0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Дидактические игры и упражнения для обогащения и развития словаря однокоренных и родственных слов

Дидактические игры и упражнения для обогащения и развития словаря однокоренных и родственных слов

• развивать умение образовывать однокоренные и родственные слова.

— 1 большая картинка с изображением паровозика,

— 14 средних карточек (сахарница, сухарница, хлебница, супница, конфетница, селедочница, салатница, салфетница, фруктовница, соусник, перечница, мыльница, игольница, песочница,

— 14 маленьких картинок (сахар, сухарь, хлеб, суп, конфеты, селедка, салат, салфетка, фрукты, соус, перец, мыло, игла, песок).

На стол выкладывают маленькие предметные картинки с изображением продуктов. Педагог предлагает детям сходить в магазин и купить продукты. Дети по желанию выбирают со стола любую картинку и составляют предложение.

Образец ответа ребенка: Я купил хлеб. Я купил конфеты.

Далее педагог объясняет, что для каждого продукта есть своя посуда: для хлеба — хлебница, для конфет — конфетница, для сахара — сахарница. Дети повторяют названия этих предметов. Педагог с помощью интонации выделяет часть слова -ниц-, подчеркивая, что с ее помощью образуется новое слово. Затем педагог предлагает покататься на «Волшебном паровозике», где в вагончике едет волшебная частичка -ниц-. Педагог предлагает детям купленные продукты вставить в паровозик и отгадать, какое новое слово получится. Если ребенок дает правильный ответ, то педагог выставляет изображение этого предмета и уточняет его назначение.

Педагог сообщает детям, что «Волшебный паровозик» приехал на станцию «Сахарница» и предлагает отгадать, что вёз паровозик. Дети дают ответ и вставляют в паровозик предметную картинку с изображением продукта.

Образец ответа ребенка: Сахарница нужна для сахара, паровозик вез сахар. Паровозик вез сахар, потому что сахарница нужна для сахара.

Игра «Родственные слова»

Цель: развитие словарного запаса у детей.

-научить детей отличать родственные по смысловому значению слова

-обеспечить точное понимание смыслового значения усвоенных слов

-воспитывать простейшие навыки словообразования

Оборудование: предметные картинки.

Цель: учить детей правильному образованию и употреблению уменьшительно-ласкательных форм имен существительных.

Детям показываются картинки с изображенными на них большими и маленькими предметами (дом-домик, стол-столик, стул-стульчик, шар-шарик, флаг-флажок, куб-кубик, гриб-грибочек и т. д.). Поэтим картинкам задаются вопросы, стимулирующие их к самостоятельному образованию слов с нужными уменьшительно-ласкательными суффиксами: Подберите для каждого большого предмета такой же, но только маленький. Назовите маленькие предметы ласково.

«Найди родственников»

Цель: развитие у детей представлений о родственных связях слов, овладение навыком подбора родственных слов, уточнение и активизация словарного запаса.

Разложите картинки. Предложите детям назвать картинки. Затем попросите для каждой картинки найти пару-картинку, которая называется родственным словом. Подберите пары слов по смыслу, например:

Картинки помогут проверить выполнения задания. Для того, чтобы установить родство слов, необходимо понимать их, уметь объяснять их значение.

Далее можно предложить детям составить предложения по картинкам. Можно придумать предложения как по отдельным картинкам, так и используя пары родственных слов.

Игра «Словообразование»

Цель. Учить детей отгадывать загадки. Упражнять в умении находить семантическое значение слова путем деления его на 2 составляющие.

Оборудование. Предметные картинки.

Воспитатель предлагает детям отгадать загадки и объяснить, из каких слов составлено каждое слово-отгадка.

Вот стальная птица

В небеса стремится.

А ведет ее пилот.

Что за птица? (самолёт)

Там их обычно два.

Еще на нем подножка есть.

Что это, детвора? (Самокат)

Руки в боки, как начальник

Раньше всех на стол встает.

Сам себе плита и чайник,

Сам заварит, сам нальёт. (самовар)

Есть у нас в квартире робот,

У него- огромный хобот.

Любит робот чистоту,

И гудит как лайнер- туууу.

С большой охотой пыль глотает,

Но не болеет, не чихает (Пылесос)

Игра «Слова-братишки»

Цель. Учить детей образовывать однокоренные слова.

Оборудование: предметные картинки.

В игре могут принимать участие как подгруппа детей, так и группа.

Дети сидят за столом, выбирают себе по несколько картинок. Воспитатель предлагает подобрать к каждой картинке слово-братишку, т. е. слово, похожее на заданное.

1 вариант. Слова-братишки должны обозначать предметы.

Пример: дом-домовой, ключ- ключница, стол-столешница

2 вариант. Слова-братишки могут обозначать признаки предмета.

Пример: кукла- кукольный, резина- резиновый, мёд- медовый, ягода- ягодный.

Игра «Узнай слово по его описанию».

Цель: Познакомить с понятием «родственные слова». Расширять словарь новыми словами.

Оборудование: Картинки с изображениями – сад, рассада, саженец, садовник, садовые инструменты, детский садик.

Ход упражнения: Посмотрите картинки, узнайте слово по его описанию.

— Участок земли, засаженный деревьями, кустами, цветами. Сад. — Человек, который ухаживает за садом. Садовник. — Молодые растения, которые приготовлены для посадки в землю. Рассада. — Молодое дерево, которое выращено для посадки в саду. Саженец. — Инструменты, которыми работают в саду. Садовые. — Место, куда дети ходят каждый день до поступления в школу. Детский садик. — Человек, который разводит сады. Садовод.

Читайте так же:
Пукают ли немцы за столом

Игра «Четвёртый лишний»

Цель: Формировать умение сравнивать слова по смыслу и по звучанию, классифицировать их, находить в цепочке родственных слов «лишнее».

Ход упражнения: Послушайте слова, определите, какое слово лишнее и объясните почему? Садик, садовод, сад, салат. Садовник, всадник, рассада, сады. Ссадина, садовый, палисадник, сажать.

Игра «Будь внимательным»

Цель: Формировать умение анализировать, сравнивать слова по звучанию и по смыслу.

Ход игры. Я буду называть пары слов. Если вы услышите родственные слова, наклонитесь вперёд, а если услышите не родственные слова, покачайте головой (можно предложить также топнуть ногой -хлопнуть в ладоши).

Сад – сажать; садик – ссадина; всадник – саженец; пересаживать — палисадник, садоводство – рассада, садочек – салат.

Игра «Назови детенышей».

Цель: Закрепление употребления названий детенышей домашних животных и птенцов. Дать детям понятие о том, что одни названия детенышей образуются с помощью слов-родственников, а другие- только названиями детёнышей.

Воспитатель предлагает назвать детёнышей животных: у кошки – котенок, у ослицы – осленок, у курицы – цыпленок, у гусыни – гусенок, у индюшки – индюшонок, у собаки – щенок, у утки – утенок, у лошади – жеребенок, у коровы – теленок, у козы – козленок, у свиньи – поросенок, у овцы – ягненок.

Игра «Большой — маленький».

Цель: Закрепление названий детенышей диких животных в единственном числе. Упражнять употреблять в речи однокоренные слова.

Воспитатель предлагает назвать детёнышей животных: Заяц — зайчонок волк. лев. медведь. рысь. тигр. слон. белка. еж. мышь. олень. лиса.

Игра «Профессии»

Цель: активизировать словарь, обозначающий профессии. Учить образовывать однокоренные слова.

1 вариант. Воспитатель предлагает детям ответить на вопросы: Кто носит багаж? — Носильщик. Кто сваривает трубы? — Сварщик. Кто вставляет стекла? — Стекольщик Кто работает на кране? — Крановщик. Кто кладет камни? — Каменщик. Кто точит ножи? — Точильщик. Кто чинит часы? -Часовщик Кто упаковывает вещи? — Упаковщик. Кто танцует на сцене? -Танцовщик. Кто льет металл? — Литейщик. Кто зажигает фонари? — Фонарщик Кто чистит? — Чистильщик. Кто кроит платья? — Закройщик.

2 вариант. Воспитатель предлагает назвать женские профессии. Мужчина — портной, а женщина — портниха; ткач. ; повар. ; врач. ; учитель. ; воспитатель. ; художник. ; продавец. ; скрипач. ; певец. ; летчик. ; пианист.

Дидактические игры и упражнения для коррекции слоговой структуры слова у дошкольников Среди разнообразных нарушений речи у детей с ОНР одним из наиболее трудных для коррекции является такое проявление речевой патологии, как.

Дидактические и словесные игры для закрепления словарных слов Дидактические и словесные игры на закрепление словарных слов. Нам необходимо добиваться того, что бы дидактическая игра была не только.

Дидактические игры и упражнения для закрепления понятия геометрические фигуры и формы Дидактические игры и упражнения для закрепления понятия геометрические фигуры и формы. Дидактические игры и упражнения рекомендуется проводить.

Дидактические игры и упражнения для закрепления понятия геометрические фигуры и формы Дидактические игры и упражнения для закрепления понятия геометрические фигуры и формы. Огар Ксения Григорьевна Дидактические игры и упражнения.

Дидактические игры для развития (звуковой культуры речи, грамматического строения речи, словаря дошкольников, связной речи) Связная речь. 1. Игра для уточнения формы родительного падежа. «Угадай, чьи это вещи» Детям предлагаются картинки,на которых изображены:.

Игры для развития связанной речи и активизации словаря «ВЫПОЛНИ КОМАНДУ» Цель: Развивать внимание, умение выделять признаки предмета. Определенной группе детей предлагается выполнить какое-либо.

Консультация для родителей «Дидактические игры для расширения словаря старших дошкольников с ОНР» Дидактические игры для расширения словаря старших дошкольников с ОНР. В последнее время все больший процент в дошкольных учреждениях занимают.

Мастер-класс «Дидактические игры и игровые упражнения как средство развития речи у дошкольников» Цель: Развитие у педагогов представлений об использовании дидактических игр и игровых приёмов для развития речи у детей дошкольников. Задачи:.

НОД «Музыкально-дидактические игры и упражнения для развития музыкальных и творческих способностей дошкольников» Дошкольное Структурное Подразделение МБОУ «СОШ №2 имени С. И. Подгайнова г. Калининска Саратовской области» — Д/с «Почемучка».

Опыт работы «Дидактические игры и упражнения как средство активизации словаря прилагательных» ИНФОРМАЦИОННО-СПРАВОЧНЫЕ СВЕДЕНИЯ ОБ ОПЫТЕ. Тема опыта: «Дидактические игры и упражнения как средство активизации словаря.

Упражнения по теме "Однокоренные слова"

1. Выписать столбиками однокоренные слова. Выделить корень.

а) Сад, дубовый, ходить, дуб, садовый, ход, дубок, посадки, переход.

б) Гора, больница, боль, гористый, горная, болезнь.

в) Старость, ночь, старый, ночной, заночевать, стареть, старик.

2. Побобрать к словам жар, свет однокоренные слова, обозначающие признак предмета и действие предмета. Записать их.

3. Со словами грибной, гриб, грибники составить и записать предложения. В предложении должно быть имя мальчика и название деревни.

Читайте так же:
Правда ли что немцы пускают за столом

4. Записать однокоренные слова в строчку в следующем порядке: предмет, признак предмета, действие предмета.

ОБРАЗЕЦ: белила, белый, белить.

Весна, говор, зелень, морозец, вид, разговор, зеленеет, видный, говорливый, морозит, зелёныё, видеть, морозный, весенний.

5. Выписать из текста однокоренные слова.

6. Стихотворение “Родственные (однокоренные) слова”

Объяснить слова толково
Нам поможет корень слова.
Он поможет нам понять,
Как же слово написать.
Горка, горочка, пригорки.
Помогите – кА Егорке,
Как писать ему слова:
“На г. ре р. сла тр. ва?”.

7. Прочитайте. Найдите “лишнее” слово.

Водяной, вода, водичка, подводник, водитель.

Гора, горка, горный, горевать, пригорок, горец.

Река, речной, речь, речушка ,речник.

Купить, покупка, покупатель, купец, купальник, накупить.

Пар, запариться, парное (молоко), пара (обуви).

Маленький, малявка, маляр, малыш.

Гроза, грозный, гроздь, грозовой.

Конница, конник, подоконник, конюшня.

Лень, лентяй, лента, ленивец.

Чай, заварка, чайник, чайная.

Сухой, сухарь, сухость, сушить, жарить.

Сладость, сахар, сахарница, сахарный.

Озеро, озёрный, вода.

Булка, хлебница, хлеб, хлебный.

Моряк, рыбак, море.

Путь, дорога, путник.

Школьник, ученик, дошкольник.

Ученье, учебник, книга.

Соль, солонка, солома.

Береза, березка, дерево.

Дорога, дороженька, дорогой.

Лес, лесок, лестница.

Рыбка, рыбак, рыбачить.

8. Игра “Сделай гнездо слов”.

Играть можно и в одиночку, и друг с другом: соревноваться, у кого “гнездо” получится больше.

Слова от одного корня. “живущие” в одном “гнезде”, могут принадлежать самым разным частям речи. Например: сад, садовый, посадить, садовник.

Надо собирать слова с самыми различными приставками и суффиксами.

В “гнезде” могут оказаться слова , в которых два корня (сложные слова).

9. Игра “Родственники”.

Участник игры раздаёт карточки. Затем показывает любое слово. Участники игры по очереди подставляют к нему родственные слова. Тот кто первым освободится от своих карточек, считается победителем.

СЛОВА ДЛЯ КАРТОЧЕК:

Вода, водный, водянистый, наводнение, водник, подводный.

Вождь, водить, провод, завод, подводить, вожжи.

Нос, переносица, носатый, долгоносик, носорог.

Несу, носитель, переносить, переносной, поднос, медоносный, носильщик.

Нож, ножевой, ножницы, ножны.

Нога, ножной, треножник, ножка, подножие, сороконожка.

Даю, передать, передач, передатчик, задачник, преподаватель.

Море, морской, моряк,

Память, запоминать, памятка, памятник, запоминание.

Кровь, кровяной, бескровный, обескровить.

10. Выдели корни в однокоренных словах.

Листопад, листопад, —

Листья жёлтые летят.

11. Являются ли выделенные слова однокоренными?

Деревенский старожил
Сад колхозный сторожил.
А кругом луга, леса.
Видит дед: бежит лиса.
Он ружьё наизготовку
И убить решил плутовку.

12. Подбери 2-3 однокоренных слова.

голод —боль-
снег —свет-

13.Докажи, что данные слова являются родственными.

а) билетвагон
билетёрвагонетка
обилетитьвагонный
безбилетныйвагончик
билетныйвагоновожатый
б) бинтгриб
бинтоватьгрибник
забинтоватьгрибной
перебинтоватьгрибница
в) чайбрат
чайникбратишка
чайныйбратский
чаепитиебратство
г) работаваленки
работникваленочки
рабочийвалять
работатьваляные
д) листгитара
листокгитарист
листовойгитарный
листопадгитаристка

14. Образуй от данных слов однокоренные слова, отвечающие на вопросы КАКОЙ? КАКАЯ?

15. Образуй от данных слов однокоренные слова, отвечающие на вопрос ЧТО ДЕЛАТЬ?

16. Образуй от данных слов однокоренные слова, отвечающие на вопрос КАК?

17. Найди родственные слова. Выпиши их. Выдели корень.

1) Нефтяники добывают нефть из нефтяной скважины.

2) Кислый вкус имеет травка кислица.

3) Рядом со страусом в загоне был страусёнок.

4) Луковый суп варят из репчатого лука.

5) Медлительный человек всё делает медленно.

6) Крепость укреплена со всех сторон.

7) Мудрец сам поступает мудро и учит мудрости других.

8) Весной все девчонки из нашего класса учатся играть в классики.

18. Выписать из текста родственные слова. Выделить корень.

1) Дикая утка вывела из осоки своих утят. Ярко светило солнце. Над водой цвела водяная кашка. Уточка нырнула в воду , а за ней вся семья.

2) Кругом пышно рос малинник. Сочные душистые ягодки малины быстро заполняли кузовок. Послышался шум. Около кустов шла медведица с медвежонком.

3) Встаёт заря во мгле холодной;
На нивах шум работ умолк;
С своей волчихою голодной
Выходит на дорогу волк.

4) Я люблю бродить по лесу. А сколько грибов в лесу! Душистые рыжики и опята давно ждут грибников. Вот и я под елью нашёл грибок. Да какой!

5) Снежинки родились в снежных облаках высоко над землёй. Они медленно спускались на землю. Красив хоровод из снежинок! А ты любишь первый снежок?

19. Карточки для самостоятельных работ.

Зачеркни лишние слова.

домёлкаптица
домикдеревоутка
Избаёлочкиуточка

Зачеркни лишние слова.

деревоптицастол
яблоняптичкапарта
деревцеуткастолик

Зачеркни лишние слова.

ушикормнос
ушкикрошкиносик
услышалкормитьносатый
ушастыйкормушканосит

Зачеркни лишние слова.

Читайте так же:
Как собрать стол журнальный люкс много мебели
лесгрибрисунок
лесокгрибокрис
лестницагрибникрисовать
лесникгруздьразрисовал
леснойгрибнойкартинка

Зачеркни лишние слова.

садмёддом
садикмёдикдомик
деревьямедведьдомашний
садовыймедовыйдомино
садовниксладкийхижина

20. Соедини слова из левого столбика с однокоренными из правого.

Однокоренные слова: примеры

Однокоренные слова – слова, имеющие одинаковый корень, объединяющий все лексемы в один смысловой ряд. Так как корень является главной частью слова, передающей основное лексическое значение, то слова с одним корнем схожи по смыслу, однако точное значение немного различается.

Корень слова

При подборе однокоренных слов в корне могут происходить чередования согласных, выпадение или добавление гласных и согласных.

Петух, петушиный, петушиться Пиджак, пиджачок, пиджачный Песок, песочница, песчаный Свет, светлый, светить

В чем отличие однокоренных слов от родственных?

Не все однокоренные слова являются родственными. Не забываем, что есть такое понятие в русском языке, как омонимичные корни. Один и тот же корень может обозначать абсолютно разное лексическое значение.

При подборе однокоренных родственных слов ВАЖНО четко понимать значение слова. При необходимости лучше обратиться к толковым словарям.

Сравните примеры:

  • Красавица – красивый, красота, красивенький, красоваться, покрасоваться, красавчик
  • Краска – красить, подкрасить, перекрасить, красильня, краситель, краскопульт, раскраска, раскрашивание

В первом варианте корень –КРАС- имеет основное лексическое значение «привлекательный, приятный вид, впечатляющий»

Во втором случае корень –КРАС- используется в значении «придавать цвет предмету»

Т.к. лексические значения исходного корня абсолютно разные, то и ряды слов нельзя объединять в один.

Еще примеры неродственных слов:

  1. Любовь – любитель, любимый, любить
    Любой – по-любому
  2. бурить – бурильщик, буровая, бур
    буря – бурный, буревестник

Как отличить однокоренные слова от форм слов?

Для этого нужно хорошо различать словообразующие морфемы от формообразующих.

К словообразующим морфемам относятся:

  • приставка,
  • суффикс,
  • постфикс.

Они предназначены для образования новых слов.

Лес – лесник, подлесок, лесной

К формообразующим относятся:

  • окончание (флексия);
  • суффиксы прошедшего времени глагола –Л-;
  • степени сравнения прилагательных –Е-, -ЕЕ-, -ШЕ-;
  • суффиксы повелительного наклонения глагола –И-.

Они образовывают формы одного и того же слова.

Лес – леса, лесу, лесом окончание образовывает форму числа и падежа существительного

Сильный – сильнее, сильней — суффикс образовывает форму простой сравнительной степени прилагательного

Соберу – собрал суффикс образовывает форму прошедшего времени глагола

Жить – живи — суффикс образовывает форму повелительного наклонения глагола

К формам слова относятся слова одной части речи.

Однокоренные слова. Формы слова

Для чего нужно подбирать однокоренные слова?

1. Главный ответ: от этого зависит грамотность.

Правописание гласных или согласных, находящих в слабой позиции в корне слова можно проверить только с помощью однокоренного слова, в котором эти же звуки встанут в сильную позицию. Данное требование применимо при орфограммах «Правописание проверяемых безударных гласных в корне», «Правописание звонких и глухих согласных в корне», «Правописание непроизносимых согласных».

Приведем примеры:

«Проверяемая гласная в корне»

  • Обижа’ть – оби’да
  • Чистота’ – чи’сто
  • Частота’ – ча’стый
  • Честолюби’вый – че’сть
  • Хо’лодхоло’дный

«Правописание звонких и глухих согласных в корне»

  • Подружка – подруженька
  • Скользко – скользит
  • Книжка – книжечка
  • Дубдубовый
  • Гибкость — гибок

«Правописание непроизносимых согласных в корне»

  • Опасность – опасен
  • Солнце – солнечный
  • Грустный – грусть
  • Сердце — сердечный

2. Однокоренные слова подбирают для составления словообразовательной цепочки и определения способа образования слова.

Однокоренные слова

В нашей речи мы часто встречаем похожие по звучанию, написанию слова, которые схожи и по смыслу.

Сравните: подосиновик, осина, осинник. Что общего у этих слов?

А подсказкой станет ответ на загадку:

В саду у Антошки Яблонька растет.

Ветки высокие ввысь поднимает,

Что ей устоять на земле помогает?

Правильно, корень. Значит осина, подосиновик и осинник – это однокоренные слова. У них общий корень «осин».

Теперь потренируемся, выпиши однокоренные слова, составь из них пары.

  • звездный-звезда;
  • солнце-солнышко;
  • грустный-грусть;
  • здравие-здравствуйте.

А теперь самостоятельно образуем однокоренные слова:

  • гриб;
  • чудо;
  • лес.
  • грибгриб-н-ой – гриб-ник-гриб-ниц-а;
  • чудо – чуд-есн-ый – чудес-а;
  • леслесн-ой – лесник.

Запомни! Подбор однокоренных слов осуществляется с самого маленького, начального слова. Например, лук-луковый-лучок-лучник.

Читайте так же:
Как правильно приварить ножки к столу

Различие форм и однокоренных слов

Нам нужно научиться различать формы слова и однокоренные слова.

Прочитайте однокоренные слова. Какими частями речи они являются?

Ответ: существительные, прилагательное, глагол.

Части речи однокоренных слов

К существительным можно подобрать однокоренные слова глаголы, прилагательные и другие части речи. Также могут встречаться приставки в однокоренных словах. А форма слова – это изменение по падежам одного и того же слова.

Попробуйте записать однокоренные слова к картинкам.

  • муравеймуравь-ин-ый – муравейник-;
  • домдом-ашн-ий–домов-ой;
  • снегснежинк-а – снег-о-падснег-овик-.

Проверить однокоренные слова очень просто, достаточно, чтобы они относились к одному понятию и имели общий смысл. Например:

  • игра, игр-ушк-а, игр-ов-ой – корень игр-, все они относятся к играм;
  • лестница, лес-н-ик— – не однокоренные, имеют разные корни (лестниц-и лес-) и отличаются по смыслу (лестница – то, по чему ходят, лес – много деревьев).

Запомните! Ударение в однокоренных словах не всегда падает на один слог.

Выделите однокоренные слова и поставьте ударение:

  • гора, горный, гореть;
  • косичка, косить, покос;
  • соль, солонка, солнце.
  • гора́, го́рный;
  • коси ́ ть, поко́с;
  • со́ль, соло́нка.

Теперь попробуйте сами написать однокоренные слова или написать предложения с однокоренными словами. Возьмите те, которые мы уже использовали или придумайте новые. Например: Лесник вышел из леса и попал на лесопилку.

Подчеркните однокоренные слова и укажите части речи.

  1. Лес-ник (сущ.), лес а (сущ.), лес опилку (сущ).
  2. Гриб-ник (сущ.) собирает гриб ы (сущ.) и не вредит гриб-ниц -е (сущ.).
  3. Снеж-н -ые (прил.) сугробы стали мягкие и дети пошли лепить из снега снеговик-а.

Написание однокоренных слов не займет много времени, но именно практика поможет лучше разобраться в теме.

Корень слова

В корне слова заложена главная информация, смысл слова. Иногда написание гласных в корне слова может вызывать затруднение, поскольку они могут быть безударными или непроверяемыми.

Проверяемые гласные в корне

Рассмотрим гласные в корне слова:

Прочитайте и выделите корень в слове. Безударная буква в корне слова проверяется ударением, поэтому нужно изменить слово.

Ответ: р е ка (р е́ к), м о ря (м о́ ре), с а ды (с а́ д), дер е вья (дер е́ в), ух о дить (х о́ д).

Подберем проверочные слова. Не забудьте указать корень слова.

  • удивить;
  • примерять;
  • коса.
  • ди́во (див);
  • ме́рка (мер);
  • ко́сы (кос).

Непроверяемые гласные

Рассмотрим непроверяемые безударные в корне слова:

Орфографические гласные в корне слова необходимо запомнить, проверить можно только в словаре.

Вставьте пропущенные буквы в корне слова, не забудьте записать корень слова.

Б е рлог-а, к о либри, ар о мат, б а гр-ов-ый, б о рдюр, в е стибюль, т о ршер, д и зентери-я, к а ламбур, к е нгуру, н а тюрморт, ст и пенди-я, б е гемот, юв е лир, инц и дент, пласт и лин, ин е й.

Корни с чередованием

Также нам могут встретиться чередующиеся гласные в корне слова. Написание гласных в корне зависит от последующих букв.

Изучите и перепишите таблицу.

Слова с чередующимися корнями всегда пишутся по правилам, которые нужно выучить. Одни зависят от последующего суффикса «а» (бер-бир, лаг-лож). Также обратите внимание, что слова-исключения в корне содержат букву не по правилу.

Приведите пример корня слова с чередованием.

В корне слова согласные буквы тоже могут чередоваться. Сравните:

  • лу клу чник-;
  • ко тко шк-а;
  • оре хоре шк-а (Р.п.).

Приведите свои примеры.

Окончание

Форма слова – окончание, которое постоянно изменяется. Окончание слова указывает на многие признаки, например, род, число, падеж, склонение, спряжение. Чтобы определить, какое окончание в слове нужно изменить слово по падежам, изменяемая часть и будет окончанием.

Обозначьте окончания в словах.

  • е, о, а, а, е, а, ам, ы, а, ов.

Слова без окончаний

Есть слова без окончаний. Рассмотрим и запомним такие группы слов:

  1. Неизменяемые прилагательные. Например, платье мини (какое), вес нетто (какой).
  2. Неизменяемые существительные. Шимпанзе, алиби, шоу, зебу, рефери.
  3. Наречия (всегда). Легко, справа, рядом.
  4. Деепричастия (всегда). Гуляя, взяв.
  5. Сравнительная степень прилагательных, наречий. Длиннее, шире.
Читайте так же:
Стол для кладбища своими руками

Написание окончаний слов во многом зависит от правил, с которыми нам еще только предстоит знакомство.

Окончания после шипящих и «ц»

Рассмотрим написание окончаний после ц и шипящих в окончании существительных. Окончание о в слове после шипящих и ц пишется под ударением, окончание е пишется в слове без ударения.

Вставьте гласные в окончания слов.

  1. Плющ…м.
  2. Пейзаж…м.
  3. Кирпич…м.
  4. Туче…й.

Проверь себя: [ом], [ем], [ом], [ей].

Правописание слов

Правописание слов определяется множеством правил, касающихся определенной части речи.

Вспомним правописание согласной в приставке слова. Перед звонким согласным и гласной пишется з, а перед глухим – с. Например, во з н аградить (з перед сонорным н).

Придумайте свои слова и укажите правописание слов.

Безударные в корне слова

Как мы помним, правописание безударных в корне слова можно либо проверить ударением, либо посмотреть это слово в словаре. Повторим правила правописания гласных в корне слова:

  • правописание гласных в слове можно проверить ударением;
  • правописание чередующихся гласных слова определяется наличием ударения, суффикса а, последующих букв;
  • правописание слов с безударным непроверяемым гласным определяется только в словаре, например, правописание слова кратчайшие (а в корне) можно проверить только так.

Объясним правописание выделенных слов .

  • угол – уго́льник;
  • плечо – пле́чико;
  • весна – ве́шний;
  • звонок–зво́н;
  • грачата – гра́ч;
  • тропинка – тро́пка;
  • правдивый – пра́вда;
  • линейка – ли́ния;
  • змея – зме́и;
  • плита – пли́тки;
  • звезда – зве́зды;
  • свисток – сви́ст;
  • хлопушка – хло́п;
  • светлячок – све́т;
  • почтальон – по́чта;
  • воздушный — во́здух.

Вспомним правописание сложных слов. Они могут быть соединены буквой о или е. Образуем слова самостоятельно:

  • птица и ловить = птицелов;
  • вода и проводить = водопровод;
  • земля и копать = землекоп.

Запомните! Объяснение правописания слов начинается с морфемы, в которой вызвано затруднение.

Мы повторили основные правила правописания слов. Таким образом, правила правописания слов в предложении определяются относительно частей речи и места затруднения.Выберите правописание слова, которое больше всего вызвало вопросов и потренируйтесь с ним.

Чередование гласных и согласных звуков в корне слова

Орфограмма чередование гласных в корне у многих учеников вызывает затруднение, поэтому ее необходимо выучить сразу.

Корни с чередованием гласных

Рассмотрим корни с чередованием, зависящие от согласной.

Правописание гласных в корнях с чередованием в этом случае зависит от последующей согласной буквы.Буква «о» перед «с», буква «а» перед «ст» и «щ». Зар о с ли ( о перед с), р а ст ить (а перед ст), прир а щ ивать (а перед щ).

Например, р(а) ст ение, ск(а) к ать, прил(о) ж ить.

В сочетаниях лаг-лож в первом случае, пред «г» пишется «а» в корне, а перед «ж» — «о».Сложение, слагать. Аналогично с другими чередованиями.

Гласные -е-, -и- в корнях с чередованием встречаются в сочетаниях типа бер-бир, тер-тир, жег-жиг, стел-стил и других. При наличии суффикса —а— пишется –и-, без него – —е-.

Например, перебир-а-ть, поджига-ть, тер-еть.

Правило чередования гласных в корне, зависящем от значения:

Корни (зор)-(зар), (плав)-(плов) определяются чередованием безударных гласных в корне. Без ударения пишется –а-.

Проверь себя: до бир (а)ться, со бир (аю)т, за мер еть, за жиг (а)ть, на тир (а)ть, по стел ить, про тер еть, при бир ( а)ть, вы жиг (а)ть, за пер , за блест ело.

Гласные буквы в корнях с чередованием вставляются по правилам.

Чередование согласных в корне слова

Рассмотрим правило чередования согласных в корне слова. Существительные с чередованием согласного в корне встречаются часто, например, ко т -ко ш ка, подру г а-подру ж ка, ру к а-ру ч ка.Чередование согласных в корне примеры:

  • г-ж-з;
  • б-бл;
  • в-вл;
  • д-ж;
  • т-ч-щ;
  • п-пл.

Чередование согласных в корне, как правило такие, но бывают и другие варианты.

Выпиши корни слов и укажи чередование согласных.

Свет, свеча, любовь, люблю, лупить, луплю, кормить, кормлю.

Проверь себя: (т-ч), (б-бл), (п-пл), (м-мл).

Корень однокоренного слова с чередованием согласных в корнях может меняться, то есть меняется его последняя буква, буквы. Например, дру г – дру ж ба (друг-друж).

Напишите свои варианты чередования согласных в корне.

Наш урок подошел к концу. Надеемся, что вы узнали много нового и полезного.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector