0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Стол 16 однокоренных слов

Стол 16 однокоренных слов

Однокоренные сло­ва к сло­ву «стол» поищем, опре­де­лив его глав­ную мор­фе­му, кото­рая объ­еди­ня­ет их в одну семью.

Слово «стол» име­ет мно­же­ство одно­ко­рен­ных слов, при­над­ле­жа­щих к раз­ным частям речи, свя­зан­ных по смыс­лу с пред­ме­том мебе­ли в виде гори­зон­таль­ной дос­ки на высо­ких ножках-опорах. Это сло­во отве­ча­ет на вопрос: что?

Значит, эта лек­се­ма явля­ет­ся неоду­шев­лен­ным суще­стви­тель­ным муж­ско­го рода, в чем убе­дим­ся, подо­брав к нему при­ла­га­тель­ные или место­име­ния:

  • мой, твой, наш, ваш стол,
  • дере­вян­ный, пись­мен­ный, кухон­ный, дет­ский, празд­нич­ный, высо­кий, низ­кий, сос­но­вый.

Стол - 16 однокоренных слов

Корень слова «стол»

Чтобы выяс­нить круг род­ствен­ных слов, вычле­ним в соста­ве это­го суще­стви­тель­но­го корень.

Но преж­де вспом­ним, какая мор­фе­ма явля­ет­ся кор­нем.

ОпределениеКорень — глав­ная зна­чи­мая часть сло­ва, в кото­рой содер­жит­ся общее зна­че­ние род­ствен­ных слов.

Чтобы понять, какой корень в этом сло­ве, выпол­ним мор­фем­ный раз­бор. Разбор по соста­ву нач­нем с опре­де­ле­ния окон­ча­ния. Окончание име­ют толь­ко изме­ня­е­мые части речи.

Изменим рас­смат­ри­ва­е­мое суще­стви­тель­ное по паде­жам в фор­мах един­ствен­но­го чис­ла:

  • сто­леш­ни­ца (чего?) стола
  • подой­ду (к чему?) к столу
  • стою (перед чем?) перед столом
  • ищу (на чём?) на столе.

Понаблюдав за скло­не­ни­ем суще­стви­тель­но­го, выявим в фор­ме име­ни­тель­но­го паде­жа един­ствен­но­го чис­ла нуле­вое окон­ча­ние. Оно про­яв­ля­ет­ся в виде букв в осталь­ных падеж­ных фор­мах. Далее это сло­во не делит­ся на мини­маль­ные зна­чи­мые части. Морфема стол- — это корень.

Сделаем запись мор­фем­но­го соста­ва ана­ли­зи­ру­е­мо­го суще­стви­тель­но­го:

Родственные слова к слову «стол»

Пройдемся по раз­ным частям речи в поис­ках одно­ко­рен­ных слов.

Однокоренные существительные

Начнем с суще­стви­тель­ных. С помо­щью суф­фик­сов и при­ста­вок обра­зу­ют­ся сле­ду­ю­щие одно­ко­рен­ные сло­ва, обо­зна­ча­ю­щие пред­мет:

  • сто­лик
  • сто­ло­вая
  • засто­лье
  • сто­лов­ник
  • столь­ни­чий (при­двор­ная долж­ность у кня­зя или царя)
  • сто­леш­ник
  • сто­леш­ни­ца
  • столь­ник
  • сто­ло­ва­нье
  • застоль­ная
  • сто­ло­на­чаль­ник.

Однокоренные прилагательные

Обратимся к име­нам при­ла­га­тель­ным и обна­ру­жим сле­ду­ю­щие одно­ко­рен­ные сло­ва:

  • сто­ло­вый при­бор,
  • застоль­ный тост,
  • настоль­ный тен­нис.

Однокоренной глагол

С ука­зан­ным кор­нем най­ден род­ствен­ный гла­гол «сто­ло­вать­ся», кото­рый зна­чит «питать­ся у кого-либо или в чем либо»:

Однокоренные слова к слову «снег»

Однокоренные сло­ва к сло­ву «снег» — это род­ствен­ные сло­ва «сне­жок», «сне­жин­ка», «сне­го­пад», «снеж­ный», «сне­жить» с кор­нем -снег-/-снеж-, при­над­ле­жа­щие к раз­ным частям речи в рус­ском языке.

Родственные сло­ва к сло­ву «снег» объ­еди­ня­ет общий смыс­ло­вой корень. Подберем одно­ко­рен­ные сло­ва, если сна­ча­ла вспом­ним, какая мор­фе­ма в сло­ве явля­ет­ся корнем.

Например, сло­ва «стол», «сто­лик», «застоль­ный», «сто­леш­ни­ца» объ­еди­ня­ет корень стол-, в кото­ром заклю­че­но их общее зна­че­ние — «пред­мет мебе­ли, состо­я­щий из гори­зон­таль­ной крыш­ки и четы­рех ножек-опор».

Чтобы подо­брать одно­ко­рен­ные сло­ва к сло­ву «снег», выпол­ним его мор­фем­ный раз­бор и выде­лим в его соста­ве глав­ную морфему.

Корень в слове «снег»

Прежде чем искать род­ствен­ные сло­ва, выяс­ним его корень. Рассматриваемое сло­во назы­ва­ет пред­мет и отве­ча­ет на вопрос: что? По этим грам­ма­ти­че­ским при­зна­кам опре­де­лим, что это суще­стви­тель­ное. Это сло­во име­ет муж­ской род, в чём убе­дим­ся, подо­брав к нему сле­ду­ю­щие определения:

Читайте так же:
Стол на колодце

Это суще­стви­тель­ное муж­ско­го рода вто­ро­го скло­не­ния может менять свою падеж­ную форму:

  • комок (чего?) снег а
  • про­тя­ну руки (к чему?) к снег у
  • любу­юсь (чем?) снег ом
  • сти­хо­тво­ре­ние (о чём?) о снег е .

Однокоренные слова к слову «снег»

В янва­ре, в январе
Много сне­гу на дворе.
Снег на кры­ше, на крылечке.
Солнце в небе голубом.
В нашем доме топят печки.
В небо дым идет столбом.

С. Маршак

Значит, в фор­ме име­ни­тель­но­го паде­жа ана­ли­зи­ру­е­мое суще­стви­тель­ное име­ет нуле­вое окон­ча­ние. Далее это сло­во не делит­ся на зна­чи­мые части. Корнем явля­ет­ся все само сло­во, в кото­ром заклю­чен общий смысл род­ствен­ных слов:

Выяснив корень, при­сту­пим к поис­ку род­ствен­ных слов.

Однокоренные слова к слову «снег»

Однокоренные прилагательные

Это неоду­шев­лён­ное имя суще­стви­тель­ное может обра­зо­вать с помо­щью при­ста­вок и суф­фик­сов одно­ко­рен­ные прилагательные:

  • снеж­ный занос;
  • сне­жи­стая зима;
  • сне­го­вой щит;
  • снеж­ко­вый бой;
  • под­снеж­ный ирис;
  • бес­снеж­ная пора.

Отметим, что в корне род­ствен­ных слов про­ис­хо­дит чере­до­ва­ние соглас­ных г//ж.

Однокоренные существительные

Родственными явля­ют­ся сле­ду­ю­щие существительные:

  • сне­жок
  • снеж­ки (играть в снежки);
  • снежи́на (круп­ная снежинка);
  • сне­жин­ка
  • снежни́к (место боль­шо­го скоп­ле­ния сне­га в горах);
  • снежни́ца (талая вода от сне­га повер­ху льда);
  • снеговик
  • снеговичок
  • снегурка
  • снегурочка
  • подснежник
  • засне­жен­ность

Однокоренные глаголы

От сло­ва «снег» мож­но обра­зо­вать сло­ва, обо­зна­ча­ю­щие дей­ствие, — одно­ко­рен­ные глаголы:

  • сне­жить (с утра снежило);
  • засне­жить (весь город засне­жи­ло).

Отглагольное прилагательное

Отглагольное при­ла­га­тель­ное «засне­жен­ный» име­ет корень снеж-:

После силь­но­го сне­го­па­да засне­жен­ный город при­тих и как буд­то уснул.

Сложные слова

В мор­фем­ном соста­ве мно­гих слож­ных слов мож­но вычле­нить корень снег-/ снеж-.

Стихи про снег

Послушайте сти­хо­тво­ре­ние, в кото­ром зариф­мо­ва­ны при­ме­ры одно­ко­рен­ных слов к сло­ву «снег». Но сре­ди них при­та­и­лось одно «снеж­ное» сло­во, кото­рое не явля­ет­ся ему род­ствен­ным. Попытайтесь его отыскать.

Конспект урока по русскому языку в 3 классе «Корень слова. Однокоренные слова»

Цели: уточнить представления о признаках родственных слов; формировать умение выделять корень в словах. Развивать умения различать однокоренные слова и выделять в них корень, единообразно писать гласные

и согласные в корне однокоренных слов воспитания у детей интереса к русскому языку, терпения, трудолюбия. воспитывать у учащихся бережное отношение к родному слову;

Личностные: Ориентируются на развитие навыков сотрудничества с учителем и сверстниками в процессе выполнения

совместной деятельности; проявляют интерес к изучению русского языка

Метопредметные:Познавательные: находят языковые примеры для иллюстрации изучаемых языковых понятий, строят несложные рассуждения; осуществляют анализ, синтез, сравнение, сопоставление, классификацию, обобщение языкового материала как по заданным критериям, так и по самостоятельно выделенным основаниям.

Регулятивные: принимают учебную задачу, сформулированную вместе с учителем; выполняют учебные действия в умственной и громкоречевой форме, планируют свои действия для решения задачи, учитывают правило в планировании способа решения.

Читайте так же:
Паспортный стол в коломне на октябрьской революции часы работы

Коммуникативные: строят монологическое высказывание с учетом поставленной коммуникативной задачи; участвуют в диалоге, общей беседе, совместной деятельности; ориентируются на позицию партнера в общении и взаимодействии

Предметные Знают определение корня, умеют выделять его в слове; знают, что такое однокоренные слова, их признаки;

умеют находить однокоренные слова; находят слова с изученными орфограммами, видят сигналы орфограмм, выполняют орфографический разбор

Основные понятия: Корень слова, однокоренные слова, признаки однокоренных слов; орфографический разбор, словообразовательный разбор слова

Тип урока: комбинированный

УМК: Доска, интерактивная доска, проектор, карточки для индивидуальной работы

Ход урока

I. Организационный момент

II. Минутка чистописания

-Скажите, ребята, какая орфограмма в слове труд? _ что значит труд – работа

-А какие пословицы о труде вы знаете? (называют)

-2. Словарная работа. Работа в парах.

А сейчас мы выполним задание, оно не простое- волшебное. И поможет это задание определить тему урока

— Возьмите карточку №1.

Вставьте в слова пропущенные буквы и запишите их

…расная площадь, м. роз, Россия, метро, Инна, компьютер.

Проверим по слайду. СЛАЙД 1

Красная площадь, мороз, Россия, метро, Инна, компьютер.

— А какие это слова? (словарные)

— Какое слово получилось?

— А что же такое корень?

-Где это слово нам встречается?

На уроках окружающего мира,

Корень важная часть растения

Корень зуба, внутренняя часть зуба

корень слова. Часть слова

А ну ка давайте посмотрим значение этого слова в словаре (стр. 153)

Какое это слово? – многозначное, много значений

Значит корень есть и у слова

И вот, сегодня, мы узнаем что такое корень слова, будем учиться находить корень в словах и подбирать однокоренные слова.

А сейчас послушаем сказку слайд 6

Жил-был много лет назад корень ЛЁТ.Нашли его люди и думают: «что с ним делать?» А корень и говорит

— Посадите меня. И я разрастусь в большое, красивое дерево.

Посадили люди корень лет. и стал он расти пришли люди и увидели какое дерево выросло. Это дерево не простое. оно из слов И все эти слова получились из одного корня Давайте прочитаем эти слова

Люди из сказки тоже прочитали эти слова

Как вы думаете, что они заметили, может и вы что то заметили в этих словах?

(слова похожи, у них есть общая часть, и они близкие по значению. И люди тоже заметили, что все эти слова похожи и тогда они решили, что общую часть называть корнем слова, а слова с одинаковым корнем называть однокоренными или родственными

— Сформулируйте тему урока. СЛАЙД

Открываю запись на доске.

Сказка помогла нам определить тему урока?

Читайте так же:
Как снять столик мультивен

— Чему вы должны научится на уроке? СЛАЙД 4

(подбирать родственные слова и находить в них корень)

3. Работа с учебником. Понятие корень слова.

-Работаем по учебнику с. 74, упр. 130.

— Что нужно сделать в этом упражнении?

Назовите однокоренные слова. Почему вы так считаете? Объясните лексическое значение каждого слова. Какая орфограмма встретилась в этих словах?

– Как пишется корень в однокоренных словах?

Вывод Корень-это главная значимая часть. В корне заключено общее значение.

А мы продолжим нашу работу с небольшого исследование.

Перед вами слова, прочитайте

Есть у этих слов общая часть?

А все ли эти слова родственные?

вода, водитель, водичка

Может какое то слово заблудилось? Почему?

Корень у них одинаковый, почему оно заблудилось?

(потому что значение у него разное)

(Какие слова называются однокоренными?

(одинаковый корень, общее значение

Спишите только родственные слова и запишите еще два слова и выделите корень

— Какой вывод вы сделали, выполнив это задание?

Задание помогло нам увидеть, что в корне заключен смысл слова, а от него растут другие слова

— Очень хорошо. Молодцы!

Давай те познакомимся с правилом, в учебнике на стр. 75 слайд 12

Учебно-познавательная игра «Найди родственника».

— Сейчас проведём игру «Найди родственника»

А какое сейчас время года?

Что характерно для этого времени года? (идут дожди, листья опадают, дует ветер)

Вот и к нам в класс залетел ветерок, и перепутал все листья. Давайте мы их соберем в группы и запишем их, выделим в них корень

Гора, сокол, сок, горевать, лист, соколиный, стол, горный, столовый, лес, лесной.

А какие листья остались без родственников? Затерялись они под сильным ветром.

Давай те мы найдем для них пару родственных слов.

-Предлагаю поработать в группах.

Цель: умение находить однокоренные слова, объединять их в группы.

Игра «Узнай, кто это»

— Отгадайте загадки. Запишите отгадки, подберите к ним однокоренные слова. Выделите в словах корень.

Кто рыбачит на реке

С тонкой удочкой в руке? (Рыбак, рыба, рыбалка, рыбачит.)

Кто хлопочет с поварёшкой,

Варит вкусный суп с картошкой? (Повар, сварил, варенье.)

Кто на ранней зорьке встал,

Плугом поле распахал? (Тракторист, трактор.)

Кто пасёт овец и коз

там, где луг травой зарос? (Пастух, пастбище.)

-Ребята, наш урок подходит к концу.

— Прочитайте пословицы:

Учиться всегда пригодится.

Учёба и труд всё перетрут.

Корень учения горек, а плод сладок.

Давайте вспомним что такое пословица Это меткие выражения.

И пословицы не всегда понятны с первого раза

Объясните смысл пословиц.

(Выслушиваются мнения детей, идёт работа над смыслом пословиц)

1 пословица: знания никогда не бывают лишними, человек всю жизнь узнаёт что-то новое и это его выручает

Читайте так же:
Как собрать стол трансформер из много мебели инструкция видео

2 пословица: если быть терпеливым и трудиться, то всего можно добиться.

3 пословица: учиться тяжело, зато много пользы от учебы, от полученных знаний, которые в жизни всегда пригодятся.

Можно ли сказать, что слова из пословиц подходят к теме нашего урока? ДА.

В пословицах есть однокоренные слова.

— Учиться тяжело, зато много пользы от учения…

— А какую еще связь с нашим уроком вы заметили?

— Назовите эти слова. Какой корень у этих слов?

— Мы достигли цели урока?

— Что такое корень слова?

— Какие слова мы называем однокоренными?

— Как найти в слове корень?

— Почему корень учения горек, а плод сладок?

— Выберите любое предложение и продолжите. СЛАЙД 17.

Сегодня на уроке я узнал …

Урок заставил меня задуматься о …

А особенно мне удалось …

Мне было интересно, потому что…

Правила с. 74-75 выучить правило, № 132, 133.

Внеклассное занятие по русскому языку «Звонкие и глухие согласные в середине слова перед согласными и на конце слова» Внеклассное занятие по русскому языку » Звонкие и глухие согласные в середине слова перед согласными и на конце слова» Цель занятия: закрепить.

Конспект открытого урока по русскому языку в 3 классе «Устойчивые сочетания слов» ]Тема «Устойчивые сочетания слов» Цель: создать условия для открытия детьми новых знаний по теме урока Тип урока: урок открытия новых знаний.

Конспект урока по русскому языку в 3 классе «Написание существительных с суффиксом — ищ-» ГАПОУ СО «Саратовский областной педагогический колледж» Конспект урока русского языка на тему: «Написание существительных с суффиксом.

Конспект урока по русскому языку во 2 классе «Как мы используем алфавит?» по УМК «Школа России» Конспект урока по русскому языку. Тема: «Как мы используем алфавит?» Цель: повторить порядок букв в алфавите, названия букв. Планируемые.

Конспект урока по русскому языку во 2 классе «Общее понятие об однокоренных словах» Планируемые результаты: Личностные формирование устойчивой положительной самооценки, следствие в поведении моральным нормам и этическим.

Конспект урока по русскому языку «Сжатое изложение» в 8 классе Основная цель урока – научить писать сжатое изложение на материале публицистического текста. Пахнет хлеб и солнцем, и землёй, И слезой,.

Как найти в слове корень?

Чтобы найти корень, надо подобрать однокоренные слова и выделить в них общую часть: берёза — березняк, берёзонька, берёзовый, подберёзовик.

Корень в однокоренных словах обычно пишется одинаково.

  • Объясните лексическое значение этих слов. Выделите в однокоренных словах корень.

134. Прочитайте.

  • Объясните значение каждого слова с помощью однокоренного слова.
  • Запишите слова в алфавитном порядке.

135. Прочитайте.

  • Найдите в тексте однокоренные слова. Какие из них не употребляются в современной речи? Почему?
  • Являются ли в современном русском языке однокоренными слова стол и столица? Подберите к каждому из них родственные слова.
  • Выпишите однокоренные слова группами.
Читайте так же:
Как отправить файл в контакте с компьютера

столи́ца

Страничка для любознательных

Чередование звуков

При образовании и изменении слов может происходить замена звуков или их чередование. Чаще всего чередование встречается в корнях слов:

[г // з’ // ж] подруга — друзья — дружеский
[з // з’ // ж] воз — возить — вожу
[г // ж] дорога — дорожный, снег — снежок
[к // ч’] яблоко — яблочко, восток — восточный
[х // ш] орех — орешек, ухо — уши
[ц // ч’] отец — отеческий, огурец — огуречный
[з // ж] вязать — вяжу, сказать — скажу
[с’ // ш] просить — прошу, носить — ношу

136. Выпишите из текста «Странички для любознательных» слова с чередованием звуков [к // ч’], [г // ж]. Выделите в словах корень. Подчеркните буквы, которыми обозначены чередующиеся звуки.

137. Прочитайте. Подберите к каждому из данных слов однокоренное имя существительное с чередующимся согласным звуком.

  • Запишите, вставляя пропущенные буквы. Выделите корень. Подчеркните буквы, обозначающие чередующиеся звуки.

138. Прочитайте сложные слова. Объясните их лексическое значение.

  • Выскажите своё мнение: в данных словах один корень или два? От каких слов образовалось каждое слово? Как вы думаете, почему эти слова называют сложными?
  • Спишите любую группу слов в алфавитном порядке.
  • Выделите в сложных словах корни: . Подчеркните буквы о или е, которые соединяют корни сложных слов.

139. Прочитайте.

Я выгл..нул в окно узнать, какая п..года. На ул..це воздух был серым. С неба л..тели либо сн..ж..нки, либо д..ждевые капли. Я подумал: «Снегодождь. Опять снегодождь».

  • Какое сложное слово придумал автор, чтобы назвать то, что наблюдал? Удачно ли выбрано слово?
  • Спишите, вставляя пропущенные буквы. Объясните написание выделенных букв в сложном слове.
  1. Водопад, водовоз, водитель, водомер.
  2. Луноход, скороход, лесовод, снегоход.
  3. Ветер, вихрь, ветерок, ветромер.
  • Спишите однокоренные слова. Выделите в них корень.

141. Прочитайте. Запишите слова в порядке указанных значений. Выделите в словах корень, который «хранит» общее значение данных однокоренных слов.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector