с именем существительным. Сначала нам надо вычленить смысл слова. Затем добавить приставку или иную часть речи, чтобы получился глагол.

К таким приставкам относится « о ». Чаще всего она указывает на действие, которое уже было совершено в прошлом.

Затем следует добавить суффикс, указывающий на действие, и окончание, которое сообщает число участников. При этом окончание может быть как нулевым, так и ненулевым.

Получится слово «одомашнили». Глагол также всегда употребляется совместно с именем существительным или местоимением.

Тема урока по русскому языку «Что такое родственные слова? Корень слова. Однокоренные слова»

Цели: познакомить с понятием родственные слова, с призна­ками однокоренных слов; развивать речь; пополнять словарный запас учащихся; формирование понятия корня слова, умения подбирать однокоренные слова, выделять в них корень.

Планируемые результаты : учащиеся научатся находить в тек­сте и образовывать родственные слова, употреблять их в речи; аргументированно отвечать, доказывать свое мнение; анализировать, делать выводы, сравнивать.

I . Организационный момент

Начинается урок,

Он пойдет ребятам впрок.

Постарайтесь все понять,

Интересное узнать.

II . Актуализация знаний и постановка учебной задачи урока.

1. Работа с правилом

2 . -Ребята, сейчас у нас урок русского языка. Мы продолжаем изучать тайны русского языка. И как всегда, каждый из вас на уроке будет исследователем.

-«Есть у ребят зеленый друг,

Веселый друг, хороший друг.

Он нам протянет сотни рук

И тысячи ладошек» (Лес.)

3. Придумайте однокоренные слова к слову «Лес»

4 . Создание проблемной ситуации.

а) — Ребята, посмотрите внимательно на рисунок и прочитайте слова, которые здесь записаны.

Зима, зимушка, снег, мороз, зимовать, зимний, декабрь.

— На какую тему все эти слова?

— И это не случайно, ведь красавица-зима уже не за горами. Совсем скоро она махнет своим рукавом и отправит в поход свою свиту. Вьюги и метели занесут сугробами города и села. Оденет зима деревья в пушистые снеговые шубы, и уснет природа прекрасным сном. Много у зимы помощников и родственников.

Читайте так же:
Как закрыть ножки кровати

— А теперь внимание, задание:

Надо выписать из этой группы слов только те, которые являются родственными. (На схеме — родственные слова)

— Прежде чем сделать запись в тетрадь, обсудите в парах, какие слова, по вашему мнению, будут родственными. (Обсуждение в парах)

Пишем с большой, через запятую. ( Дети делают запись ).

Изучение нового материала

Ребята, а где вы слышали такое слово «корень»

— Давайте узнаем подробнее лексическое значение этого слова? Где мы можем найти эту информацию? (в словаре)

1) подземная часть растения;

2) часть волоса, зуба, ногтя;

3) начало, источник чего-либо;

— Наше слово «корень» имеет несколько значений . А кто знает как называются такие слова, которые имеют много значений? (многозначные ).

— Какое же значение этого слова будет интересовать нас на уроках русского языка? (часть слова).

— Давайте еще раз закрепим это понятие, так что же такое «корень слова» ?( Общая часть родственных слов )

Какие слова называются родственными ? (Слова, близкие по смыслу и с одинаковым корнем ).

4 . Понятие об однокоренных словах .

— Вернемся еще раз к нашим словам. Можно ли сказать ,что наши родственное слова образованы от одного и того же корня? Обсудите это в парах.

— Поделитесь своим мнением. Так как же можно назвать слова с одним и тем же корнем ? (однокоренные слова)

— Давайте подытожим, с какими новыми понятиями мы с вами познакомились.

-А теперь посмотрим правило в учебнике на с.61, как там сформулированы эти понятия.

— Правильно мы все сформулировали правила? (Да). Значит мы молодцы.

— Ребята, после того как вы узнали новые понятия, как вы думаете, какая учебная задача будет стоять перед нами на уроках? (Будем учиться находить однокоренные слова и определять корень.)

6. Упражнения в распознавании однокоренных слов .

а) Сейчас я предлагаю вам немного поиграть.

Игра называется «Засели домики».

— Одновременно в 3 домика приехали «родственники» (у нас — это родственные слова, как вы понимаете ) Проверьте, правильно ли они заселились. Работать будем по рядам.

Лиса, лист, лисонька, лисий.

Морской, моряк, море, мороз.

Вода, водичка, водный, водитель.

— Обсудите в парах это заселение, может кто-то из «родственников» перепутал домики , и запишите в строчку через запятую только родственные слова и выделите в этих словах корень.(Работа учащихся)

— Проверяем, 1 ряд, кто оказался лишним в вашем домике? Объясните, почему вы так считаете? Аргументируйте свой ответ.

-Ребята согласны? Назовите корень ваших родственных слов.( проверяем работу 2 и 3 рядов )

-Молодцы, вы хорошо справились с этим заданием .

Читайте так же:
Как отправить детскую кроватку в другой город

б) Самостоятельная работа. Дифференцированная работа.

— Теперь поработаем самостоятельно. Выполним упражнение № 85 из учебника на странице 61

( работу одного ученика проверить на документ камере )

в) Групповая работа.

— А теперь давайте еще поиграем в игру «Найди свое дерево». Вот 4 дерева с корнями ,а вы -листочки с этих деревьев( у детей на партах листики со словами).Задание: каждый листик должен найти свое дерево, и тогда образуются группы родственных слов.

Рыбак, рыболов, рыбачить, рыбалка, рыбка, рыбешка.

Умный, умница, умник, умненький, надоумить, разум.

3 группа — ворон –

Ворона, ворон, вороной, вороненок, проворонил, вороний.

Вода, водица, водяной, подводник, водичка, водный.

— Посмотрите , какие у нас чудные деревья получились!

Все умеют танцевать, прыгать, бегать, рисовать,

Но пока не все умеют расслабляться, отдыхать.

Есть у нас игра такая- очень легкая, простая:

Замедляется движенье, исчезает напряженье-

И становится понятно- расслабление приятно.

Проверочное задание-тест.

— У вас на столах осталась еще одна карточка с цифрами. Интересно, правда? Ведь у нас не урок математики.

Послушайте внимательно задание .Сейчас мы проверим, как вы усвоили тему нашего урока.

Я буду читать вам группы родственных слов, а вы должны вычеркнуть номер того слова, которое будет лишним в этой группе.(1,2,3)

Так же как и у кустов,

Корень есть у разных слов.

Будь внимателен к словам

И проверь-ка ты все сам:

Все ли слова родные – однокоренные?

Белка, беленький, белить,

Водяной, вода, водить,

Лист, лиса, лисенок,

Горный, горка, городок,

Пес, песочный, песок,

Моряки, морской, моржи,

Корень, корневой, коржи.

Все проверили слова? Отвечайте тогда!

-Давайте проверим , какие же слова оказались лишними.

— Слов на свете нам не счесть,

В каждом слове корень есть.

Чтобы грамотно писать,

Надо корень выделять.

-Ребята дома вам предстоит выполнить аналогичное задание ( упр.№ 83) -определить ,какие слова будут являться родственными и выделить у них корень. Я уверена , что с этим заданием дома вы справитесь легко.

-Ребята, наш урок подходит к концу.

Какие новые понятия вы узнали на нашем уроке?

-Давайте еще раз закрепим наши знания, можно воспользоваться схемой-помощницей.

— Обратите внимание на пословицу, с которой начался наш урок. Можно ли сказать, что эти слова подходят к теме нашего урока?( Трудились, узнавали новые понятия, искали ответы на вопросы.)

А какую еще связь с нашим уроком вы заметили?( в пословице есть родственные слова).

Назовите эти слова. Какой корень у этих слов?

— Сейчас покажите ваше настроение, с которым вы работали сегодня на уроке.

-Кто из вас доволен своей работой?

— Кто не со всеми заданиями справился, и остался не очень доволен своей работой?

— Наш урок закончен. Всем спасибо за работу. Молодцы!

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Читайте так же:
Выкуп медицинских кроватей б у москва и московская

Однокоренные слова

Слон⁄ и слон⁄ёнок. Гус⁄ь и гус⁄ёнок.

  • Обозначьте в однокоренных словах корень так: ∩.
  • Составьте предложение по любому рисунку. Запишите его.

Гусь вёл своего гусёнка к озеру.

Упражнение 47, с. 23

47. Напишите слова. Корень каждого слова «спрятался» в рисунке.

куб⁄ик гриб⁄ник еж⁄онок

  • Объясните значение записанных слов.

Кубик — небольшой предмет в форме куба. Грибник — человек, который собирает, любит собирать грибы. Ежонок — детёныш ежа.

Упражнение 48, с. 24

48. Прочитайте. Впишите в слова пропущенный корень -лес- или -бобр-.

пере⁄лес⁄ок
лес⁄ник бобр⁄иха
лес⁄ной бобр⁄овый
лес⁄ок бобр⁄ёнок

  • Составьте предложение с одним из однокоренных слов. Запишите его.

Бобр⁄ёнок строил плотину.

Упражнение 49, с. 24

49. Прочитайте.

Рыж⁄ий рыж⁄ик рыж⁄ не зря:
Рыж⁄ик — вестник сентября.

  • Найдите в предложении однокоренные слова. Обозначьте корень.
  • Спишите предложение. Проверьте себя.

Упражнение 50, с. 25

50. П рочитайте. Найдите однокоренные слова. Запишите каждую пару этих слов. Выделите в них корень.

Пыл⁄ь — пыл⁄инка, школ⁄а — школ⁄ьник, пер⁄о — пер⁄ина, пис⁄ьмо — пис⁄атель, сахар⁄сахар⁄ница.

Упражнение 51, с. 25

51. Прочитайте. Найдите в каждой строке только родственные (однокоренные) слова. Обозначьте в них корень.

  1. Белка, бел⁄енький , белить .
  2. Вод⁄яной , вод⁄а , водить.
  3. Лист, лис⁄а , лис⁄ёнок .
  4. Лос⁄ь , лоскут, лос⁄ёнок .
  5. Гор⁄ный , гор⁄ка , городок.
    • Выпишите каждое выделенное слово и рядом с ним запишите однокоренное.

    Вод⁄а — вод⁄яной, лис⁄а — лис⁄ёнок, гор⁄ка — гор⁄ный.

    Упражнение 52, с. 26

    52. Прочитайте выразительно.

    Еж⁄овы рукавицы

    Ежата — детки хоть куда!
    И что же тут дивиться
    Ведь мама держит их всегда
    В еж⁄овых рукавицах!

    • Объясните, как вы поняли значение выделенных выражений.

    В ежовых рукавицах, то есть строго воспитывать.

    • Выделите корень в однокоренных словах.

    Упражнение 53, с. 26

    53. Прочитайте. Какая группа слов лишняя? Объясните ответ.

    вороб⁄ей тигр⁄ ворон⁄а грач⁄
    в о р о б⁄ушек т и гр⁄ята в о р о н⁄ята гр а ч⁄иха

    Лишняя группа — грач-грачиха (самка и самец грача, а везде птица — птенец)

    • Вставьте пропущенные буквы.
    • Выделите корень в однокоренных словах.

    Упражнение 54, с. 26

    54. Прочитайте. Вставьте пропущенные буквы и слова.

    В с е нтябре, в с е нтябре
    Утром лужи в серебрé,
    Как серебряные блюдца ,
    Блещут травы на заре.

    голоса
    Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector