0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Перенос слов

Перенос слов

Перенос слова — это разделение слова на две части: одна часть остаётся в конце одной строки, а вторая переносится в начало следующей строки.

Если слово не помещается на строке, то всё слово или его часть надо перенести на следующую строку. Для обозначения переноса части слова используется символ — (тире), который ставится после части слова, остающейся на строке. Часть слова, перенесённая на новую строку, символом тире не обозначается. Например:

Солнце светит, но не греет. Листья на-
чали желтеть.

Чтобы показать, как слово может быть разделено, для переноса используется символ — (дефис — короткая чёрточка). Например, запись:

показывает, что слово может быть перенесено тремя способами:

ру-кавица, рука-вица, рукави-ца.

Обратите внимание, так как правила разделения слов на слоги отличаются в разных учебных программах, то в правила переноса слов мы не стали добавлять пункт — слова переносятся по слогам . Изучение всех правил переноса и так создают полное представление о том, как можно и как нельзя разделять слова при переносе.

Правила переноса слов

1) Оставлять на строке или переносить на следующую строку можно только часть слова, содержащую гласную букву:

ПравильноНеправильно
яб-локо, ябло-кокла-сс, кл-асс

Все слова, содержащие только одну гласную букву, нельзя разделять для переноса, то есть они полностью переносятся на следующую строку.

2) Нельзя оставлять на строке или переносить на следующую строку одну букву:

ПравильноНеправильно
па-пая-мы, ям-ы

Все слова, состоящие из трёх букв, нельзя разделять для переноса.

3) Нельзя отделять согласную от следующей за ней гласной:

ПравильноНеправильно
по-ми-до-рыпом-идоры, помид-оры
ли-ниялин-ия

Следовательно, руководствуясь первыми тремя правилами, некоторые слова нельзя разделить для переноса. Например:

аист, олень, обувь, овёс и т. д.

Потому что разделение таких слов всегда будет неправильным.

4) Буквы Й, Ъ, Ы и Ь нельзя отрывать от предшествующих букв, то есть новая строка никогда не должна начинаться с букв Й, Ъ, Ы и Ь:

ПравильноНеправильно
лай-кала-йка
объ-ездоб-ъезд
по-дыгралпод-ыграл
боль-ницабол-ьница

5) Двойные согласные, стоящие между гласными, при переносе разделяются:

ПравильноНеправильно
колон-наколо-нна
суб-ботасу-ббота

6) Если в слове есть несколько согласных, идущих друг за другом, то слово можно разделять разными способами:

со-лнце, сол-нце, солн-це.

Согласные от корня отделять нельзя:

ПравильноНеправильно
ра-дост-ныйрадо-стный, радос-тный
маль-чикма-льчик

Следующие правила относятся к переносу слов с приставками:

7) Если приставка оканчивается на согласную, за которой следует ещё одна согласная, то приставку оставляют на строке, а остальную часть слова переносят:

ПравильноНеправильно
под-броситьпо-дбросить
раз-битьра-збить

8) Если приставка оканчивается на гласную, за которой следует согласная, то приставку оставляют на строке, а остальную часть слова переносят:

ПравильноНеправильно
за-крыватьзак-рывать
со-хранитьсох-ранить

9) Если приставка оканчивается на согласную, за которой следует гласная, то приставку оставляют на строке, а остальную часть слова переносят, или последняя согласная приставки переносится вместе с остальной частью слова:

Правильно
без-опасный, бе-зопасный
раз-узнать, ра-зузнать

10) Если приставка оканчивается на гласную, за которой следует двойная согласная, то приставку оставляют на строке, а остальную часть слова переносят:

Читайте так же:
Как крепить выдвижную полку для клавиатуры

Перенос слова – по каким правилам надо переносить слова в русском языке и как легко в них разобраться раз и навсегда

Главный принцип переноса – по восходящей звучности. Но есть несколько нюансов, про которые надо знать. Давайте разбираться.

Как правильно делать перенос слова

Давайте научимся правильно делать перенос слова. Главный принцип переноса в русском языке – по восходящей звучности. То есть в той части слова, которую вы оставляете на одной строке, звук не должен сначала резко расти, а потом вдруг падать. Сейчас я вам подробнее объясню этот принцип.

Переносите по принципу восходящей звучности

Самые тихие звуки в русском – глухие согласные: п, т, х, ш, с, ф и другие. Более звучные – звонкие согласные: б, д, ж, з, в и др. Еще более звонкие – сонорные: р, л, м, н, й. И самые звонкие – гласные: а, о, у, ы, и, э.

Надо переносить слова так, чтобы звучность нарастала до переноса. Показываю на картинке:

Как понять принцип восходящей звучности

Сорри за кривоту, я просто хочу, чтобы вы поняли. Смотрите, как нарастает звучность в каждом слоге, когда мы переносим «стра-ни-ца». Сначала она минимальная на «ст», потом подрастает на «р», а потом достигает максимума на гласном «а». Потом она снова низкая на «н» и растет на «а», потом низкая на «ц» и растет на «а». В каждом слоге вверх, верх, вверх.

То же самое в слове «скру-ти-ла».

А вот если мы будем переносить «стран-ица», то получится не пойми что. Сначала звучность будет расти, потом резко упадет на «н», потом с высокой на «и» упадет на «ц» и потом опять поднимется.

Поэтому мы переносим «ро-за», «по-ли-кли-ни-ка», «пе-ре-вал».

Это общее правило. Есть еще ряд тонкостей, смотрите.

Можно поделить несколько согласных

Если в одном слоге несколько согласных звуков, то один из них можно оставить на предыдущей строке. Например, в слове «кости» – «ко-сти», «кос-ти» – оба варианта допустимы.

Обратите внимание, это касается только групп согласных. Если согласный один, то его обязательно надо переносить. Слово «караван» нельзя переносить вот так: «кар-ав-ан». Только по восходящей звучности: «ка-ра-ван».

Удвоенные согласные надо делить пополам

Это нарушает принцип восходящей звучности, но правило именно такое. То есть надо переносить: «имен-но». Неправильно «име-нно».

Другие примеры: бездон-ный, колон-на, ван-на, кол-лизия, пал-ладий.

Буквы Ъ, Ь, Й не переносятся

Они всегда остаются на предыдущей строке. То есть правильно так: «объ-езд», «объ-явление», «май-ка».

Нельзя переносить вот так: «об-ъезд», «об-ъявление», «ма-йка».

Одну букву нельзя оставлять или переносить

Одну букву нельзя оставлять на строке, то есть «о-город» – неправильно. Переносить одну-единственную букву тоже нельзя: «амплу-а».

Но слог там все равно есть

Обратите внимание, если одну букву нельзя переносить, это не значит, что она не является слогом. Где гласный, там и слог. Поэтому в слове «огород» три слога, вот они: «о-го-род». В междометии «ау» два слога: «а-у», в «виолончели» их четыре: «ви-о-лон-чель».

Делить на слоги и переносить – это не одно и то же, запомните.

Переносите по морфемам

Выделите в слове приставку, корень, суффикс и окончание и переносите так, чтобы целостность этих морфем не нарушалась.

Читайте так же:
Технологическая карта табуретка 7 класс

Например, в слове «переоформить» есть приставка «пере-», корень «оформ», суффикс «и», окончание «ть». Правильный перенос будет таким: «пере-оформить».

Нельзя переносить «перео-формить», потому что «о» – в корне.

Слово «расписаться» по морфемам делится так: приставка «рас-», корень «пис», суффикс «а», окончание «ть», постфикс «-ся». Можно перенести «рас-писаться», но нельзя «ра-списаться», потому что «с» – в приставке.

Нельзя переносить только согласные

Нельзя оставлять на одной строке или переносить на другую сочетания согласных звуков без гласных. Например, слово «конь» вообще переносить нельзя, потому что получится «ко-нь». А вот «кони» – можно: «ко-ни».

Аббревиатуры никогда не переносятся

Нельзя аббревиатуру поделить на части и переносить.

Например, Маяковский работал в окнах РОСТА – вот эту аббревиатуру, казалось бы, можно поделить: РО-СТА, но на самом деле нет, нельзя, потому что это аббревиатура. Только целиком перенести на новую строку: РОСТА.

Знаки препинания не переносятся

С запятыми и точками такой проблемы обычно нет. Их можно втиснуть, даже если места на строке вообще не осталось. А вот тире школьники иногда переносят. Этого делать нельзя.

В предложении «Наш долг – служить Родине» тире обязательно должно остаться на строке со словами «Наш долг».

Полезные материалы для школьников и их родителей

Подпишитесь на обновления сайта, чтобы первыми получать самые свежие публикации.

Посмотрите вот эти статьи по фонетике, они помогут вам разобраться в слогоделении:

    . . Я даю там и школьную, и вузовскую классификацию.

Посмотрите три подборки с курсами по русскому. В основном, там материалы для школьников разных возрастов. Есть платные и бесплатные.

    . . . . Это общая подборка. В ней есть курсы и для взрослых людей, а также для иностранцев, которым надо выучить русский.

Если прокрутите мышью вниз, увидите форму для комментариев – задавайте там вопросы, я отвечу.

Урок русского языка по теме "Перенос слов с буквами "ь" и "й" в середине слов". 1-й класс

Задачи: в совместной деятельности сформулировать вывод о переносе слов с буквами “Й” и “Ь” в середине слова; учить применять основные правила переноса слов в практической деятельности.

Развивать навыки самоконтроля, речь обучающихся, орфографическую зоркость, умение анализировать, делать выводы, доказывать свою точку зрения.

Воспитывать аккуратность, культуру общения, взаимопомощь.

Решаемая проблема: как переносить слова с буквами “Ь” и “Й” в середине слова.

ПредметныеУниверсальные учебные действияЛичностные
Сформулировать правило переноса слов с буквами “Ь” и “Й” в середине слова.Регулятивные:

Учить удерживать учебную задачу, проговаривать вслух последовательность производимых действий.

В сотрудничестве с учителем, классом находить несколько вариантов решения учебной задачи.

Представление о значении изучаемого материала для практических ситуаций.

На основе наблюдений и анализа группировать языковой материал по самостоятельно определенному признаку, осуществлять рефлексию способов и условий действий.

Ставить вопросы, обращаться за помощью, формулировать свои затруднения.

Аргументировать собственное мнение, строить высказывания, договариваться.

Оборудование: презентация, учебник русского языка для 1 класса, автор Полякова А.В., карточки со словами, карточки для групповой работы, иллюстрации (еловый лес, сосновый и березовый; весенняя капель), алгоритм выполнения переноса слов.

1. Организационный момент. Психологический настрой. (Cлайд 1). Презентация

2. Актуализация знаний.

Сегодня на уроке русского языка мы продолжим изучение темы: “Перенос слов”. А начать его мне захотелось с веселых стихов. Подумайте, почему же стихи веселые? (Cлайд 2) Стихотворение дети читают вполголоса, затем один ученик вслух:

Как я перенёс слова.
Мы изучаем перенос,
Вот как слова я перенёс:

ЕДВА я перенёс: Е — ДВА,
Как получил за это “два” .
УКОЛ
я перенёс: У- КОЛ
И получил за это “кол”.
ОПЯТЬ
я перенёс: ОПЯТЬ
Теперь, наверно, будет “пять”!

(Ответы детей на вопрос)

— Ребята, как вы думаете, а кто мог все это нам рассказать? Почему вы так решили?

(Предполагают, что тот, кто не знает правила переноса, например, первоклассник, или, может, Незнайка)

— А какие правила не знает герой этого стихотворения? (Дети формулируют правила, с которыми они уже знакомы)

1. Слова переносятся по слогам.

2. Одну букву нельзя оставлять на строке и нельзя переносить на новую строку.

— Что еще неверно сделал наш герой? (Нневерно разделил слово ЕДВА на слоги).

— Что же может помочь нам при переносе слов? (Алгоритм, который мы составили)

— Назовите “шаги” нашего алгоритма. (При необходимости можно использовать “опору”, на которой дан алгоритм действий.) Исправление ошибок на доске. (Слайд 3)

2. Постановка учебной задачи.

— Ребята, как вы думаете, все правила переноса мы с вами знаем? (Высказывают предположение, что скорее всего не все)

— Ребята, посмотрите, сколько правил переноса существует! (Показ листа с правилами). А вам хочется узнать другие правила? Тогда за работу!

— Итак, какую задачу мы поставим перед собой на уроке? (Узнать новые правила переноса)

3. “Открытие” нового знания.

А) Парная форма работы.

На наборном полотне находится 7 слов (на карточках). В конвертах у каждой пары эти же слова. (Слайд 4)

МАЙ, ЧАЙ, КАПЕЛЬ, ЕЛЬ, РУЧЕЙ, УГОЛЬ, ОКУНЬ.

— Прочтите слова. Значения каких слов неизвестно вам? (Капель – можно обратиться к толковому словарю, показать иллюстрацию, обратив внимание на образование этого слова, чтобы детям легче было запомнить его написание).

— Ребята, работая в паре, необходимо разделить данные слова на 2 группы по самостоятельно выявленному признаку.

Желательно рассмотреть разные варианты группировки для закрепления ранее изученного материала и обосновать их. (Слайды 5-8)

1. Слова, отвечающие на вопросы КТО? и ЧТО?

2. Слова, односложные и двусложные.

3. Слова, которые начинаются с гласного и согласного звуков.

4. Слова, заканчивающие на буквы “Й” и “Ь”.

Б) Коллективная форма работы.

— Ребята, предлагаю вам поиграть в игру “Составь слово” . Её правила таковы: при помощи слогов —КА,- НИК, -КИ составить новые слова.

Возможны следующие слова : майка, майки, чайка, чайки, чайник, капелька, капельки, капельник (старинное название месяца “март”), ельник (уточнить значение, или показав слайды “сосняк”, “березняк”, “ельник” или найти значение слова в словаре), ручейки, угольки, угольник, окуньки и др. (Слайды 9-12)

— Сейчас, ребята, постараемся разделить для переноса те слова, которые у нас получились. Что же для этого нам необходимо сделать? Верно, вспомнить алгоритм. (При необходимости вывесить “опору”). Мы с ребятами создали такой алгоритм:

1. Раздели слово на слоги.

2. Вспомни правила. (К данному уроку знают правила о том, что слова переносятся по слогам, одну букву нельзя оставлять на строке и нельзя переносить).

3. Раздели слово для переноса.

Идет письменное комментированное выполнение задания. Дети образовывали слова при помощи слогов, поэтому при переносе они уверенно отделяют их от предшествующего слога. Получается запись на слайде 13. Самопроверка с наборного полотна, на котором слова уже расположены следующим образом:

МАЙ — КАЕЛЬ – НИК
ЧАЙ — НИКУГОЛЬ — КИ
РУЧЕЙ — КИРУ-ЧЕЙКИКАПЕЛЬ — КАКА- ПЕЛЬКА

— Посмотрите внимательно на слова. Что вы заметили?

— Как же мы разделили слова с буквами “Й” и “Ь” в середине для переноса? (Дети уверенно говорят правило — буквы “Й” и “Ь” не отделяются от стоящих перед ними букв).

— Откройте учебник на с.21, 22 , прочтите правила “про себя” (затем чтение правила вслух 1-2 учениками).

— Что вы можете сказать о нашем выводе про перенос слов с буквами “Й” и “Ь” знаком в середине?

— Сформулируйте общий вывод о переносе слов с буквами “Й” и “Ь” в середине слова.

4. Физпауза (упражнение “Ворона” (по стихотворению А.Блока) для укрепления мышц спины и живота, дыхательная гимнастика).

Вот ворона на крыше покатой (вдох)
Так с зимы и осталась лохматой… (выдох)
А уж в воздухе – вешние звоны, (вдох)
Даже дух занялся у вороны (выдох)
Вдруг запрыгала вбок глупым скоком, (прыгаем на двух ногах)
Вниз на землю глядит она боком (повороты вправо-влево)
Что белеет под нежною травкой? (наклон вперед)
Вон желтеют под серою лавкой (наклон вперед)
Прошлогодние мокрые стружки… (наклон вперед)
Это все у вороны – игрушки, (руки на пояс)
И уж так-то ворона довольна, (повороты вправо-влево)
Что весна и дышать ей привольно! (шагаем на месте)

5. Первичное закрепление.

Выполнение упражнения № 31 (с.22 ) с комментированием деления слов для переноса.

Дети пользуются алгоритмом (слайд 14). Взаимопроверка.

6. Самостоятельная работа.

Каждый ученик получает карточку со словами, разделенными для переноса (слайд 15-16), а также предлагается алгоритм — памятка на слайде.

Перенос слов скамья

images/slideshow/fact1a.jpg

Русский язык и литература для всех

Русский язык и литература для всех

Русский язык и литература для всех

Как переносить слова

Перенос слова

Не секрет, что ученики не любят переносить слова. Как только приближается линия полей, они в растерянности: «Что делать? Какую букву оставить, а какую перенести?» Во время урока постоянно спрашивают об этом у учителя.

А что сложного в переносе слов? На первый взгляд ничего. Ещё в начальной школе учились переносить слова с одной строки на другую. Однако в средней школе такая проблема по-прежнему существует. Дело в том, что происходит путаница между несколькими явлениями.

У С.И. Львовой в её учебниках встречается понятие «поморфемное письмо»: при-строй-к-а, солом-енн-ый, пере-нес-ёшь. Можно ли так переносить? Нельзя! Вот этот способ и сбивает учащихся с толку, потому что он показывает не перенос слова и не деление на слоги, а совсем другое – наличие в слове нескольких морфем и правильное их нахождение (раздел «Морфемика»).

Часто путают между собой деление на слоги (раздел «Фонетика») и перенос слова (раздел «Орфография»). Вы же знаете, что делим на слоги только звучащее слово, записанное нами в транскрипции. Перенос слова имеет отношение к записанным словам, а не звукам! Сравните: слово «язык» – [j’и э -зЫк] имеет 2 слога, но перенести его нельзя, так как оно состоит из одного корня и отрывать одну букву и оставлять на строке нельзя.

Пора ликвидировать пробелы! Существует всего 7 правил переноса слов. Рассмотрим их с примерами.

Семь правил переноса слов

1 правило. Оставлять на строке или переносить одну букву нельзя.

Нужно переносить так: актив-но, ар-мия.

2 правило. Буквы Ы, Ь, Ъ, Й не переносятся на следующую строку. Эти буквы всегда остаются на строке!

Нужно переносить так: медаль-он, подъ-езд, лай-ка.

3 правило. Много вариантов переноса у слова, состоящего из корня и окончания. Такое слово можно переносить по слогам как угодно.

Так: бе-рё-за, во-ро-та, ма-ли-на.

Или так: бе-рёза, во-рота, ма-лина.

4 правило. При стечении согласных может быть несколько вариантов переноса.

Сест-ра, се-стра, сес-тра.

5 правило. При переносе слов с приставками возможны варианты.

6 правило. Переноси, не нарушая морфемы.

Есть слова, состоящие из нескольких морфем: приставки, корня и суффикса. То есть основа слова состоит не только из корня. Такие слова нужно переносить, не разбивая морфемы, не отрывая одну букву морфемы от другой.

7 правило. Две одинаковые буквы всегда разбиваются переносом.

Пять нельзя!

1. Переносить на другую строку одну гласную букву.

2. Переносить на другую строку часть слова, не составляющей слога.

Ст-ройка, просмо-тр, носи-ть.

3. Отрывать букв Ы, Ь, Ъ, Й от предшествующей буквы.

Раз-ыграться, обез-ьяна, под-ъезд, подрат-ься, га-йка.

4. Переносить сложные слова с отрывом букв.

5. Переносить сложносокращенные слова с отрывом букв.

Теперь вы можете потренироваться в переносе слов. А если будут вопросы, как лучше перенести то или иное слово, перейдите на страницу СПРАВОЧНИК сайта http://www.batov.ru/

Конечно, переносы, которые там предлагаются, рекомендуются работникам печати, но и дети, и учителя, и родители найдут много полезного для себя.

Примеры

Переносим слова: два-дца-тая, дет-ство, бью-щий, бу-ду-щий, укро-тить, со-дру-жество, во-ро-бей, мо-ей, пла-тье, обезь-яна, ша-поч-ка, снего-вик, пи-яв-ка, спра-воч-ник, не-воз-мож-но, со-бира-ют, бес-чис-лен-ный, встаё-те, учить-ся, лая-ла, Ки-ев.

Слова «бьют», «утро», «урок», «огонь» нельзя перенести, так как первое слово односложное, а другие слова состоят из корня и окончания, по правилу нельзя оставлять одну букву на строке, нельзя переносить мягкий знак без гласной буквы.

Тренировка

Какие слова из данных предложений можно перенести?

Величава русская золотистая осень, ни­когда не бывает она ни грустной, ни скучной.

К сладкому запаху хвои примешивается сырая пахучесть душистых рыжиков.

Злобно трясет седой бородой пурга, беснуется на бескрайних просторах тундры свирепый поляр­ный ветер.

Корни связывают землю, высасывают лишнюю влагу из почвы. И болото съеживается, отступает трусливо.

А ты приглядись повнимательнее и увидишь тогда, что отдельные деревья поднимаются над стеной леса.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector