0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Как составить звуковую схему слова

Как составить звуковую схему слова?

Уважаемые родители, на этапе обучения грамоте ребята учатся составлять звуковую схему или, по-другому, модель слова. Помогите ребёнку разобраться в составлении звуковой модели слова.

Я приведу примеры звуковых схем по программе “Школа России”. Там обозначения разных звуков различаются по цвету.

Итак, освежим в памяти знания по фонетике, которые вы получили в школе.

Гласных звуков в русском языке шесть – [а], [о], [у], [ы], [э], [и]

Согласные образуют пары по твёрдости-мягкости, по глухости- звонкости.

Есть непарные согласные.

Мягкий знак и твёрдый знак звуков не обозначают.

Буквы Я, Ё, Ю, Е обозначают два звука, если стоят в начале слова или после гласного звука, обозначают один звук, если стоят после согласного.

В таблице мы видим букву и под ней звук или звуки, которые обозначают этой буквой.

Например, буквой Б обозначают два звука [б], [б’]. Буквой Ж один звук [ж].

Разберём составление звуковой модели слова ПИСЬМО.

Делим слово на слоги: ПИ-СЬМО (как разделить слово на слоги можно посмотреть здесь http://ya-umni4ka.ru/?p=1742 )

Первый слог – ПИ. Это слияние. Гласный звук [и] обозначает мягкость согласного. Первый звук [п’] – мягкий согласный, второй звук [и] – гласный.

Второй слог – СЬМО. Первый звук [с’] – мягкий согласный. Дальше идёт слияние – МО. Гласный звук [о] обозначает твёрдость согласного. Звук [м] – твёрдый согласный. Звук [о] – гласный. Ставим ударение.

В итоге получается такая схема:

Мы с ребятами делаем затем транскрипцию (как мы слышим слово).

А затем записываем слово: письмо.

Гласные звуки, которые находятся в верхнем ряду таблички – а, о, у, ы, э обозначают твёрдость согласного звука.

Гласные буквы я, ё, е, ю стоят после мягкого согласного, звук [и] тоже обозначает мягкость согласного.

Но необходимо помнить, что есть согласные, которые всегда твёрдые. Они обозначены в таблице только синим цветом: [ж], [ш], [ц]. Есть согласные, которые всегда мягкие, они обозначены только зелёным цветом: [ч’], [щ’], [й’].

Будьте внимательны при разборе слов с йотированными гласными.

Вот пример разбора слова ЯБЛОКО.

В начале слова йотированные гласные обозначают два звука.

Надеюсь, что статья помогла вам немного разобраться в составлении звуковой схемы слова.

В других программах просто другие обозначения звуков. Могут быть не квадратики, а кружки. По другому обозначена твёрдость-мягкость. Но разобраться можно, подставив нужные обозначения.

Материалы о составлении звуковой схемы можно посмотреть ещё здесь

Если ваш ребёнок любит раскраски, посетите сайт ЕСЛИ РАСКРАСКИ.НЕТ. Здесь вы найдёте бесплатные раскраски для девочек и мальчиков. Большие раскраски онлайн бесплатно, раскраски из сказок и мультфильмов.

Схема слова шкаф

Статья 18. Права потребителя при обнаружении в товаре недостатков

(в ред. Федерального закона от 25.10.2007 N 234-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

Перспективы и риски споров в суде общей юрисдикции. Ситуации, связанные со ст. 18

1. Потребитель в случае обнаружения в товаре недостатков, если они не были оговорены продавцом, по своему выбору вправе:

потребовать замены на товар этой же марки (этих же модели и (или) артикула);

потребовать замены на такой же товар другой марки (модели, артикула) с соответствующим перерасчетом покупной цены;

потребовать соразмерного уменьшения покупной цены;

потребовать незамедлительного безвозмездного устранения недостатков товара или возмещения расходов на их исправление потребителем или третьим лицом;

отказаться от исполнения договора купли-продажи и потребовать возврата уплаченной за товар суммы. По требованию продавца и за его счет потребитель должен возвратить товар с недостатками.

При этом потребитель вправе потребовать также полного возмещения убытков, причиненных ему вследствие продажи товара ненадлежащего качества. Убытки возмещаются в сроки, установленные настоящим Законом для удовлетворения соответствующих требований потребителя.

В отношении технически сложного товара потребитель в случае обнаружения в нем недостатков вправе отказаться от исполнения договора купли-продажи и потребовать возврата уплаченной за такой товар суммы либо предъявить требование о его замене на товар этой же марки (модели, артикула) или на такой же товар другой марки (модели, артикула) с соответствующим перерасчетом покупной цены в течение пятнадцати дней со дня передачи потребителю такого товара. По истечении этого срока указанные требования подлежат удовлетворению в одном из следующих случаев:

нарушение установленных настоящим Законом сроков устранения недостатков товара;

невозможность использования товара в течение каждого года гарантийного срока в совокупности более чем тридцать дней вследствие неоднократного устранения его различных недостатков.

Читайте так же:
Самоочистка духового шкафа аристон хотпоинт

Перечень технически сложных товаров утверждается Правительством Российской Федерации.

(п. 1 в ред. Федерального закона от 25.10.2007 N 234-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

2. Требования, указанные в пункте 1 настоящей статьи, предъявляются потребителем продавцу либо уполномоченной организации или уполномоченному индивидуальному предпринимателю.

(в ред. Федерального закона от 21.12.2004 N 171-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

3. Потребитель вправе предъявить требования, указанные в абзацах втором и пятом пункта 1 настоящей статьи, изготовителю, уполномоченной организации или уполномоченному индивидуальному предпринимателю, импортеру.

(в ред. Федеральных законов от 21.12.2004 N 171-ФЗ, от 25.10.2007 N 234-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

Вместо предъявления этих требований потребитель вправе возвратить изготовителю или импортеру товар ненадлежащего качества и потребовать возврата уплаченной за него суммы.

(в ред. Федерального закона от 25.10.2007 N 234-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

4. Утратил силу. — Федеральный закон от 25.10.2007 N 234-ФЗ.

(см. текст в предыдущей редакции)

5. Отсутствие у потребителя кассового или товарного чека либо иного документа, удостоверяющих факт и условия покупки товара, не является основанием для отказа в удовлетворении его требований.

Продавец (изготовитель), уполномоченная организация или уполномоченный индивидуальный предприниматель, импортер обязаны принять товар ненадлежащего качества у потребителя и в случае необходимости провести проверку качества товара. Потребитель вправе участвовать в проверке качества товара.

(в ред. Федерального закона от 21.12.2004 N 171-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

В случае спора о причинах возникновения недостатков товара продавец (изготовитель), уполномоченная организация или уполномоченный индивидуальный предприниматель, импортер обязаны провести экспертизу товара за свой счет. Экспертиза товара проводится в сроки, установленные статьями 20, 21 и 22 настоящего Закона для удовлетворения соответствующих требований потребителя. Потребитель вправе присутствовать при проведении экспертизы товара и в случае несогласия с ее результатами оспорить заключение такой экспертизы в судебном порядке.

(в ред. Федерального закона от 25.10.2007 N 234-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

Если в результате экспертизы товара установлено, что его недостатки возникли вследствие обстоятельств, за которые не отвечает продавец (изготовитель), потребитель обязан возместить продавцу (изготовителю), уполномоченной организации или уполномоченному индивидуальному предпринимателю, импортеру расходы на проведение экспертизы, а также связанные с ее проведением расходы на хранение и транспортировку товара.

(в ред. Федерального закона от 21.12.2004 N 171-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

(п. 5 в ред. Федерального закона от 17.12.1999 N 212-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

6. Продавец (изготовитель), уполномоченная организация или уполномоченный индивидуальный предприниматель, импортер отвечает за недостатки товара, на который не установлен гарантийный срок, если потребитель докажет, что они возникли до передачи товара потребителю или по причинам, возникшим до этого момента.

(в ред. Федерального закона от 21.12.2004 N 171-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

В отношении товара, на который установлен гарантийный срок, продавец (изготовитель), уполномоченная организация или уполномоченный индивидуальный предприниматель, импортер отвечает за недостатки товара, если не докажет, что они возникли после передачи товара потребителю вследствие нарушения потребителем правил использования, хранения или транспортировки товара, действий третьих лиц или непреодолимой силы.

(в ред. Федерального закона от 21.12.2004 N 171-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

(п. 6 введен Федеральным законом от 17.12.1999 N 212-ФЗ)

7. Доставка крупногабаритного товара и товара весом более пяти килограммов для ремонта, уценки, замены и (или) возврат их потребителю осуществляются силами и за счет продавца (изготовителя, уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера). В случае неисполнения данной обязанности, а также при отсутствии продавца (изготовителя, уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера) в месте нахождения потребителя доставка и (или) возврат указанных товаров могут осуществляться потребителем. При этом продавец (изготовитель, уполномоченная организация или уполномоченный индивидуальный предприниматель, импортер) обязан возместить потребителю расходы, связанные с доставкой и (или) возвратом указанных товаров.

Шкаф-купе своими руками — чертежи описание, проект и схема с размерами

Купе

Выбор места

Здорово, если в помещении, где вы планируете установить шкаф, есть ниша — в этом случае вам останется только собрать «чучело» шкафа, прикрепить полки и вешалки к стенкам ниши, а также поставить раздвижные двери; при этом задняя и боковые стенки будут отсутствовать. Если его нет, можно построить угловой шкаф или просто прикрепить его к стене по вашему выбору. Имейте в виду, что после сборки эта конструкция будет неподвижна, и вы не сможете ее переместить, поэтому тщательно выбирайте расположение своего шкафа.

Читайте так же:
Почему не работает доводчик на кухонном шкафу

Затем займись дизайном. Начните с измерения будущего шкафа рулеткой. Измерьте несколько раз и запишите на листе бумаги желаемую высоту, длину и ширину шкафа. Эта информация будет полезна при покупке материалов. Сделайте чертеж масштаба и отметьте на нем все необходимые дополнения, которые планируете поместить в свой шкаф.

Это могут быть полки, ящики, корзины, лофты, вешалки и т.д. Не так уж и сложно самостоятельно нарисовать гардероб, главное — добросовестно подойти к его измерению, учесть шкалу при составлении чертежа, обратить внимание на каждую мелочь.

Длина шкафа не должна превышать 3 метра, максимальная длина — 5 метров. Длина каждой двери не должна превышать одного метра. Это напрямую связано с нагрузкой на «рельсы» шкафа и конструкции в целом.

Выполните полный расчет материалов, необходимых для Вашего индивидуального проекта. Перепроверьте и пересчитайте несколько раз. Помните о золотом правиле: измерьте дважды, отрежьте один раз. Будет очень неприятно, если придется что-то переделывать во время строительства.

Определяемся с размерами основных секций

Давайте сразу же введем определение для размеров сечений оболочки — это HxHxH (ВвысотаХ сИринаxGсмазка), чтобы больше не путать терминологию.

Есть несколько негласных правил:

  • Ширина секций отсека не менее 400 мм и не более 900 мм. Это связано с возможностью включения дополнительных систем хранения (выдвижные корзины, пантографы и другие элементы встроены в основание 400, 500, 600, 800 и 900 мм). А также из-за прочности древесно-стружечной плиты. При большой нагрузке на полки лучше не делать пролеты шириной более 700 мм, а дальше прикреплять их к стене с помощью кронштейнов и укладывать ребра жесткости.
  • Глубина секций шкафа должна составлять не менее 250 мм и не более 600 мм. Это из соображений практичности. Внутренняя глубина 250 мм наиболее часто используется при проектировании книжных шкафов и узких входов. Наиболее распространенная глубина для шкафов — 500-550 (с внешним размером 600-650 соответственно), что оптимально подходит для хранения вещей на полках и размещения крестообразных вешалках.
  • Высота между полками произвольная и варьируется от 200 до 1500 мм.. Все зависит от размера вещей, которые будут храниться внутри шкафа.

По типу наполнения можно выделить три основные конструкции секций — с полками, с бельевой штангой и выдвижными ящиками.

планировка основных секций шкафа

На приведенных схемах секций для проектирования гардеробного отсека основные размеры, обусловленные соображениями эргономики и удобства эксплуатации, назначаются самостоятельно.

Выбираем оптимальную комбинацию

Для оптимизации пространства внутри шкафа часто используются различные, более эффективные с точки зрения хранения комбинации.

Например, в предварительной схеме проектирования гардероба можно выделить отдельные секции для размещения короткой и длинной одежды разных размеров на удобной высоте для удобного снятия и навешивания вешалки. Если мезонинные полки не нужны, можно использовать верхнее пространство шкафа для вешалки, установив лифт — специальный пантограф, который опускает уровень вешалки.

Схемы секций шкафчиков с размерами

А также комбинировать полки и ящики, корзины для хранения обуви и белья.

Расположение ящиков и полок

Опять же, есть нюансы по размеру (они показаны на диаграмме). Глубокие ящики лучше всего разместить под ними. Ящики средней глубины обычно используются для хранения белья, они размещаются на среднем уровне шкафа. Но узкие ящики, в которых будут храниться небольшие предметы (украшения, документы, галстуки, ремни и другие аксессуары), лучше иметь на уровне столешницы (от 750-850 мм от пола). Это облегчит поиск и помещение в них вещей без необходимости наклоняться.

Вид спереди

трёхсекционный шкаф с чертежами и диаграммами собственными руками

На данном эскизе необходимо указать размеры (ширину и высоту шкафа). Также обратите внимание на высоту цоколя, ширину секций и расстояние между полками. Размеры должны вводиться непосредственно в точках крепления по длине боковой стенки.

То есть для того, чтобы закрепить полку или перегородку в шкафу на определенной высоте от пола или края, необходимо указать размер от начала заготовки до точки крепления.

Подумайте о том, как вы собираетесь прикрепить эти детали, на каком расстоянии и от чего. Индикация размеров поможет вам в этом.

Вид сверху или сбоку

Вид сбоку на чертеж кабинета
На этом эскизе сначала должна быть показана общая глубина шкафа. Также укажите глубину внутренних полок. Они будут, кстати, на 100 мм меньше общей глубины, потому что для установки дверей раздвижной системы понадобится ровно 100 мм.

На этом эскизе также должны быть показаны все закругленные и R-образные фланцы.

Читайте так же:
Чем конвекционная печь отличается от духового шкафа

При изготовлении гардероба не забудьте показать на схемах и чертежах размеры проема, в котором будет монтироваться раздвижная система. Вам это понадобится при заказе раздвижных дверей.

Чертежи и деталировка

Если у вас есть навыки и способности, сделайте рисунок своего гардероба самостоятельно в специальной компьютерной программе. Это позволит вам работать более детально и четко. Если это невозможно — нарисуйте эскизы вручную с учетом всех выполненных ранее расчетов. Это называется «детализация», то есть работа над мебелью в деталях. Обязательно укажите в эскизе толщину, ширину и глубину полок и перегородок, длину стержней и их положение и т.д. Положите всю информацию в таблицу, чтобы лучше ее организовать.

В общем, если мы проектируем наш гардероб на компьютере или составляем схему вручную — мы тщательно делаем замеры, упорядочиваем их и приступаем к покупке материалов и инструментов, необходимых для строительства.





Расчет ширины дверей

Когда дверь сдвигается в сторону, она должна полностью открывать доступ в секцию и не мешать вытягиванию ящика или опусканию ножничного подъёмника. Возьмем пример отсека шириной 2100 мм, состоящего из трех частей:

  1. Измерьте ширину внутреннего отверстия. В нашем примере с ДСП это будет 2068 мм.
  2. 2. вычесть в два раза ширину защитной ленты, приклеенной к краю дверцы корпуса. Толщина каждого из них составляет 6 мм, таким образом, вы получаете 2068 минус 12 — 2056 мм.
  3. 3. При этом учитывается перекрытие дверей, которое в трехсекционном шкафу составляет 26 мм с обеих сторон, что дает в общей сложности 52 мм. Общая ширина всех дверей составляет: 2056 мм плюс 52 мм или 2108 мм. Разделите общую ширину на три и получите 703 мм.

Этот простой расчет обеспечит легкий доступ к разделам.

Расчет ширины двери шкафа

Расчет ширины двери шкафа

Примеры

Двухдверные шкафы-купе

Органически вписывается двухдверный гардероб в небольшое пространство.Модели трехдверных шкафов-купе

Трехдверные шкафы-купе

Любители классических решений по достоинству оценят разнообразие трехдверных шкафов. Модели четырехдверных шкафов-купе

Схемы и чертежи шкафов-купе прямолинейной конфигурации

Внутреннее наполнение трехдверного шкафа спальни может быть следующим.

пример оформления спальни

На диаграмме видно, что у владельца на вешалках длинная одежда больше, чем короткая. А также то, что гардероб будет использоваться и в качестве бытового хранилища — слева выделена ниша для хранения гладильной доски и пылесоса. Выдвижные ящики более удобны для хранения белья, но они увеличивают стоимость всего продукта. Так что, если вопрос экономики имеет какое-то значение, то лучше заменить их открытыми полками.

пример оформления гардероба в прихожей

Для трехдверных гардеробных конструкций в прихожей больше характерно преобладание секций с плечами для длинных пальто, пальто и коротких курток, пуховиков в два ряда. Выдвижные ящики часто используются для хранения шарфов, головных уборов, перчаток и обуви.

гардеробная схема

Пантограф может быть предоставлен для хранения сезонной верхней одежды, если большие «мусорные» полки на антресолях не особенно нужны.

Виды связей в словосочетаниях

Словосочетание — это сочетание двух или нескольких самостоятельных слов, которые связаны между собой по смыслу и грамматически. В составе предложения выполняет коммуникативную функцию.

Если сравнить словосочетание и слово, то первое более точно называет предмет, признак, явление, действие.

В словосочетании всегда одно слово главное, а другое — зависимое, и к нему можно задать вопрос от главного слова.

Отношения между главным и зависимым словом можно выразить так:

при помощи окончания: черное (какое?) пятно; подарок (кому?) маме;

при помощи окончания и предлога: письмо (к кому?) к другу;

по смыслу: бегает (как?) быстро.

Основные виды словосочетаний

По количеству компонентов словосочетания бывают простыми и сложными.

Простые словосочетания — это конструкция из одного главного и одного зависимого компонента: разговор о жизни, сидеть на стуле.

Сложными называют словосочетания, которые состоят из трех и более компонентов. Сложные словосочетания бывают трех типов:

словосочетания с последовательным подчинением: очень быстро бежать;

словосочетания с параллельным подчинением: знаменитое произведение поэта;

комбинированные словосочетания с последовательным и параллельным подчинением: провести вечер с хорошими друзьями.

Существует три вида связи между словами в словосочетании:

согласование — вид связи, при котором зависимое слово равняется в своей форме главному слову, то есть согласуется с ним в роде, числе и падеже: необычный прибор, об интересном событии;

управление — вид связи, при котором зависимое слово употребляется в определенной падежной форме в зависимости от лексико-грамматического значения главного слова: симпатия к соседу, слушать лекцию;

примыкание — вид связи, при котором зависимость слова выражается лексически, порядком слов и интонацией, без применения служебных слов или морфологического изменения: петь звонко, смотреть молча.

Читайте так же:
Какой вес выдерживает навесной шкаф

По степени слитности компонентов выделяют словосочетания:

синтаксически свободные: высокий дом, идти в школу;

синтаксически или фразеологически несвободные, которые образуют синтаксическое единство и выступают в предложении в роли одного члена: три сестры, анютины глазки, бить челом.

Смысловые отношения можно определить при помощи вопросов:

Чей?, Какой?, Который? — определительные.

Пиджак (чей?) папы; красное (какое?) платье.

Кого?, Чего? — объектные.

Подарок (кому?) подруге.

Куда?, Как?, Когда? — обстоятельственные.

Гулять (где?) в парке.

Основная классификация словосочетаний основана на морфологических свойствах главного слова. В зависимости от того, какой частью речи оно выражено, выделяют три группы подчинительных словосочетаний: именные, глагольные, наречные.

Глагольные словосочетания

Глагольные словосочетания с именем существительным:

беспредложные (читать книгу),

предложные (говорить об искусстве).

Глагольные словосочетания с инфинитивом (просить принести).

Глагольные словосочетания с наречием (поступать справедливо).

В глагольных словосочетаниях главное слово выражается глаголом или деепричастием: говорить громко (говоря громко), читать книгу (читая книгу).

Именные словосочетания

Словосочетания с именем существительным в роли главного слова:

С именами существительными:

беспредложные (письмо родителям);

предложные (прогулка по лесу).

С именами прилагательными (полезная книга), местоименными прилагательными (наша страна), порядковыми числительными (вторая аудитория), причастиями (выполненная работа).

С наречиями (прогулка верхом).

С инфинитивом (желание учиться).

Словосочетания с именем прилагательным в роли главного слова:

С именами существительными:

беспредложные (довольный ответом);

предложные ( способный к музыке).

С наречиями (очень интересный).

С инфинитивом (способный работать).

Словосочетания с именем числительным в роли главного слова: две книги, оба друга.

Словосочетания с местоимением в роли главного слова (кто-то из учеников, нечто новое).

Наречные словосочетания

Словосочетания с наречием (очень удачно).

Словосочетания с именами существительными (незадолго до экзамена).

К словосочетаниям не относятся следующие сочетания слов:

Подлежащее и сказуемое: ветер дует.

Любые слова, которые стоят рядом в предложении, но не связаны между собой по смыслу: слабый идет.

Слова с предлогами: около стола, возле дома.

Члены предложения, которые отвечают на одинаковые вопросы: (какой?) бодрый и (какой?) энергичный.

Устойчивые выражения и фразеологизмы: спустя рукава, сквозь пальцы.

Сложные грамматические формы: будет играть, менее дорогой.

Обособленные члены в сочетании с определяемым словом: ветка, сломанная ветром.

Примеры словосочетаний со связью согласования

Существительное + прилагательное:

у соседнего двора,

с веселой песней.

Существительное + причастие:

перед цветущим полем,

Существительное + порядковое числительное:

на седьмое небо,

возле третьего подъезда,

через девятый этаж.

Существительное + местоимение:

Существительное (субстантивированное прилагательное) + прилагательное:

в чистой столовой,

Местоимение + существительное (субстантивированное прилагательное, причастие):

с чем-то веселым,

над чем-нибудь неясным,

с нашим знакомым,

перед этим зевающим.

Существительное + существительное (приложение):

Примеры словосочетаний со связью управления

Глагол + существительное:

разозлиться на шутку,

вернемся на рассвете,

беседую с другом.

Прилагательное + местоимение:

не согласен ни с кем,

не должен никому,

Прилагательное + существительное:

румяный от мороза,

сладкий на вкус,

злой на соседей,

Существительное + существительное:

радость от встречи,

грудь в медалях.

Наречие + существительное:

впереди у моста.

Числительное + существительное:

Деепричастие + существительное, местоимение:

шагая по тропинке,

Примеры словосочетаний со связью примыкания

Глагол, существительное, прилагательное + инфинитив:

Глагол + наречие:

Глагол + деепричастие:

рисовал стоя у мольберта,

ответил улыбаясь мне.

Существительное + наречие:

Существительное + несклоняемое прилагательное:

Местоимение, глагол, существительное, наречие + форма сравнительной степени прилагательного/наречия:

Главное и зависимое слово в словосочетании

Главное и зави­си­мое сло­во состав­ля­ют сло­во­со­че­та­ние на осно­ве под­чи­ни­тель­ной связи.

Как строится словосочетание?

В рус­ском язы­ке сло­во­со­че­та­ния скла­ды­ва­ют­ся по смыс­лу и грам­ма­ти­че­ски из отдель­ных слов, кото­рые не выра­жа­ют закон­чен­ную мысль, как напри­мер пред­ло­же­ние. Словосочетание состо­ит мини­мум из двух слов и назы­ва­ет пред­ме­ты, при­зна­ки или дей­ствия более деталь­но, чем одно сло­во, рас­ши­ряя наше пред­став­ле­ние об окру­жа­ю­щем мире:

  • солн­це — яркое солнце;
  • кра­си­вый — очень красивый;
  • пла­вать — пла­вать в реке.

Словосочетание

Строительными кир­пи­чи­ка­ми для пред­ло­же­ния явля­ют­ся сло­во­со­че­та­ния, кото­рые в отдель­но­сти не выра­жа­ют закон­чен­ную мысль, а толь­ко объ­еди­нив­шись с помо­щью инто­на­ции в выска­зы­ва­ние о ком-то или о чём-то.

В небе ярко све­тит весен­нее солнце.

Подлежащее и ска­зу­е­мое — это рав­но­прав­ные чле­ны пред­ло­же­ния. Словосочетание стро­ит­ся на осно­ве нерав­но­прав­ных отно­ше­ний меж­ду словами.

Укажем сло­во­со­че­та­ния в пред­ло­же­нии, отыс­кав их с помо­щью вопросов:

  • солн­це (какое?) весен­нее;
  • све­тит (как?) ярко;
  • све­тит (в чём?) в небе.

Что такое главное и зависимое слово?

В выде­лен­ных парах слов пер­вое сло­во явля­ет­ся глав­ным. Его основ­ным при­зна­ком явля­ет­ся то, что от него мож­но задать вопрос к дру­го­му сло­ву, пояс­ня­ю­ще­му его смысл.

Читайте так же:
Сборка шкафа comet из хоффа видео

Второе сло­во пояс­ня­ет, рас­ши­ря­ет смысл глав­но­го сло­ва и при­ни­ма­ет такую грам­ма­ти­че­скую фор­му, кото­рую ему дик­ту­ет глав­ное сло­во, то есть оно зави­сит от глав­но­го сло­ва и под­чи­ня­ет­ся ему. Это зави­си­мое сло­во в словосочетании.

Итак, в сло­во­со­че­та­нии мож­но ука­зать глав­ное и зави­си­мое сло­во. Между ними нет грам­ма­ти­че­ско­го рав­но­пра­вия. Зависимое сло­во под­чи­ня­ет­ся главному.

Как определить главное и зависимое слово?

Чтобы понять, какое сло­во явля­ет­ся глав­ным, а какое зави­си­мым в сло­во­со­че­та­нии, име­ем в виду, что глав­ное сло­во обыч­но назы­ва­ет пред­мет, дей­ствие или при­знак. Оно выра­жа­ет основ­ной смысл сло­во­со­че­та­ния. От глав­но­го сло­ва мож­но поста­вить вопрос к уточ­ня­ю­ще­му его зна­че­ние сло­ву, кото­рое свя­за­но с ним по смыс­лу и грамматически.

Зависимое сло­во допол­ня­ет, рас­ши­ря­ет зна­че­ние глав­но­го. Понаблюдаем:

  • сол­неч­ный день — день (какой?) сол­неч­ный;
  • гулять в пар­кегулять (в чём?) в пар­ке;
  • совер­шен­но новыйновый (в какой сте­пе­ни?) совер­шен­но.

Виды подчинительной связи в словосочетании

В зави­си­мо­сти от спо­со­ба соеди­не­ния слов в сло­во­со­че­та­ние выде­ля­ют три вида под­чи­ни­тель­ной связи:

  • согла­со­ва­ние
  • управ­ле­ние
  • при­мы­ка­ние

Виды словосочетаний

Словосочетания со связью согласования

В соче­та­нии «весен­нее солн­це» оба сло­ва име­ют одну и ту же грам­ма­ти­че­скую фор­му един­ствен­но­го чис­ла сред­не­го рода име­ни­тель­но­го паде­жа. Если грам­ма­ти­че­ская фор­ма зави­си­мо­го сло­ва сов­па­да­ет с фор­мой глав­но­го, меж­ду ними уста­но­ви­лась под­чи­ни­тель­ная связь согла­со­ва­ние. Образно гово­ря, как глав­ное сло­во (солн­це), так и зави­си­мое (весен­нее) соглас­ны при­нять одну и ту же грам­ма­ти­че­скую форму.

При такой свя­зи оба сло­ва одно­вре­мен­но изме­ня­ют­ся по родам, чис­лам и падежам.

Согласование

Подчинительной свя­зью согла­со­ва­ния объ­еди­ня­ют­ся в сло­во­со­че­та­ние глав­ное сло­во, выра­жен­ное суще­стви­тель­ным, с зави­си­мым в виде име­ни при­ла­га­тель­но­го, место­име­ния, поряд­ко­во­го чис­ли­тель­но­го, при­ча­стия, к кото­ро­му зада­ют­ся вопро­сы какой? чей?

  • даль­няя доро­га — доро­га (какая?) дальняя;
  • наш дом — дом (чей?) наш;
  • деся­тый класс;
  • каж­дый человек;
  • наре­зан­ные овощи.

Словосочетания со связью управления

В сло­во­со­че­та­нии «све­тит в небе» глав­ное сло­во тре­бу­ет от зави­си­мо­го име­ни суще­стви­тель­но­го грам­ма­ти­че­ской фор­мы пред­лож­но­го паде­жа един­ствен­но­го числа:

Главное сло­во руко­во­дит зави­си­мым и при­со­еди­ня­ет его с помо­щью под­чи­ни­тель­ной свя­зи управления.

В сло­во­со­че­та­ни­ях со свя­зью управ­ле­ния от глав­но­го сло­ва к зави­си­мо­му ста­вят­ся вопро­сы кос­вен­ных падежей:

  • сто­ять (у чего?) у ворот;
  • рад (чему?) солн­цу;
  • нари­со­вал (что?) кар­ти­ну;
  • инте­ре­су­ем­ся (чем?) искус­ством;
  • рас­ска­жет (о чём?) о путе­ше­ствии.

Управление

Главное сло­во может менять свою грам­ма­ти­че­скую фор­му, а зави­си­мое сохра­ня­ет первоначальную:

  • чита ю стих и ;
  • чита ешь стих и ;
  • чита ет стих и .

Связь управ­ле­ния ука­жем меж­ду глав­ным и зави­си­мым сло­вом, выра­жен­ны­ми частя­ми речи:

  • гла­гол + суще­стви­тель­ное (сшить пла­тье);
  • суще­стви­тель­ное + суще­стви­тель­ное (крыль­цо дома);
  • чис­ли­тель­ное + суще­стви­тель­ное (восемь томов, оба дру­га);
  • дее­при­ча­стие + суще­стви­тель­ное (открыв дверь).

Словосочетания со связью примыкания

В соче­та­нии «све­тит ярко» зави­си­мое сло­во не изме­ня­ет­ся. Оно при­со­еди­ня­ет­ся к глав­но­му сло­ву по смыс­лу и с помо­щью инто­на­ции. Такая под­чи­ни­тель­ная связь назы­ва­ет­ся примыканием.

Примыкание

К глав­но­му сло­ву, выра­жен­но­му гла­го­лом, суще­стви­тель­ным, наре­чи­ем, при­мы­ка­ют зави­си­мые неиз­ме­ня­е­мые сло­ва в виде наре­чия, дее­при­ча­стия или неопре­де­лен­ной фор­мы гла­го­ла. К зави­си­мо­му сло­ву от гла­голь­ных форм и наре­чий ста­вят­ся обсто­я­тель­ствен­ные вопросы:

  • при­плыть (как?) быст­ро;
  • отпра­вить­ся (когда?) попоз­же;
  • сидеть (как?) раз­ва­лив­шись;
  • сде­лать (зачем?) назло.

От глав­но­го сло­ва суще­стви­тель­но­го к зави­си­мо­му сло­ву зада­дим вопрос определения:

  • удар (какой?) спра­ва;
  • уме­ние (какое?) выжить.

Рассмотрим клас­си­фи­ка­цию сло­во­со­че­та­ний в зави­си­мо­сти от спо­со­ба выра­же­ния глав­но­го слова.

Главное слово и тип словосочетания

В сло­во­со­че­та­нии глав­ное сло­во может быть выра­же­но гла­голь­ной фор­мой, имен­ной частью речи или наре­чи­ем. В зави­си­мо­сти от спо­со­ба выра­же­ния глав­но­го сло­ва раз­ли­ча­ют три типа словосочетаний:

  • гла­голь­ные;
  • имен­ные;
  • нареч­ные.

Словосочетание

В гла­голь­ных сло­во­со­че­та­ни­ях в каче­стве глав­но­го сло­ва высту­па­ет любая грам­ма­ти­че­ская фор­ма гла­го­ла, а так­же при­ча­стие или деепричастие:

  • петь пес­ню;
  • гово­ришь быстро;
  • выпол­нив задание;
  • улы­ба­ясь радостно;
  • наре­зан­ный кусочками.

В имен­ных сло­во­со­че­та­ни­ях глав­ным сло­вом явля­ет­ся суще­стви­тель­ное, при­ла­га­тель­ное, место­име­ние, коли­че­ствен­ное или соби­ра­тель­ное числительное:

  • утрен­ний туман;
  • радост­ный от счастья;
  • пла­ва­ние в бассейне;
  • пол­ный печали;
  • блед­ный от испуга;
  • семь мет­ров;
  • оба дру­га.

Для нареч­ных соче­та­ний харак­тер­но, что к глав­но­му сло­ву в виде наре­чия при­мы­ка­ет дру­гое наре­чие. Главное сло­во может управ­лять зави­си­мым место­име­ни­ем или существительным.

Понаблюдаем:

  • слиш­ком поздно;
  • очень груст­но;
  • дале­ко от деревни;
  • высо­ко над крышей;
  • сле­ва от неё;
  • свер­ху надо мной.

Видеоурок

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector