0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Разработка урока русского языка Состав слова. Распознавание значимых частей слова

Разработка урока русского языка «Состав слова. Распознавание значимых частей слова

УМК: Школа России. «Русский язык» 4 класс. В.П.Канакина В 2 ч. М.:Просвещение 2018г .

1.Тема урока: «Состав слова. Распознавание значимых частей слова»

2.Цель урока: создать условия для актуализации знаний учащихся о значимых частях слова, вывести алгоритм разбора слова по составу, совершенствовать умения выделять части слова, прививать интерес к родному языку, развивать речь уч-ся, расширяя словарный запас.

3.Задачи урока: формировать умение выполнять разбор слова по составу, выделять значимые части слова и составлять схему слова;

воспитывать культуру поведения на уроке, коммуникативные навыки через диалог, умение рассуждать, доказывать правильность выбора решения, навыки группового взаимодействия.

4. Планируемые результаты

предметные:

научатся находить в словах с однозначно выделяемыми морфемами окончание, основу (простые случаи), корень, приставку, суффикс; выделять нулевое окончание; подбирать слова с заданной морфемой; образовывать слова с помощью приставки (или суффикса), осознавать значение новых слов; познакомятся с алгоритмом разбора слова по составу; научатся делить однокоренные слова на группы; составлять схему слова; подбирать слова к данным схемам

личностные результаты:

проявлять способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью; проявлять уважительное отношение к иному мнению; владеть навыками сотрудничества с учителем, взрослыми, сверстниками в процессе выполнения совместной деятельности на уроке

метапредметные:

познавательные: осуществлять сравнение, сопоставление, классификацию изученных фактов языка по заданному признаку (под руководством учителя); проводить аналогии между изучаемым предметом и собственным опытом (под руководством учителя);

регулятивные:

проговаривать вслух последовательность производимых действий, составляющих основу осваиваемой деятельности (опираясь на предложенный алгоритм); оценивать совместно с учителем или одноклассниками результат своих действий.

коммуникативные: слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события, поступки; читать вслух и про себя тексты учебников, художественных и научно-популярных книг, понимать прочитанное; выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи); критично относиться к своему мнению

5. Оборудование : компьютер; мультимедийный проектор; интерактивная доска; колонки, сконструированные задания на электронной доске, цветные смайлики.

6.Литература: тетрадь, учебник «Русский язык» В.П.Канакина, В.Г.Горецкий

организационная структура урока

(Д.- дети, У. – учитель)

I. Мотивация к деятельности. Слайд 2

Готов ли ты начать урок?

Всё ль в порядке:

Книжка, ручка и тетрадка?

— Что ты ждёшь от урока? Выбери смайлик .

2 Минутка чистописания. У.- Откройте тетради, запишите число.

Х/х /Х/х ххх хл хр хлх Слайд 3 — 4

-Спишите предложение, вставляя пропущенные орфограммы. Обозначьте падеж имён существительных. Работа с предложением ( Как вы понимаете это предложение? Ваши предположения.

Хлеб – чудо. з. мли, чуд. труда ч. ловека.

3.Словарная работа. Слайд 5

1) У.– Запишите словарное слово «к о рабль»

– Подберите однокоренные слова . Выделите корень в словах

Д.- -корабль, кораблик, корабельный, кораблестроение, кораблекрушение 2) У. – Подберите синонимы к слову «корабль»

Д. — лодка, судно, катер, крейсер.

4. Актуализация имеющихся знаний Слайд 6

У.- Вставьте пропущенные слова и запишите фразеологизмы:

5. Самоопределение к деятельности.

У. – Какие однокоренные слова встретились в фразеологизмах?

Д.- сапог и сапожник.

У.- Как образовалось новое слово?

Д . С помощью суффикса –ник.

У.- Какие ещё части слова служат для образования новых слов?

У. – Назовите все значимые части слова.

Д. – Корень, приставка, суффикс, окончание.

У. – Сформулируйте тему нашего урока

Д. – Разбор слов по составу, находить родственные слова и умение образовывать родственные слова с помощью значимых частей слова.

6. Основная часть урока Слайд 7

Работа с графическим изображением морфем. Побуждение к работе .

Читайте так же:
Прячем электрощиток в прихожей

У.- Ребята, посмотрите, на доске появились значки. Как вы думаете, что они могут обозначать?

— Что вы заметили? Есть ли здесь «лишний» значок? Что он обозначает?

— Кто из вас может расставить эти «значки» по порядку? Что же у нас получилось? (графическое изображение состава слова).

Дети анализируют и находят лишний значок — !

Расставляют морфемы по порядку алгоритма разбора слова по составу.

Слайд 8

У — Для чего нам нужно уметь разбирать слова по составу?

Д. — Если знаешь части слова, то напишешь их толково!

7 . Физминутка. Слайд 9

Быстро встали, улыбнулись.

Выше- выше потянулись

Ну-ка плечи распрямите,

Влево, вправо повернитесь
Рук коленями коснитесь.

Сели, встали. Сели, встали.

И на месте побежали.

8. Работа в группах

У. — А теперь давайте поработаем в группах над заданиями, которые я вам раздам.

Задание для 1 группы:

1.Образуйте однокоренные слова.

1)Тот, кто любит собирать грибы

2) Маленький гриб

3).Часть гриба под землей

1)Мастер по починке часов.

2)Солдат, стоящий на посту

2.Выделите корень в однокоренных словах.

3.Исследуйте цепочки слов и сделайте вывод, что такое корень.

Задание для 2 группы.

1.Образуйте лова с помощью приставок

про-, об-, по-, под-, от – от слова ВЁЛ.

про-, об-, по-, под-, от – от слова ХОД.

2.Выделите в словах приставки.

1. Исследуйте цепочки слов и сделайте вывод, что такое приставка.

Задание для 3 группы.

1. От слов: горло, время, скамейка, бревно, фея, дед, семья, имя, тётя, баба ,

-Образуй новые слова с помощью суффикса

2.- Выдели в словах суффиксы..

3.Исследуйте цепочки слов и сделайте вывод, что такое суффикс

Задание для 4 группы.

1. Измени слово: малина по падежам

2.- Выдели в словах окончание.

3.Исследуйте цепочки слов и сделайте вывод, что такое окончание.

Защита своих работ

9. Обобщение: Слайд 10

10. Работа по учебнику. Слайд 11

Выполнить упр. №78

11.Итог урока. Рефлексия. Слайд 12

Итак, подведем итог нашего урока.

— Как называется наука, изучающая части слова?
— Как называются в русском .языке части слова?
— Назовите главную морфему, в которой заключено общее значение слов.
— Морфема перед корнем, изменяющая слово.
— Морфема после корня, изменяющая слово.
— Морфема, образующая формы слова.
— Часть слова без окончания.

Разбор слова по составу – примеры (3 класс, русский язык)

В школе ребятам приходится производить различные виды лингвистических разборов. Разбор слова по составу позволяет запомнить виды морфем. В ходе этого разбора в слове выделяются значимые части слова – в статье рассмотрим, что это за части и как их правильно находить.

Разбор слова по составу – примеры (3 класс, русский язык)

Из чего сделаны слова

Разбирать слова по составу школьники начинают еще в 3 классе, и этот навык помогает им на протяжении всей школьной жизни. В самом деле, как узнать, какое правило применить, если не понимаешь, где находится орфограмма: в приставке, корне или суффиксе. А может, в окончании? Вот почему умение разбирать слово по составу (делать морфемный разбор) так важно.

Слово состоит из морфем, как дом из комнат. Каждая выполняет свою функцию.

  • Корень содержит в себе общее лексическое значение всех однокоренных слов (например, «домашний», «домик», «домовой» – все это связано с домом).
  • Приставки и суффиксы называют словообразующими морфемами, или аффиксами; они участвуют в создании новых слов («домик» – это не то же, что «дом»; тем более «домашний» – это вообще другая часть речи: «ехать» и «приехать» – тоже разные вещи).
  • Окончание изменяется, приспосабливаясь под соседей слова, осуществляя грамматическую связь; оно не создает новых слов, а только меняет форму (например, «кота» – это то же, что «кот», только в винительном или родительном падеже).
  • Основа – все слово без окончания; от нее образуются новые слова, к ней прибавляется нужное окончание при словоизменении (склонении или спряжении).
Читайте так же:
Скамейка откидная своими руками

Нередко выделяют и другие аффиксы (словообразующие морфемы): постфикс –ся (-сь), соединительную гласную в сложных словах и т.п.

Как суффикс обозначается формообразующая морфема –л- в глаголах прошедшего времени; хотя с помощью –л- образуется не новое слово, а прошедшее время того же самого глагола, эту морфему называют формообразующим суффиксом, иначе в слове окажется два окончания рядом (про-чит-а-л-а); аналогично формообразующими суффиксами являются –е, –ее, -ейш-, -айш- в прилагательных сравнительной и превосходной степени.

Как сделать разбор слова по составу и ничего не упустить

  • Разбор слова начинаем с окончания; так принято, кроме того, это повод лишний раз задуматься, что это за часть речи и какие морфемы мы можем в ней встретить.

Чтобы выделить окончание, поизменяем слово: дом – дома – дому – домом. То, что изменяется, и есть окончание.

В слове может быть нулевое окончание: в данном случае оно не представлено, а при изменении слова появляется; нулевое окончание обязательно надо обозначить пустым квадратиком. В нашем примере слово с нулевым окончанием – дом.

Если трудно, напишите слова одно под другим, тогда будет проще заметить изменяющуюся часть. Вот так:

Если слово вообще не изменяется (наречие, деепричастие), у него вообще нет окончания – не нулевое, а нет, ведь слово не изменяется, так что окончание не появится – пустой квадратик рисовать не надо, это ошибка!

В сложных числительных бывает два окончания: пят-и-десят-и, пять-ю-десять-ю.

  • Затем выделяем основу – все слово без окончания; для неизменяемых частей речи – просто все слово.
  • Находим корень. Для этого подбираем однокоренные слова.

Можно опять писать слова одно под другим, если так удобнее:

Повторяющаяся часть – это корень.

Не забываем, что существуют чередования, и обращаем внимание на значение корня: снег и –снеж- (снежок), пень и –пн- (пня) – это одни и те же корни, а –вод- (водичка) и –вод- (водитель) – как раз разные.

В словах бывает два корня: пар-о-воз.

  • Перед корнем находится приставка. Чаще она одна, но бывает и две, и даже три (по-на-вы-думывали)
  • После корня – суффикс. Суффиксов часто бывает более одного. Чтобы понять, один это суффикс или несколько, надо попытаться подобрать «папу» слова – ближайшего предшественника в словообразовательной цепочке.

Пример:
горошинка – горошина; в этом слове два суффикса: -ин- и –к-

слезинка – слеза (нет слова слезина); один суффикс –инк-

Примеры

Приведем примеры разбора слова по составу.

  • Вычитать

Окончание –ть (вычита-ю, вычита-ешь).

Корень –чит- (читаю, читка).

  • Подоконник

Окончание нулевое (подоконник-а, подоконник-и)

Корень –окон- (окн-о, окон-ный).

Что мы узнали?

Разбор слова надо начинать с окончания, затем выделить основу, корень, приставку (приставки) и суффикс (суффиксы). Чтобы выделить окончание, надо изменить форму слова. Найти корень поможет подбор однокоренных слов. При поиске аффиксов (суффиксов и приставок) действенным считается словообразовательный метод (поиск ближайшего предшественники в словообразовательной цепочке).

Прохождение трудной темы «Состав слова» в начальных классах. Рекомендации по обучению разбору слова по составу

Для усвоения материала о частях речи и для выработки твердых навыков орфографии большое значение имеет изучение раздела «Состав слова». Изучение морфемного состава слова имеет большое значение еще и потому, что осознание структуры слова позволяет учащимся глубже понять его лексическое значение и точно употреблять слова в речи.

Читайте так же:
Трафарет для табуретки

Известно, что каждая значимая часть слова (каждая морфема) выполняет в слове определенную роль. С корнем связано общее лексическое значение слова, свойственное целой группе родственных слов. Приставки и суффиксы уточняют смысловое значение слова. Окончания являются средством передачи грамматического значения слова.

Добавляя к одному и тому же корню разные приставки и суффиксы, мы изменяем смысл слова, т.е. образуем новые слова. Важно нацелить младших школьников на установление связи между лексическим значением слова и его морфемным составом.

Целесообразно развивать у учащихся умение пользоваться морфемным анализом слова в целях раскрытия его смысла, т.е. подвести учащихся к осознанию связи, существующей в нашем языке, между лексическим значением слова с его структурой, вооружить способом действия, который позволяет детям понять смысл слова.

Решению этой задачи способствует систематическая словообразовательная работа, проводимая в течение всего учебного года.

Изучение морфемного состава слова важно и для формирования орфографических навыков. Известно, что осознание учащимися морфемного состава слова составляет основу формирования у школьников навыка правописания безударных гласных, глухих и звонких согласных, непроизносимых согласных в корне слова.

Второклассники подводятся к осознанию морфологического принципа русского правописания, сущность которого состоит в том, что значимые части слова (корни, приставки, суффиксы) сохраняют одинаковое написание в разных фонетических условиях, т.е. независимо от произношения.

Для формирования у школьников правописания гласных и согласных в корнях слов большое значение имеет осознание детьми единообразного написания корней в родственных словах. Поэтому при изучении темы «Корень» необходимо систематически работать над развитием у учащихся умения сопоставлять написание корней родственных слов в целях установления их сходства.

Понимание учащимися того, что корни в родственных словах пишутся одинаково, позволяет им сознательно проводить проверку при написании слов с безударной гласной, глухой и звонкой согласной, непроизносимой согласной в корне.

Намечая последовательность изучения темы «Состав слова», целесообразно руководствоваться следующим положением: в слове все его значимые части взаимосвязаны, поэтому в отдельности каждую часть слова можно изучать только после того, как учащиеся познакомятся в целом со структурой слова и всеми его частями.

Первые уроки по теме отводятся на то, чтобы расширить и уточнить знания учащихся о корне и однокоренных словах. У школьников формируется умение осознанно подбирать однокоренные слова, учитывая их два признака: смысловое родство и наличие общей части.

Одновременно учащиеся подготавливаются к правописанию корня, в частности, с этой целью проводятся наблюдения над единообразным написанием корня в родственных словах.

Затем следуют уроки, цель которых — раскрыть для учащихся роль окончаний, а также приставок и суффиксов.

Трудности детей при разборе слова по составу

При разборе слов по составу у детей возникают трудности. Основная причина ошибок в морфемном разборе слова — формальный подход к анализу структуры слова, когда полностью игнорируются смысловые характеристика слова. В этом случае у школьников наблюдается отношение к слову как к набору морфем, точнее — веренице морфем. Поэтому, разбирая слово по составу, ученик озабочен тем, как разбить эту череду морфем на отдельные части. Уже знакомые ему по другим словам. При этом ребенок больше полагается на внешнее сходство каких-то частей разных слов, на ассоциативные связи, порой неожиданно возникающие в голове ученика. Оттого и появляются суффикс -чик- в словах мячик, ключик, кончик, зайчик, морфема -щик- в существительных ящик, хрящик, лещик: суффикс -ист- в словах аист, чистота, лист; -ушк- в существительных пушка, ушко, подушка; приставка –у- в словах утро, урюк и подобные ошибки. Деформирующие структурный и смысловой облик слова.

Читайте так же:
Скамья множественное число склонение

Так школьник приучается руководствоваться при анализе отношениями на уровне «морфема — морфема», отыскивая в слове знакомые значимые части.

Между тем слово — это не набор морфем. Строение слова является результатом слово- и формообразовательных процессов. Вот почему при морфемном анализе нужно учитывать не только отношение «морфема — морфема», но и отношение «слово — слово», точнее «производное слово — производящее слово».

Так, выделяя служебные морфемы в слове «каменщик», мы должны сопоставить это слово с тем, от которого это существительное образовалось. Суффикс -щик- выделяется в результате такого анализа: каменщик — «тот, кто производит кладку из камня» ← камень + -щик- («тот, кто …»). В слове «плащик» нет и не может быть суффикса -щик-, так как значение этого слова не содержит элемента «тот, кто…» (значение лица, профессии), который передается этим суффиксом. Плащик — это «маленький плащ», значение маленький вносит в существительные морфема -ик-, она-то и выделяется в слове.

Данные примеры иллюстрируют мысль, хорошо известную в современной лингвистике и методике русского языка: морфемный разбор есть результат словообразовательного анализа.

Как же научить детей уже в начальной школе опираться на словообразовательный анализ при проведении разбора слова по составу?

Прежде всего необходимо, чтобы ученики овладели умением разбираться в структурно-семантической связи слов одной словообразовательной пары, то есть устанавливать зависимость производного слова от производящего. Это умение предполагает способность правильно использовать в своей учебной практике графический символ → (словообразовательную стрелочку), что является показателем понимания словообразовательных отношений между словами таких пар (дом → домашний, часовой → часовщик…).

Учеников начальных классов нужно познакомить с последовательностью разбора слова по составу.

Рассмотрим семантико-структурный анализ, отраженный в таких словообразовательных схемах:

1) школа + -ниц- (а) → школьница

2) пере + писать → переписать

3) малина + -ник- → малинник

4) Лимон + -ов-(ый) → лимоновый

5) за+ петь → запеть

Эти схемы наглядно показывают, что образование слова — это не механическое присоединение морфем друг к другу, но это рождение нового лексического значения.

Итак, что значит разобрать слово по составу?

Это значит определить:

  • часть речи → выделить основу и окончание;
  • буквальное (словообразовательное) значение слова;
  • как образовано слово (от какого слова и при помощи каких морфем).

Это и есть последовательность разбора слова по составу, направляющая школьника на словообразовательный анализ, мотивирующий выделение каждой значимой части слова.

С таким планом разбора целесообразно познакомить учеников примерно со второго класса и практически отрабатывать его использование. Практика показывает, что такой путь морфемно-словообразовательного анализа проясняет в голове ученика суть языковой задачи, лексическое значение слова.

Семантическая ориентация процесса обучения морфемике и словообразованию оказывает благотворное влияние и на формирование языковых умений и навыков других областей школьного курса, поскольку морфемика и словообразование выполняет базовую функцию в процессе обучения на уроках родного языка.

Об авторе: Деревянченко Раиса Иосифовна, учитель начальных классов, ГОУ СОШ № 1266.

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.

Понравился материал?
Хотите прочитать позже?
Сохраните на своей стене и
поделитесь с друзьями

Вы можете разместить на своём сайте анонс статьи со ссылкой на её полный текст

Ошибка в тексте? Мы очень сожалеем,
что допустили ее. Пожалуйста, выделите ее
и нажмите на клавиатуре CTRL + ENTER.

Читайте так же:
Как крепить выдвижную полку для клавиатуры

Слова, в которых мы не всегда замечаем приставку, хотя она там есть

Таких слов можно подобрать бесконечное множество, лишь бы терпения хватило их всех перечислять.

  • 0 комментариев
  • Отметить нарушение!
  • Спасибо 1

Как научить ребенка разбирать слова по составу?

Заметив затруднения у ребёнка при разборе слов по составу, в первую очередь, следует разобраться и понять почему же не получается.

Причины этого затруднения могут заключаться в следующем:

  • ребёнок может плохо знать части слова: приставка, корень, суффикс и окончание;
  • не знает как правильно находить ту или иную часть слова;
  • не владеет алгоритмом разбора слов по составу.

состав слова

шарады для детейПервое, что нужно сделать — это выучить части слова.

Выучить так, чтобы ребёнок не путал, не вспоминал, а четко знал, что такое корень, приставка, суффикс и окончание.

Важные факты о приставках

Приставки (префиксы) существенно отличаются от других частей слова. Большинство из них вторичны по своей природе, поскольку произошли от предлогов или от сочетания предлогов. У некоторых префиксов история непонятна, например, такая ситуация с воз-.

Ещё в качестве приставки могут выступать первые части слов или усечённые слова. Показательный пример — префикс пол-, образованный от половина.

Корень

Корень слова – это главная значимая часть слова. В корне заключено лексическое значение слова.

Чтобы найти корень, надо подобрать однокоренные слова и выделить в них общую часть.

Новые вопросы по теме

  • Русский язык
  • 5 б
  • 2021-02-28 19:01:16
  • Русский язык
  • 5 б
  • 2021-02-12 07:14:46
  • Русский язык
  • 5 б
  • 2020-12-02 18:16:18
  • Русский язык
  • 15 б
  • 2020-09-21 12:44:47

5-11 класс


Тема инфо-урока СОСТАВ СЛОВА. ПРИМЕРЫ СЛОВ: ПРИСТАВКА, КОРЕНЬ, СУФФИКС, ОКОНЧАНИЕ. ИМЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ. Учебный материал может быть полезен учащимся · 5 – 8, 10 кл.

— для выполнения заданий по теме СОСТАВ СЛОВА · 9 и 11 кл. — для повторения в процессе подготовки к ГИА и ЕГЭ Учтите, что данный материал представляет собой НЕ МОРФЕМНЫЙ РАЗБОР (в соответствии с его порядком) и НЕ СЛОВООБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ РАЗБОР.

Перед Вами ПРИМЕРЫ СЛОВ: ПРИСТАВКА, КОРЕНЬ, СУФФИКС, ОКОНЧАНИЕ. ИМЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ. Слова расположены в алфавитном порядке. Приставка, корень, суффикс и окончание в словах написаны через промежуток.

Б без билет н ый без бож н ый без бреж н ый без вест н ый без ветр енн ый без вин н ый без вкус н ый без вод н ый без воль н ый без вред н ый без дар н ый без дон н ый без дорож н ый без дум н ый без душ н ый без дым н ый без жизн енн ый без забот н ый без закон н ый без звёзд н ый

Видеоурок

ava-author.png

Средняя оценка: 4.3 . Проголосовало: 103

Основа слова и окончание

Содержание В мор­фем­ном соста­ве сло­ва мож­но выде­лить при­став­ку, корень, суф­фикс и окон­ча­ние. Основа сло­ва вклю­ча­ет в себя все эти мор­фе­мы, кро­ме окон­ча­ния.В изме­ня­е­мых сло­вах выде­ля­ют­ся мини­маль­ные зна­чи­мые части — мор­фе­мы:

— это тер­мин гре­че­ско­го про­ис­хож­де­ния.

В пере­во­де с гре­че­ско­го язы­ка это сло­во зна­чит «фор­ма». Морфема — это мини­маль­ная зна­чи­мая часть сло­ва: корень, при­став­ка, суф­фикс, окон­ча­ние.Например, в сло­ве «сол­неч­ный» выде­лим сле­ду­ю­щие мор­фе­мы:сол­нечный — корень/суффикс/окончание.Исследованием мор­фем зани­ма­ет­ся . Некоторые непро­из­вод­ные сло­ва состо­ят толь­ко из кор­ня и окон­ча­ния:

От зна­че­ния кор­ня зави­сит лек­си­че­ское зна­че­ние сло­ва.

warning.png

Слова с приставкой, корнем, суффиксом и окончанием Примеры 10 слов

Для анализа структуры слова мы можем использовать несколько вариантов разбора слова.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector