0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Как отличить падежи в словах с одинаковыми окончаниями, формами или предлогами

Как отличить падежи в словах с одинаковыми окончаниями, формами или предлогами

У существительных род – это постоянный признак.

Имена существительные в единственном числе бывают 3х родов – мужского, женского и среднего.

Род имен существительных можно определить, поставив к существительному в единственном числе слова:

Он мой – это мужской род

Например: мой стакан, мой компьютер, мой портфель, мой телефон, мой компот, мой мяч

Она моя – это женский род

Например: моя ложка, моя презентация, моя игра, моя красота, моя коробка

Оно мое – это средний род

Например: моё выступление, моё окно, моё яблоко, моё желание, моё имя, моё объяснение

Кроме того, у некоторых существительных род можно определить по значению слова.Одни слова называют людей и животных мужского пола, а другие – женского:

Мужской род – отец, сын, тигр, петух

Женский род – мать, дочь, тигрица, курица

Выделяются также существительные общего рода (которые по значению могут относится и к женскому, и к мужскому роду): Женя, плакса, неряха, чистюля, сладкоежка

У имен существительных, стоящих во множественном числе, род не выражен. Чтобы его определить, надо поставить слово в единственное число:

Плакаты – плакат – мужской род

Картины – картина – женский род

Облака – облако – средний род

Если у существительного нет формы единственного числа, то и рода оно не имеет: ножницы, шорты, носилки, тиски и другие.

Унесклоняемых существительных — географических названий —род определяется по определяющему их слову:

Калахари – пустыня – женский род

Тбилиси – город – мужской род

Онтарио – озеро – средний род

Число имен существительных

Число– это грамматическая категория имен и глагола, обозначающая единичность или множественность.

Имя существительное изменяется по числам, т.е. число – это непостоянный признак существительного.

Существительные имеют два числа:

  • Единственное число – существительное в форме единственного числа обозначают один предмет (стол, мальчик, окно)
  • Множественное число – существительное в форме множественного числа обозначают два и больше предметов (столы, мальчики, окна).

При изменении числа имени существительного изменяется его форма и окончание. Окончания у существительных во множественном числе могут быть:

  • -и, -ы — крики, цветы, скатерти, шорты
  • -а, -я —крылья, цвета, озёра, поля

Показателем формы множественного числа у существительных также может быть перемещение ударения (бе́рег – берега́) и чередование согласных (друг – друзья)

В русском языке есть имена существительные, которые употребляются только в единственном или только во множественном числе.

Существительные, имеющие только форму единственного числа:

  • Название какой – либо группы предметов (белье, старье, детвора, листва)
  • Название веществ (кофе, золото, лён, масло, молоко, нефть)
  • Названия качества или признака (синева, смелость, темнота, сила)
  • Название действий или состояния (чтение, беготня, косьба, стрельба)
  • Географические названия (Россия, Нил, Екатеринбург, Франция)

Существительные, имеющие только форму множественного числа:

  • Названия парных предметов (ножницы, лыжи, ворота, брюки, очки)
  • Названия составных предметов (счеты, грабли, часы)
  • Названия материалов или их отходов (хлопья, опилки, сливки, духи)
  • Названия некоторых временных промежутков (будни, каникулы, сутки)
  • Названия игр (шашки, шахматы, жмурки, вышибалы)
  • Названия действий (выборы, хлопоты)
  • Названия мест (Альпы, Карпаты, Сокольники)

Падеж имен существительных

Падеж – это непостоянный признак имен существительных, т.е. имена существительные изменяются по падежам. Изменение по падежам означает изменение существительных по вопросам.

В русском языке шесть падежей. Каждый падеж имеет свое название и отвечает на определенный вопрос. При изменении слова по падежам у него изменяется окончание.

ПадежВспомогательные словаПадежные вопросыСмысловые вопросы
ИменительныйестьКто?лиса Что?земляКто? Что?
РодительныйнетКого?лисы Чего?землиГде? Откуда? Чья? Чьи? Чье?
ДательныйдатьКому?лисе Чему?землеГде? Как?
ВинительныйвижуКого?лису Что?землюГде? Куда?
ТворительныйдоволенКем?лисой Чем?землейГде? Как?
ПредложныйдумаюО ком?о лисе О чем?о землеГде?
Читайте так же:
Как собрать стол журнальный люкс много мебели

Чтобы правильно определить падеж имени существительного, надо:

  1. Найти в предложении слово, к которому относится существительное, и поставить от него вопрос;
  2. По вопросу и предлогу (если он есть) узнать падеж.

Над волнами кружили чайки.

Кружили (над чем?) над волнами – Т. п.

Предлоги падежей

Именительный падеж – предлогов нет.

Родительный падеж: у, от, до, для, из, без, после, около (у), возле (у), против, из-под, из-за. Предлоги, совпадающие с предлогами других падежей: с.

Дательный падеж: к, по.

Винительный падеж: про, через. Предлоги, совпадающие с предлогами других падежей – в, во, на, за.

Творительный падеж: над, между, перед. Предлоги, совпадающие с предлогами других падежей – под, за, с.

Предложный падеж: о, об, при. Предлоги, совпадающие с предлогами других падежей – в, во, на.

Как отличить падежи в словах с одинаковыми окончаниями, формами или предлогами

  • Как отличить именительный и винительный падежи:

Существительное в именительном падеже является в предложении подлежащим и не имеет предлога. А существительное в винительном падеже – второстепенныйчлен предложения, может быть с предлогом и без него.

Мама (И. п.) кладет в салат (В. п.) огурцы (В. п.).

  • Как отличить родительный и винительный падежи:

Если совпадают вопросы в Р. п. и В. п. (кого?), падежи различают по окончаниям слов: в Р. п. окончания –а (я)/ —ы(и). В В. п. окончания –у (ю).

Лапа (кого?) куницы — Р.п. / вижу (кого?) куницу – В. п.

Если совпадают и вопросы, и окончания, необходимо вместо слов подставить любое слово женского рода с окончанием –а(я) – . Тогда в Р. п. окончание будет –ы(и), а в В. п. окончание будет –у(ю).

Лапа (кого?) медведя – вижу (кого?) медведя.

Лапа (кого?) (лисы) медведя – Р. п. – вижу (кого?) (лису) медведя – В. п.

  • Как отличить родительныйитворительныйпадежи с предлогом «с»:

При совпадении предлога «с» у Р. п. и Тв. п. различай их по падежным и смысловым вопросам (откуда? у Р. п. и с чем? у Тв. п.) и окончаниям слов в этих падежах.

Поднял (откуда?) с земли – Р. п. / поднял ящик (с чем?) с землей – В. п.

  • Как отличить дательный и родительный падежи, одинаковые в произношении:

Слово без предлога в Д. п. совпадет в произношении со словом в Р. п. (окончания же на письме у них разные). Чтобы их отличить, надо понять смысл словосочетания с этим словом.

Д. п. — написала письмо бабушке Наташе [и] – бабушку зовут Наташа

Р. п. – написала письмо бабушке Наташи [и] – это Наташина бабушка

  • Как отличить дательный и предложный падежи, если у них совпадают окончания и смысловые вопросы:

В этом случае нужно обратить внимание на предлоги, которые разные у этих падежей.

Д. п. – плывет (где?) по морю – предлоги к, по

П. п. – находится (где?) в море – предлоги в, во, на

  • Как отличить творительный и винительный падеж при совпадении смысловых вопросов и предлогов:

В случае совпадения смысловых вопросов и предлогов у Тв. п. и В. п. нужно ориентироваться на вопросы падежные и окончания.

Тв. п. – спрятал (где?, за чем?) за комодом

Читайте так же:
Чем отмыть клей момент от деревянного стола

В. п. – спрятал (где?, за что?) за комод

  • Как отличить винительный и предложный падежи при совпадении предлогов:

При совпадении предлогов у В. п. и П. п. ориентировать надо на вопросы.

Тесты и самостоятельные работы по теме "Склонение имен существительных"

По краям дорожки вдоль изгороди растут кусты сирени, черёмухи.

4) Выберите начальную форму. Определите склонение.

Писать в тетрадке (1. тетрадь, 2. тетрадка),

сидят на ели (1. ёлка, 2. ель),

играл на лужке (1. лужок, 2. лужайка)

малыш (1. громада, 2. кроха, 3. гигант)

ложь (1. истинность, 2. обман, 3. правда)

Тест по теме “Склонение имён существительных”.
Вариант 2

1) Напишите признаки 1, 2, 3 склонения.

2 скл.__________________

3 скл.__________________

2) Распределите слова по склонениям.

1 скл. __________

2 скл. __________

3 скл. __________

3) Определите склонение существительных.

На зелени полыни блестят в лучах солнца капельки росы.

4) Выберите начальную форму. Определите склонение.

Собирал морковку (1. морковь, 2. морковка),

гулял по площади (1. площадка, 2. площадь),

гулял на поляне (1. поле, 2. поляна).

5) Подберите существительные, противоположные по смыслу другого склонения.

зной (1. прохлада, 2. жара, 3. холод)

дело (1. безделье, 2. работа, 3. лень)

2) Напиши вопросы к падежам.

3) Выбери правильное написание.

1. Мальчик вышел из кина.
2. Мальчик вышел из кино.

1. Шарф висел под пальто.
2. Шарф висел под пальтом.

1. Дети слушали передачу по радио.
2. Дети слушали передачу по радиу.

4) Соедини словосочетания с нужным падежом.

1. Вижу Москву1. Т.п.
2. Сижу на крыше2. В.п.
3. Пишу ручкой3. Д.п.
4. Сижу около двери4. П.п.
5. Озеро расположилось5. Р.п.
6. Мчится по улице6. И.п.

5) Определи падеж имён существительных.

Берег увидел командир. 1. берег — _________ 2. командир — _________

На ракете мчались на Луну. 1. на ракете — ______ 2. на Луну — __________

Самостоятельная работа

1) Спиши предложения, ставя слова в скобках в указанном падеже.

Весело пробираться (узкая дорожка – Д.п.). Возле (красивая липа – Р.п.) стоит (могучий дуб – И.п.). Озеро расположилось (северная кромка – Т.п.) леса.

2) Придумай 3 предложения со словами кино, радио, шоссе, употребив их с предлогами, укажи падеж.

3) Выпиши существительные, отвечающие на вопрос кто? м.р. в Т.п..

Мечтать о лете, спрятаться за берёзой, наблюдать за медведем, рисовать карандашом, играть с другом, сидеть на лошадке.

Тест по теме “Падежные окончания имён существительных”

1) В каждом столбике найди лишнее слово.

1. к ёлке 1. около ели 1. перед клёном

2. у берёзы 2. с тополя 2. за тополем

3. под елью 3. о сирени 3. близ вишни

2) Напиши, какое окончание (е/и) имеют имена существительные:

2. 3 скл. П.п.____

3. 1 скл. П.п.____

4. 2 скл. П.п.____

5 . 1 скл. Д.п.___

6. 3 скл Р.п.____

7. 3 скл. Д.п.____

3) Выбери правильное написание.

1. писать в тетрад и/е

2. писать в тетрадк и/е

3. рассказать об Андрюш и/е

4. рассказать об Андре и/е

5. прилетели к берёз и/е

6. прилетели к сирен и/е

7. растёт у ел и/е

8. растёт у ёлк и/е

9. на опушк и/е

10. на краю опушк и/е

11. из ветк и/е

12. к ветк и/е

4) Выбери предлог: о/об

1. о/об арбузе

2. о/об осени

3. о/об яблоке

4. о/об урожае

5. о/об еже 6. о/об экскаваторе

7. о/об астре 8. о/об юге

5) Распредели по падежам: Р.п.___________ Д.п.____________ П.п.___________

1. отдыхали на полянке

2. гуляли по аллее

3. на краю полянки

Читайте так же:
Столешница из паркета

4. радовались встрече

5. рос около ёлки

6. спрятался в норке

Самостоятельная работа по теме:
“Падежные окончания имён существительных”

1) Подбери однокоренное слово другого склонения, обозначь склонение. Нитка -…, Андрей -…, сеть -…, лошадь -…, снег -… .

2) Поставь существительные в указанном падеже, укажи склонение, выдели окончание. Деревня — (Д.п.)…, дача — (Р.п.)…, сирень — (Т.п.)…, стул — (П.п.)…, смелость — (Д.п.)…, сторожка — (Т.п.)…, рожь — (П.п.)… .

3) Составь словосочетания, используя предлоги. Укажи падеж и склонение, выдели окончания.

Распустились (сирень), рисовал (бумага), сидят (ракета), растёт (огород), подошли (ель), пролетел (лес).

Тест по теме
“Склонение имён существительных во множественном числе”

1) Обозначь падеж выделенных имён существительных.

Писатели пишут книги.
Книги стоят на полке.

На грядке растут овощи.
Крестьяне выращивают овощи.

2) Выпиши слова в Р.п. мн.ч..

Много игрушек из обрезков бумаги сделали школьники для малышей детского сада.

3) Выбери правильное написание.

Рисовал оленей/олений, сбор помидоров/помидорав, всадники в шлемох/шлемах, насыпать птицом/птицам, дом с окнами/окноми, концерт для героев/героив.

4) Выбери правильное написание.

Самостоятельная работа по теме
“Склонение имён существительных во множественном числе”

1) Поставь существительное школа во множественном числе в Р.п., Д.п., Т.п., П.п..

2) Определи падеж у существительных множественного числа.

3) Запиши данные слова во множественном числе.

4) Поставь имена существительные в Р.п. мн.ч..

Ящик (апельсины), много (дела), одиннадцать (килограммы), пара (носки), чехлы от (кресла), нет (места).

Проверочные работы по теме
“Изменение имён существительных по падежам”

1. Поставь данные им. существительные в указанном падеже.

Словарь (П.п.), парта (Д.п.), дерево (Т.п.), лиса (Р.п.), радугой (И.п.), ручка (В.п.).

2. Определи падеж существительного гроза, выписав словосочетания с глаголом.

Вчера была гроза. Я видел грозу из окна. Перед грозой поднялся сильный ветер. До грозы всё засыхало. Благодаря грозе всё ожило и зазеленело. О вчерашней грозе сегодня все говорят.

3. Составь предложения, определи падеж слова вода, подчеркни подлежащее.

увидел, около, я, воды, уток

воду, на, видны, сквозь, дне, камни

в, течёт, речке, чистая, вода

1. Спиши, определи падеж им. существительных.

Идёшь в лес по знакомой тропинке. На лугу широким многоцветным морем рассыпаются луговые и лесные цветы. А у самой тропинки улыбаются вам знакомые весёлые ромашки.

2. Просклоняй им.сущ. пальто, весна с предлогами.

3. Выбери словосочетания с существительными в П.п. ж.р.

мечтать о летеидти по улицераспустились на берёзе
стихи о веснесидеть на берегуразговаривать с другом

Спиши, определи падеж существительного ручеёк.

Бежит вдоль ручейка извилистая лесная тропинка. Над прозрачным ручейком поют свои весёлые песни звонкоголосые птички. Смотрит на ручеёк солнышко, улыбается. Протягивает оно к ручейку свои горячие лучики, греет его. В ручейке плещется чистая родниковая водичка. Журчит по лесу звонкий ручеёк.

Спиши, определи падеж существительного книги.

В библиотеке можно взять интересные книги. Книги бывают разные. Из книг можно узнать много интересного и полезного. В книгах можно найти необходимую информацию. С любимой книгой время пролетает незаметно. К книгам надо относиться бережно, аккуратно.

Спиши, определи падеж существительного ученик.

Любой ребёнок стремится быть старательным учеником. Каждому ученику нравятся разные предметы. Прилежный ученик является примером для подражания во всём. Опрятного ученика отличает аккуратность. О хорошем ученике приятно рассказать. За достигнутые успехи и заслуги ученика награждают грамотой.

Окончания и склонение по падежам имен существительных: правила с таблицами

1.1. Слова на ия следует различать со словами на ья (Марья, Наталья, Софья). Слова на ья склоняются по правилам первого склонения и имеют окончание в дательном и предложном падежах единственного числа. Сравните:

Дат. п. — Марье, но: Марии;

Предл. п. — о Марье, но: о Марии

Это относится и к парам типа «учение» — «ученье», «сомнение»— «сомненье». Первый вариант склоняется как слова на —ие, второй — как слова второго склонения.

Читайте так же:
Паспортный стол нижнеудинск режим работы

Однако в художественной речи возможно написание слов на -ье в предложном падеже с окончанием -и. Например: в забытьи.

1.2. Существительные на ий, —ия с односложной основой (т.е. состоящей из больше чем одного слога) в предложном падеже единственного числа в безударной позиции оканчиваются на е.

кий — о кие, Вий — о Вие, змий — о змие, Лия — о Лии

Под ударением в окончании пишется «и».

1.3. Существительные на безударные ья и ье имеют в родительном падеже множественного числа окончание — ий или ев: певунья — певуний, ненастье — ненастий; устье — устьев, келья — келий,

А на ударные —ья и ьё — окончание ей. Например: ружьё — ружей, статья — статей, семья — семей (но: копьё — копий).

1.4 Вопреки основному правилу, следующие слова с неодносложной основой в безударной позиции имеют окончание и , а не :

  1. Слова мужского и среднего рода на —ий и —ие (литий, положение) в предложном падеже единственного числа: о литии, о положении.
  2. Слова женского рода на ия (Швейцария) в предложном и дательном падеже единственного числа: к Швейцарии, о Швейцарии.

1.5. В существительных мужского и среднего рода с суффиксом ищ- в именительном падеже единственного числа ставится окончание е, у существительных женского рода — окончание а. Например:
а) дуб — дубище, забор — заборище, чудо — чудище;
б) струя — струища, жара — жарища.

В именительном падеже множественного числа у таких слова женского и мужского рода пишется окончание и, а у среднего а.

1.6. У существительных с суффиксами -ушк-, -юшк-, -ышк-, -ишк- -шик- в именительном падеже единственного числа ставится:
а) окончание а — у слов мужского рода, называющих одушевленные предметы, и у слов женского рода, например: сынишка, мальчишка, сударушка, малинушка, старушка, краюшка;
б) окончание о — у слов мужского рода, называющих неодушевленные предметы, и у слов среднего рода: чехлишко, судёнышко, столбишко, сундучишко, золотишко.

1.7. В одушевленных существительных мужского и общего рода после суффикса л в именительном падеже единственного числа ставится окончание а, например: чудила, чертила; у среднего рода — окончание о, например: покрывало, забрало.

1.8. Названия населённых пунктов на -ов, -ев, -ин, -ын, -ово, -ево, -ино, -ыно имеют в творительном падеже единственного числа окончание -ом: Павшином, Румянцевом, Марьином, Ерином. Эти слова нужно различать с фамилиями, у которых в этом случае будет окончание -ым: Павшиным, Румянцевым, Марьиным и т.д.

Примечание. Сейчас для топонимов на —ово, -ево, -ино, -ыно нормативны два варианта: склоняемый и несклоняемый, но склоняемый относится к строгой литературной речи и его желательно использовать в официальных выступлениях и т.д.

Но: эти топонимы не склоняются при наличии родового слова, например: из района Братеево, из села Егорово. Но без него уже возможно склонение: из Братеева, из Егорова.

Фонетический (звуко-буквенный) разбор слова — Стол (звуки и буквы)

Стол — слово из 1 слога: Стол. Ударение падает на слог с единственной гласной в слове.

Читайте так же:
Паспортный стол на рафиева 44

Транскрипция слова: [стол]

с — [ с ] — согласный, глухой парный, твёрдый (парный)
т — [ т ] — согласный, глухой парный, твёрдый (парный)
о — [ о ] — гласный , ударный
л — [ л ] — согласный, звонкий непарный, сонорный (всегда звонкий) , твёрдый (парный)

В слове 4 буквы и 4 звука.

Цветовая схема: с т о л

Морфологический разбор слова «стол»

Часть речи: Имя существительное

Грамматика: часть речи: имя существительное, одушевлённость: неодушевлённое, род: мужской, число: единственное, падеж: именительный, винительный, отвечает на вопрос: (есть) Что?, (вижу/виню) Что?,

Начальная форма: стол

Звуко-буквенный разбор слова «стол»

Транскрипция: [сто́л]

Количество слогов (1): стол

Переносы: стол

Значение слова «стол»

Стол

стол, стола, муж.

1. Предмет домашней мебели, представляющий собою широкую поверхность из досок (деревянных, мраморных и др.), укрепленных на одной или нескольких ножках и служащий для того, чтобы ставить или класть что-нибудь на него. Круглый стол. Письменный стол. Обеденный стол. Ломберный стол. Кухонный стол. Туалетный стол.

2. То же, что столешница, в отличие от подстолья (стол.).

3. Место для обеда, еды; перен. обед, еда. Накрыть на стол (см. накрыть). Набрать на стол (см. набрать). Собрать на стол (см. собрать). Убрать со стола (см. убрать). Подать что-нибудь к столу или на стол. «Что есть в печи, всё на стол мечи.» погов. Сесть за стол (сесть к столу, чтобы есть). Встать из-за стола (кончить есть). За столом произносили речи. «Я в латах был один за герцогским столом.» Пушкин . «- Куда ходила? — В погреб. Молока к столу достать.» Гончаров . Держать свой стол (обедать у себя дома). «Помещик он был самый маленький, бегал обедать по чужим столам.» Достоевский . «Стола я дома не держу.» Гончаров . «(Гувернер) получает стол, комнату и неопределенное жалованье.» Чехов . «В прошедшем месяце на один стол вышло около полуторы тысячи рублей.» Гончаров . «Для гостей дорогих стол готовит вдова.» А.Кольцов . «Когда Петр Иванович спросил обедать, ему сказали, что стола не готовили.» Гончаров . «У Дюсо (трактир) готовят славно юбилейные столы.» Некрасов .

| перен., только ед. Питание; режим питания. Здоровый стол. «Ей (щуке) рыбный стол наскучил.» Крылов . Мясной стол. Вегетарианский стол. Диетический стол.

4. Отделение в учреждении, ведающее каким-нибудь специальным узким кругом дел (офиц. канц.). Стол личного состава. Стол предварительных заказов в магазинах. Справочный стол. Адресный стол стол (учреждение в городах, регистрирующее жителей и выдающее справки об их адресах). Стол находок (отдел при милиции, куда направляются для сохранения и где могут быть получены потерянные в общественных местах и кем-нибудь найденные вещи). Крепостной стол гражданской палаты (старин.).

5. В древней Руси — престол, княжение (ист.). Ярослав сел на стол отца своего Владимира. Киевский стол. «Род-де наш от Рюрика, сами сидели на великих столах.» А.Н.Толстой .

Держать стол — кормить обедами посторонних лиц в домашних условиях за плату (устар.). (Лежит) на столе (о человеке; разг.) — перен. умер (но еще не похоронен). «Адмирал-вдовец на столе лежит, дальний родственник хоронить катит.» Некрасов . «Прилетев в деревню дяди, его наше уж на столе, как дань, готовую земле.» Пушкин . Стол кривой (шутл. погов.) — употр. в случаях, когда забывают подать соль.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector