0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Конспект занятия «Употребление существительных в форме именительного падежа множественного числа»

Конспект занятия «Употребление существительных в форме именительного падежа множественного числа»

Тема: «Употребление существительных в форме именительного падежа множественного числа».

Цель: продолжать учить употреблять существительные в форме именительного падежа множественного числа.

• Активизировать, расширять и уточнять словарь по лексической теме «Овощи».

• Продолжать учить составлять простые распространенные

• Учить составлять сложные предложения

• Развивать мелкую моторику

• Развивать речь с движением

• воспитывать уважение к сельскохозяйственному труду;

• воспитывать умение работать сообща в коллективе, желание помочь другим.

Оборудование: письмо, предметные картинки с изображением овощей, доска с магнитами, корзинка с овощами, мяч, магнитная доска.

Ход занятия:

Логопед: давайте отгадаем загадки.

Голова на ножке в голове горошки (горох).

Круглый бок, жёлтый бок,

Сидит в грядке колобок.

Врос в землю крепко.

Что же это? (репка)

Летом в огороде, свежие зеленые,

А зимою в бочке, желтые, соленые. (Огурец)

Бела, рассыпчата вкусна

И на столе всегда она (картошка)

Прежде чем его мы съели

Все наплакаться успели (лук)

Красный нос в землю в рос,

А зеленый нос снаружи.

Нам зеленый хвост не нужен.

Нужен только красный нос. (Морковь)

Что за скрип? Что за хруст? Это что еще за куст?

Как же я без хруста, если я (капуста).

Логопед: Молодцы, разгадали все загадки! А как мы назовем эти предметы, одним словом?

Логопед: Правильно, сегодня мы будем говорить об овощах.

II Основная часть

Логопед: я сегодня получила письмо от бабушки Клавы и дедушки Вани. Они просят приехать к ним в деревню и помочь на огороде, заодно и отдохнуть. Поедем?

Логопед: давайте закроем глазки и оправимся в деревню.

Логопед: ну вот мы и приехали, открывайте глазки.

1. Игра «Что растет на грядке?»

Логопед: давайте посмотрим, что растет у дедушки с бабушкой в огороде на грядках. (У вас на столах лежат картинки, вы их будете переворачивать, называть и вешать на доску.) Что растет на грядках?

Дети: на грядке растет морковь.

на грядке растет кукуруза. И т. д.

2. Игра «Что в корзине?»

Логопед: Бабушка Клава собралась готовить обед, но она плохо видит, давайте поможем ей и назовем, какие овощи у нее лежат в корзине.

(на столе стоит корзинка с игрушечными овощами, детям необходимо назвать овощи). Что есть в корзине?

Дети: В корзине лежат помидоры.

В корзине лежат огурцы.

В корзине лежат перцы.

В корзине лежат кабачки. И т. п.

3. Игра «Один- много»

Логопед: давайте поиграем в с мячом в игру «Один-много».

Я буду кидать вам мяч, и говорить огурец, а вы мне огурцы.

(Помидор, морковь, капуста, кукуруза и др.)

4. Пальчиковая гимнастика

(Дети по очереди загибают пальчики из кулачка, начиная с большого, на обеих руках.)

У Лариски — 2 редиски

У Алешки — две картошки

У Сережки — сорванца —

Два зеленых огурца.

У Вовки — две морковки,

Читайте так же:
Почему не работает доводчик на кухонном шкафу

Да еще у Петьки —

Две хвостатых редьки.

5. Игра «Прополем грядки»

Логопед: Бабушка Клава просит нас прополоть грядки,на которых растут:(дети достают картинки из коробочки с изображением овощей)

Дети: Я буду полоть грядку, на которой растут огурцы.

Я буду полоть грядку, на которой растут баклажаны. И т. д.

В огород пойдем, (дети шагают на месте)

Мы морковки натаскаем. (Таскают)

И картошки накопаем. (Копают)

Срежем мы кочан капусты (срезают)

Круглый, сочный, очень вкусный. (Показывают круг руками – 3 раза)

Щавеля нарвем немножко. (Рвут)

И вернемся по дорожке. (Идут на месте).

7. Игра «Собираем урожай»

Логопед: Дедушка зовет нас помочь собрать урожай.

(на магнитной доске прикреплены овощи, детям необходимо снять и назвать, что собрали). Что вы будете собирать?

Дети: Мы собираем морковь.

Мы собираем свеклу.

Мы собираем капусту и. т. д.

III заключительная часть

Логопед: А теперь нам пора возвращаться назад, закроем глазки.

Бабушка Клава и дедушка Ваня очень вам благодарны и будут рады видеть нас снова. А вам понравилась в гостях?

А что мы там делали?

Что вам больше всего понравилось?

Конспект непосредственно-образовательной деятельности в подготовительной группе по ФЭМП «Образование числа 4. Состав числа» Тема: Образование числа 4. Состав числа. Цель: Способствовать развитию математических представлений. Задачи: 1. Упражнять детей в счете.

Конспект занятия «деление числа 4 и 5 на 2 меньших числа» Цель:Создание социальной ситации развития детей в процессе деления числа 4 и 5 на 2 меньших числа,а из 2 меньших чисел составлять одно.

Конспект занятия по ФЭМП «Формирование числа 3» Конспект занятия по ФЭМП Формирование числа ТРИ. Цель: формировать представление об образовании числа 3, учить считать до трёх. Материалы.

Конспект занятия по развитию речи в средней группе «Употребление в речи слов с пространственным значением» Цели: Обучать детей правильно употреблять слова, обозначающие пространственные отношения Задачи: Образовательные: Продолжать обучать детей.

Конспект занятия «Числа 12 и 13» в подготовительной группе Конспект НОД по математике в подготовительной группеПрограммное содержание: Учить детей раскладывать числа 12 и 13 на меньшие числа, а из.

Конспект занятия «Животные жарких стран. Усвоение винительного и родительного падежа» Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение Детский сад № 260 комбинированного вида Кировского района городского округа.

Русский язык. 3 класс. Правописание падежных окончаний имен существительных единственного числа в родительном падеже Урок русского языка в 3 классе. Составила: учитель начальных классов, высшей квалификационной категории Якушева С. В. Тема: Правописание.

Конспект занятия с презентацией «Употребление в речи простых предлогов в, на, под» Употребление в речи простых предлогов (В, НА, ПОД) (Урок с презентацией) Цель – Научить правильно употреблять в речи простые предлоги.

Урок математики в 1 классе в форме урока-путешествия «Четвертая математическая галактика» по теме «Прибавление числа 4» Урок – путешествие «Четвертая математическая галактика» по теме «Прибавление числа 4» Цель: 1) образовательная – учить выполнять сложение.

Конспект занятия «Подготовка к усвоению числа» Формирование действий по составлению ряда. Различие – сравнение- систематизация. Материал: 6-8 различный по длине прямоугольник, параллелепипедов.

Читайте так же:
Kuppersbusch духовой шкаф как включить

Род, число, падеж прилагательных

Прилагательные согласуются с именами существительными в роде, числе и падеже.А это означает, что все морфологические признаки прилагательного определяются по существительному, от которого оно зависит.

Таким образом, имена прилагательные могут быть трех родов:

Мужской род — вопрос (какой?), окончания: -ый, -ий, -ой. Например, океан (какой?) глубокий

Женский род — вопрос (какая?), окончания: -ая, -яя. Например, река (какая?) глубокая

Средний род — вопрос (какое?), окончания: -ое, -ее. Например, море (какое?) глубокое

Имена прилагательные могут стоять в единственном и множественном числе. Это зависит от числа существительного, с которым свзано это прилагательное.

В единственном числе имена прилагательные изменяются по родам и падежам:

Мужской род, единственное число:Женский род, единственное числоСредний род, единственное число
И. п. (какой?) вкусный апельсинИ. п. (какая?) вкусная ягодкаИ. п. (какое?) вкусное мороженое
Р. п. (какого?) вкусного апельсинаР. п. (какой?) вкусной ягодкиР. п. (какого?) вкусного мороженого
Д. п. (какому?) вкусному апельсинуД. п. (какой?) вкусной ягодкеД. п. (какому?) вкусному мороженому
В. п. (какой?) вкусный апельсинВ. п. (какую?) вкусную ягодкуВ. п. (какое?) вкусное мороженое
Т. п. (каким?) вкусным апельсиномТ. п. (какой?) вкусной ягодкойТ. п. (каким?) вкусным мороженым
П. п. (о каком?) о вкусном апельсинеП. п. (о какой?) о вкусной ягодкеП. п. (о каком?) о вкусном мороженом

! В винительном падеже имя прилагательное, относящееся к одушевлённому имени существительному, будет отвечать на вопрос какого? — вижу младшего брата .

! В творительном падеже у прилагательных женского рода могут быть вариантные окончания -ою , -юю . Они используются в книжной речи, в стихотворениях:

Берёзы жёлт ою резьбой

Блестят в лазури голубой.

Во множественном числе род имен прилагательных не выражен, но по падежам они изменяются, как и существительное.

ягодки (какие?) вкусные (Мн. ч., И. п.) — ягодками (какими?) вкусными (Мн. ч., Т. п.)

яблочки (какие?) вкусные (Мн. ч., И. п.) — яблочками (какими?) вкусными (Мн. ч., Т. п.)

Изменение прилагательных во множественном числе по падежам:

И. п. (какие?) жёлт ые , весенн ие (цветы)

Р. п. (каких?) жёлт ых , весенн их (цветов)

Д. п. (каким?) жёлт ым , весенн им (цветам)

В. п. (какие?) жёлт ые , весенн ие (цветы)

Т. п. (какими?) жёлт ыми , весенн ими (цветами)

П. п. (о каких?) о жёлт ых , о весенн их (цветах)

Род, падеж и число имен прилагательных определяется по роду, падежу и числу существительного, с которым оно связано по смыслу. Для этого надо:

Родительный падеж множественного числа существительных, окончания и формы

Существительные мужского рода, которые в начальной форме оканчиваются на твёрдый согласный, в родительном падеже множественного числа имеют окончание -ов.

Пример:

  • Есть (кто? что?) апельсины, мандарины.
  • Нет (кого? чего?) апельсинОВ, мандаринОВ.

Всё просто и понятно?

А теперь я вас огорчу, сказав, что это правило действует в большинстве случаев, но НЕ ВСЕГДА. Есть исключения.

Родительный падеж мн.ч. существительных женского и общего рода

В наименованиях родительного падежа множественного числа существительных женского и общего рода преимущественно стоит не выраженная буквами морфема. Но нужно запомнить:

  1. Некоторые существительные 1 склонения заканчиваются на -ей. В них перед флексией стоят гласные -гл-, -кл-. -хл, например: буклей, рохлей.
  2. В 3 склонении с основой на мягкий согласный и шипящий звук также ставят -ей. Пример: отрасль – отраслей.

Где в словах ставят нулевое окончание:

  • в словах 1 склонения: пелена – пелен, сирота – сирот;
  • в начальной форме на -ия, -ья в конце появляется -ий: пародия – пародий, гостья – гостий;
  • в словах, в которых в им.п. ударное -ья, присоединяется -ей: статья – статей, свинья – свиней.

Имена нарицательные общего рода в зависимости от речевой ситуации выступают как слова мужского или женского рода. Употребляются преимущественно в разговорной речи.

Примеры: жадина, привереда, сирота, умница, непоседа.

Важно! Врач, учитель, продавец – слова, имеющие мужской род.

Еще исключительные слова: воротила, вышибала, детина, дурачина.

Видео

Варианты окончаний

Литературная норма предполагает следующие варианты окончаний у существительных в указанной форме.

СклонениеЕдинственное числоМножественное число
ОкончанияПримерыОкончанияПримеры
I-и (-ы)стран ы дедушк инулевоестран дедушек
II-а (-я)озер а топол я лес а здани янулевое -ей -ов -ийозёр топол ей лес ов здан ий
IIIтен и-ейтен ей
Разносклоняемыеимен и пут инулевое -ейимён пут ей

Однако слияние древнеславянских склонений породило дополнительные варианты окончаний: -у (-ю) , в современном языке имеющие преимущественно разговорный оттенок. Употребляются они в следующих случаях:

  1. в сочетаниях с предлогами до, из, от, с :
  • добраться до дом у ,
  • выскочить из лес у ,
  • оглохнуть от звон у ,
  • ослабеть с голод у .
  1. при передаче значения части от общего количества:
  • чашка ча ю ,
  • горсть песк у .
  1. после суффикса -к с уменьшительно-эмоциональным значением:
  • попить кофейк у ,
  • попробовать творожк у .
  1. в существительных с отвлечённым значением и количественным смысловым оттенком:
  • навести шорох у ,
  • избыток грохот у .
  1. в составе фразеологизмов:
  • не до жиру,
  • умирать со смех у .

В случае употребления при существительном определения перечисленные варианты заменяются на традиционные (полкило свежего сыр а ).

Винительный падеж существительных

Ряд лингвистов выделяет варианты на -у (-ю) в отдельный падеж, называемый то количественно-определительным (из-за смыслового выражения части от большего количества), то разделительным.

Исключение второе

Названия парных предметов во множественном числе родительного падежа пишутся с нулевым окончанием.

Примеры:

  • Есть ботинки, глаза, манжеты, сапоги, погоны, чулки. Нет ботинок, глаз, манжет, погон, чулок.

Исключения из второго исключения: — Есть носки, гольфы; — Нет носкОВ, гольфОВ.

Хотя некоторые словари уже включают вариант «нет носок, гольф» как верный, но пока ещё — верный разговорный.

Образование форм родительного падежа множественного числа

Окончания существительных множественного числа в родительном падеже в разных склонениях с примерами показаны в таблице.

СклонениеПримеры
1 склонениеСосен, тарелок, черешен, земель, мужчин, дедушек
2 склонениеСлонов, столбов, королей, гениев, блюд, зерен, платьев, устьев, селений, решений
3 склонениеМетелей, ночей, дочерей
Разносклоняемые существительныеПутей, детей, времен, знамен
Существительные, которые имеют только формы мн. числаНожниц, каникул, штанов, очков, дрожжей, будней

Существительные среднего рода в Р.п. множественного числа

Существительные среднего рода почти всегда имеют невыраженное окончание в родительном падеже множественного числа. В таких словах ставят -ов, -ев при следующих условиях.

  1. Когда во множественном числе флексия существительного в заударной позиции, а в основе появляется -й-. Пример: крыло, крылья – крыльев; дно, донья – доньев.
  2. В нарицательных с -ко: облако – облаков, очко – очков.
  3. В отдельных словах на -ие, -ье, в И.п. ед.ч., которые проще запомнить, чем разбираться в закономерностях: остриев, платьев, устьев, верховьев и т.п.

В именах нарицательных ср.р. возможны добавление окончаний, -ев, -ов или появление беглой гласной в основе при нулевой флексии:

  1. При сбеге концевых согласных основы между ними появляется беглая гласная Е: блюдце – блюдЕц, зеркальце – зеркалЕц, окошко – окошЕк, дупло – дупЕл.
  2. Присоединение окончаний -ев, -ов: деревце – деревец, деревцов; оконце – оконец, оконцев.

Употребление нулевого окончания в Р.п. мн.ч. регламентируется несколькими правилами:

  • Слова на -ье, -ие в им.п.: соленье – солений, новоселье – новоселий (в данном случае ий – не окончание, а суффикс).
  • Если в им.п. присутствует ударное -ьё: ружьё – ружей.

Внимание! Исключительное слово: копьё – копий.

Памятка склонения слов на -цеПамятка склонения слов на -це

Задач или задачь?

Существительные родительного падежа множественного числа с нулевым окончанием на шипящую не имеют на конце мягкого знака.

Russian Language Club

Употребление Винительного падежа в русском языке (множественное число).

Окончания существительных в Винительном падеже (4) разнообразны. Они зависят от:
— рода существительного (ОН, ОНА или ОНО);
— его окончания в Именительном падеже (1);
— одушевлённости (кто?) или неодушевлённости (что?) существительного.

Во множественном числе всё легче, чем в единственном, потому что нет разницы в родах (мужской, женский и средний). Разница только в одушевлённости и неодушевлённости.

Так, у неодушевлённых существительных (кого?) всех родов формы Винительного падежа такие же как и формы Именительного →
Винительный падеж (4) = Именительный падеж (1)
Я ви́жу столы́, трамва́и, моря́, карти́ны.

Формы Винительного падежа одушевлённых существительных (что?) во множественном числе такие же как и формы Родительного падежа во множественном числе →
Винительный падеж (4) = Родительный падеж (2)
Я ви́жу друзе́й, люде́й, дете́й.

Обратите внимание, что на окончание существительных во множественном числе Винительном падеже влияет окончание этих же существительных в единственном числе Именительном падеже (‘начальная форма’).
Именно от ‘начальной формы’ мы и будем смотреть изменения окончаний.

Несколько исключений:
. соседи → соседЕЙ . семьи → семЕЙ
. иностранцы → иностранцЕВ . сёстры → сестёр
. англичане → англичан, граждане → граждан
. отцы → отцОВ . девушки → девушек
. люди → людЕЙ
. дети → детЕЙ

Одушевлённые существительные женского (ОНА) и мужского рода (ОН) на -А и -Я теряют свои окончания (появляется окончание □). При этом у большинства существительных на -Я появляется -Ь (вместо -Я).
Я ви́жу же́нщин и мужчи́н.
Я ви́жу герои́нь.
(от ‘герои́ня’)

Одушевлённые существительные мужского рода (ОН) на согласный, -Й и -Ь будут иметь окончания -ОВ, -ЕВ и -ЕЙ (смотрите таблицу ↑)
Я ви́жу бизнесме́нОВ, геро́ЕВ, преподава́телЕЙ.

Одушевлённые существительные женского рода (ОНА) на -Ь в Винительном падеже множественного числа будут оканчиваться на -ЕЙ (также происходит и с существительными мужского рода 😉 ).
Я ви́жу лошаде́й. (от ‘ло́шадь’)

Одушевлённых существительных среднего рода (ОНО) не так много в русском языке.
Есть существительные среднего рода (ОНО), которые похожи по окончанию на прилагательные — живо́тное, насеко́мое. . Эти слова будут изменяться как прилагательные (окончание прилагательный в Винительном падеже смотрите здесь).
Я ви́жу живо́тнЫХ, насеко́мЫХ.
Есть существительные среднего рода (ОНО), которые оканчиваются на -О и -Е — чудо́вище, ча́до, существо́. . Такие слова не будут иметь окончания.
Я ви́жу суще́ств, чад, чудо́вищ.

  • вопросы КОГО? ЧТО? — для обозначения объекта действия

В основном употребляется после переходных глаголов (- эти глаголы употребляются с существительным, которые обозначают прямой объект, «пациенс»), таких как:
вспомина́ть/вспо́мнить to remember
встреча́ть/встре́тить to meet
ви́деть/уви́деть to see
забыва́ть/забы́ть to forget
люби́ть/полюби́ть to love
слы́шать/услы́шать to hear
а также
гото́вить/пригото́вить to cook
де́лать/сде́лать to do
закрыва́ть/закры́ть to close
запомина́ть/запо́мнить to memorize
и других.

  • вопросы НА КОГО? НА ЧТО? — для обозначения направления действия
  • вопрос КУДА? — для обозначения направления движения

Употребляется после глаголов движения (посмотрите здесь и здесь) 😉
а также:
приглаша́ть/пригласи́ть to invite
провожа́ть/проводи́ть to accompany, to see off

Вывод: Чтобы понять падежи в русском языке вам необходимо лишь ↙
1. запомнить ситуации, когда они употребляются (есть строгая система),
2. правильно менять окончания в словах.
Формы Винительного падежа во множественном числе могут быть похожи на формы Именительного или Родительного падежа.
Так, если существительное одушевлённое (кого?), то Винительный падеж (4) = Родительный падеж (2).
А если существительное неодушевлённое (что?), то Винительный падеж (4) = Именительный падеж (1).

Теперь задания:

1. Составьте фразы со словами
видеть, студенты
знать, секретарь
понимать, языки
встречать, девушки и парни
любить, подруги и друзья
слушать, родители

2. Откройте скобки в фразах по модели:
Модель: Мы часто встречаем . (друзья, подруги, профессора).
Мы ви́дим друзей, подруг, профессоров.

Я люблю . (дети, собаки и кошки).
Я видела . (студентки, спортсменки, футболистки).
Он критикует . (начальники и руководители).
Мы пригласили . (братья, сёстры, партнёры и коллеги).
Преподаватель учит русскому языку . (французы, немцы, американцы, турки).

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector