0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Упражнения для работы над словарными словами

Упражнения для работы над словарными словами

Словарные слова, как и таблицу умножения, надо знать наизусть. Их надо учить и учить, часто возвращаясь к одному и тому же слову.
Работа по правописанию словарных слов – трудная и кропотливая. Она продолжается из урока в урок, оставаясь в памяти учеников после применения учителем особых приемов.
Словарные слова – одна из проблем начальной школы. Если проблема не решена, то она превращается в тяжелый груз.
Я хочу рассказать о тех видах словарной работы, которые использую в своей работе.

1. Кто больше вспомнит словарных слов на тему “Огород”, “Посуда”, “Животные”, “Школа” и т.д.

2. Написать слова, отвечающие на вопросы “Кто?”, “Что?”

3. Написать существительные женского (мужского, среднего) рода.

4. Ответить на вопросы:

А) Какие овощи растут на огороде?
Б) Как называют ребенка или подростка женского пола?
В) Кто верный друг человека?

Он признался ножу:
– Без работы я лежу!
Построгай меня, дружок,
Чтобы я работать мог. (Карандаш)

Замечательный дружище –
Деревянный ручище.
Он у плотников в почете:
Колет, рубит – весь в работе. (Топор)

а) Написать слова, которые начинаются с буквы “д”, “м”, “п”….

б) Узнать, какое слово записано, если в нем 3 согласных и 2 гласных звука?

в) Цепочка слов. Называю первое слово, дети продолжают цепочку слов. Каждое последующее слово должно начинаться с последней буквы предыдущего.

г) Напиши предложения, вставляя подходящие по смыслу слова из словарика.

……….. чирикают
……….. каркают
………. стрекочут
. ….. мычит
.. …… лает.
……. бродит по лесу

д) Вова собирается в школу. Что он кладет с собой в портфель? (Карандаш, пенал, тетрадь…..)

е) Аня пошла в огород за овощами для борща. Что она принесет? (Картофель, капусту, морковь, помидор)

  1. Инструмент, которым забивают гвозди.
  2. Инструмент, которым рубят дрова.
  3. Малина, черника, крыжовник – одним словом.
  4. Большой населенный пункт.
  5. Овощ красного цвета.
    (Молоток, топор, ягода, город, помидор.)

з) Начинай с буквы М.

  1. Одна из двенадцати частей года.
  2. Подземная железная дорога.
  3. Мера времени.
  4. Шкаф, стол, стул – одним словом.
  5. Помещение для продажи товара.
  6. Транспорт.
  7. Овощ.
  8. Столица нашей Родины.
  9. Напиток белого цвета, полезный для детей и взрослых.
  10. Предмет из плотного материала для картофеля и других овощей.
  11. Погода зимой.
    (Месяц, метро, минута, мебель, магазин, машина, морковь, Москва, молоко, мешок, мороз.)
  • Подбери из словаря по памяти с любой безударной гласной, написание которой надо запомнить. Выигрывает тот, кто сможет правильно написать большое количество слов с этой гласной.
    Аоеи
  • Подбери из словарика по памяти слова с любой двойной согласной буквой. Выигрывает тот, кто сможет правильно написать большее количество слов с этими буквами.
    НнллссммббкК
  • Один из играющих называет имя существительное из словаря, другие – записывают это слово и подбирают к нему подходящие по смыслу имена прилагательные. Выигрывает тот, кто правильно подберет большее количество имен прилагательных.

По горизонтали:

1. Мера времени. 3. Платье, пальто, юбка – одним словом. (Минута, одежда)

По вертикали:

1. Напиток белого цвета, полезный детям и взрослым.

2. Место, где изготавливают и продают лекарство. (Молоко, аптека)

8. Творческие диктанты.

Заменить развернутое определение, одним словом.

а) Помещение для хранения книг. (Библиотека)
б) Специалист по выращиванию сельскохозяйственных растений. (Агроном)
в) Груз пассажиров. (Багаж)
г) Изображение человека на картинге. (Портрет)

Важное место в системе словарно – орфографических упражнений занимают упражнения лексического характера. Важно, чтобы ученики понимали, как изучаемое слово, так и однокоренные ему слова, и могли использовать это слово в речи в соответствующем ему значении.

  1. Прочитайте. Найдите только однокоренные слова, выделите в них корень и безударную гласную.
    В малиннике малиновый и запах, и уют.
    В малиннике малиновки и ежики живут.
    В малиннике малинки вкуснейшие растут.
    В малиннике – малина. Марина – тут как тут.
  2. Впишите в предложения подходящие по смыслу слова из словаря.
    А) Сапоги, ботинки – это обувь, а …………. – это одежда.
    Б) Заяц, ……… – это звери, а ……., ……. – это птицы.
    В) Пенал, …. – это учебные вещи, а ……., ……. – это инструменты.
  3. Прочитайте. Объясните, когда употребляют в речи каждое из данных слов.
    Корова, коровушка, коровка, коровенка, коровник, коровьи (рога).
Читайте так же:
Как разделить прихожую от зала

Словарно-орфографическая работа с трудными словами предполагает и проведение наблюдений за многозначностью и омонимичностью изучаемых слов, их прямым и переносным значение, синонимы и антонимами.

Для этого провожу следующие упражнения.

  1. Подберите к каждому из слов противоположное по значению слово:
    справа, сверху, завтра здравствуй.
  2. Подбери к каждому из слов близкое по значению слово:
    Друг, узор, труд, торжество, холод, боец.
  3. Прочитайте и объясните значение выделенных слов.

На пруду каток хороший,
Лед сверкает, как стекло.
На коньках бежит Алеша,
И в мороз ему тепло.

Над избой прилажу
Я коньки резные,
Сделаю у окон
Ставни расписные.

Изучение слов с непроверяемыми и труднопроверяемыми написаниями дает возможность познакомить ребят с фразеологизмами.

1. Вспомни, когда так говорят? Что означают эти выражения?
Медвежья услуга, под орех разделать, ждать у моря погоды, кормить завтраками, как об стенку горох, дрожит как осиновый лист, ворон считать.

2. Замените данные сочетания слов выражениями из слов для справок:

а) обмануть
б) очень много
в) очень быстро
г) очень давно
д) сильно ругать

Слова для справок: обвести вокруг пальца, яблоку негде упасть, при царе Горохе, прокатись с ветерком, разделать под орех.

При знакомстве ребят с трудными словами работаю над выработкой навыков правильного произношения и ударения в словах.

Табурет словарное слово

Словарь Вильяма Шекспира по подсчету исследователей составляет 12 000 слов. Словарь негра из людоедского племени « Мумбо-Юмбо» составляет 300 слов.
Эллочка Щукина легко и свободно обходилась тридцатью.
Вот слова, фразы и междометия, придирчиво выбранные ею из всего великого, многословного и могучего русского языка:
1. Хамите.
2. Xo-xol ( Выражает, в зависимости от обстоятельств: иронию, удивление, восторг, ненависть, радость, презрение и удовлетворенность.)
3. Знаменито.
4. Мрачный. ( По отношению ко всему. Например: «мрачный Петя пришел», «мрачная погода», «мрачный случай», «мрачный кот» )
5. Мрак.
6. Жуть. ( Жуткий. Например, при встрече с доброй знакомой: «жуткая встреча».)
7. Парниша. ( По отношению ко всем знакомым мужчинам, независимо от возраста и общественного положения.)
8. Не учите меня жить.
9. Как ребенка. ( «Я бью его, как ребенка»,— при игре в карты. «Я его срезала, как ребенка»,— как видно, в разговоре с ответственным съемщиком.)
10. Кр-р-расота!
11. Толстый и красивый. ( Употребляется как характеристика неодушевленных и одушевленных предметов.)
12. Поедем на извозчике. ( Говорится мужу.)
13. Поедем в таксо. ( Знакомым мужского пола.)
14. У вас вся спина белая. ( Шутка.)
15. Подумаешь.
16. Уля. ( Ласкательное окончание имен. Например: Мишуля, Зинуля.)
17. Ого! ( Ирония, удивление, восторг, ненависть. радость, презрение и удовлетворенность.)
Оставшиеся в крайне незначительном количестве слова служили передаточным звеном между Эллочкой и приказчиками универсальных магазинов.
Если рассмотреть фотографии Эллочки Щукиной, висящие над постелью ее мужа, инженера Эрнеста Павловича Щукина ( одна-анфас, другая-в-профиль), то не трудно заметить лоб приятной высоты и выпуклости, большие влажные глаза, милейший в Московской губернии носики подбородок с маленьким, нарисованным тушью пятнышком.
Рост Эллочки льстил мужчинам. Она была маленькая, и даже самые плюгавые мужчины рядом с нею выглядели большими и могучими мужами.
Что же касается особых примет, то их не было. Эллочка и не нуждалась в них. Она была красива.
Двести рублей, которые ежемесячно получал ее муж на заводе « Электролюстра», для Эллочки были оскорблением. Они никак не могли помочь той грандиозной борьбе, которую Эллочка вела уже четыре года, с тех пор, как заняла общественное положение домашней хозяйки, жены Щукина. Борьба велась с полным напряжением сил. Она поглощала все ресурсы. Эрнест Павлович брал на дом вечернюю работу, отказался от прислуги, разводил примус, выносил мусор и даже жарил котлеты.
Но все было бесплодно. Опасный враг уже разрушал хозяйство с каждым годом все больше. Эллочка четыре года тому назад заметила, что у нее есть соперница за океаном. Несчастье посетило Эллочку в тот радостный вечер, когда она примеряла очень миленькую крепдешиновую кофточку. В этом наряде она казалась почти богиней.
— Xo-xo!-воскликнула она, сведя к этому людоедскому крику поразительно сложные чувства, захватившие ее.
Упрощенно чувства эти можно было бы выразить в следующей фразе: «Увидев меня такой, мужчины взволнуются. Они задрожат. Они пойдут за мной на край света, заикаясь от любви. Но я буду холодна. Разве они стоят меня? Я-самая красивая. Такой элегантной кофточки нет ни у кого на земном шаре».
Но слов было всего тридцать, и Эллочка выбрала из них наиболее выразительное— « хо-хо».
В такой великий час к ней пришла Фимка Собак. Она принесла с собой морозное дыхание января и французский журнал мод. На первой странице Эллочка остановилась. Сверкающая фотография изображала дочь американского миллиардера Вандербильда и вечернем платье. Там были меха и перья, шелк и жемчуг, необыкновенная легкость покроя и умопомрачительная прическа. Это решило все.
— Ого! — сказала Эллочка сама себе. Это значило: «или я, или она». Утро другого дня застало Эллочку в парикмахерской. Здесь она потеряла прекрасную черную косу и перекрасила волосы в рыжий цвет. Затем удалось подняться еще на одну ступеньку той лестницы, которая приближала Эллочку к сияющему раю, где прогуливаются дочки миллиардеров, не годящиеся домашней хозяйке Щукиной даже в подметки. По рабкредиту была куплена собачья шкура, изображавшая выхухоль. Она была употреблена на отделку вечернего туалета.
Мистер Щукин, давно лелеявший мечту о покупке новой чертежной доски, несколько приуныл.
Платье, отороченное собакой, нанесло заносчивой Вандербильдихе первый меткий удар. Потом гордой американке были нанесены три удара подряд. Эллочка приобрела у домашнего скорняка Фимочки Собак шиншилловый палантин ( русский заяц, умерщвленный в Тульской губернии), завела себе голубиную шляпу из аргентинского фетра и перешила новый пиджак мужа в модный дамский жакет. Миллиардерша покачнулась, но ее, как видно, спас любвеобильный папа Вандербильд.
Очередной номер журнала мод заключал в себе портреты проклятой соперницы в четырех видах: 1) в черно-бурых лисах, 2) с брильянтовой звездой во лбу, 3) в авиационном костюме ( высокие сапожки, тончайшая зеленая куртка и перчатки, раструбы которых были инкрустированы изумрудами средней величины) и 4) в бальном туалете ( каскады драгоценностей и немножко шелку).
Эллочка произвела мобилизацию. Папа-Щукин взял ссуду в кассе взаимопомощи. Больше тридцати рублей ему не дали. Новое мощное усилие в корне подрезало хозяйство. Приходилось бороться во всех областях жизни. Недавно были получены фотографии мисс в ее новом замке во Флориде. Пришлось и Эллочке обзавестись новой мебелью. Она купила на аукционе два мягких стула. ( Удачная покупка! Никак нельзя было пропустить!) Не спросясь мужа, Эллочка взяла деньги из обеденных сумм. До пятнадцатого осталось десять дней и четыре рубля.
Эллочка с шиком провезла стулья по Варсонофьевскому переулку. Мужа дома не было. Впрочем, он скоро явился, таща с собой портфель-сундук.
— Мрачный муж пришел,— отчетливо сказала Эллочка.
Все слова произносились ею отчетливо и выскакивали бойко, как горошины.
— Здравствуй, Еленочка, а это что такое? Откуда стулья.
— Хо-хо!
— Нет, в самом деле?
— Кр-расота!
— Да. Стулья хорошие.
— Зна-ме-ни-тые!
— Подарил кто-нибудь?
— Ого!
— Как?! Неужели ты купила? На какие же средства? Неужели на хозяйственные? Ведь я тебе тысячу раз говорил…
— Эрнестуля! Хамишь!
— Ну, как же так можно делать?! Ведь нам же есть нечего будет!
— Подумаешь!
— Но ведь это возмутительно! Ты живешь не по средствам!
— Шутите!
— Да, да. Вы живете не по средствам…
— Не учите меня жить!
— Нет, давай поговорим серьезно. Я получаю двести рублей…
— Мрак!
— Взяток не беру, денег не краду и подделывать их не умею…
— Жуть!
Эрнест Павлович замолчал.
— Вот что,-сказал он, наконец,-так жить нельзя.
— Хо-хо,— сказала Эллочка, садясь на новый стул.
— Нам надо разойтись.
— Подумаешь!
— Мы не сходимся характерами. Я…
— Ты толстый и красивый парниша.
— Сколько раз я просил не называть меня парнишеи!
— Шутите!
— И откуда у тебя этот идиотский жаргон!
— Не учите меня жить!
— О, черт! — крикнул инженер.
— Хамите, Эрнестуля.
— Давай разойдемся мирно.
— Ого!
— Ты мне ничего не докажешь! Этот спор…
— Я побью тебя, как ребенка.
— Нет, это совершенно невыносимо. Твои доводы не могут меня удержать от того шага, который я вынужден сделать. Я сейчас же иду за ломовиком.
— Шутите!
— Мебель мы делим поровну.
— Жуть!
— Ты будешь получать сто рублей в месяц. Даже сто двадцать. Комната останется у тебя. Живи, как тебе хочется, а я так не могу…
— Знаменито,— сказала Эллочка презрительно.
— А я перееду к Ивану Алексеевичу.
— Ого!
— Он уехал на дачу и оставил мне на лето всю свою квартиру. Ключ у меня… Только мебели нет.
— Кр-расота!
Эрнест Павлович через пять минут вернулся с дворником.
— Ну, гардероб я не возьму, он тебе нужнее, а вот письменный стол, уж будь так добра… И один этот стул возьмите, дворник. Я возьму один из этих двух стульев. Я думаю, что имею на это право?!
Эрнест Павлович связал свои вещи в большой узел, завернул сапоги в газету и повернулся к дверям.
— У тебя вся спина белая,— сказала Эллочка граммофонным голосом.
— До свидания, Елена.
Он ждал, что жена хоть в этом случае воздержится от обычных металлических словечек. Эллочка также почувствовала всю важность минуты. Она напряглась и стала искать подходящие для разлуки слова. Они быстро нашлись:
— Поедешь в таксе? Кр-расота! Инженер лавиной скатился по лестнице. Вечер Эллочка провела с Фимкой Собак. Они обсуждали необычайно важное событие, грозившее опрокинуть мировую экономику.
— Кажется, будут носить длинное и широкое,— говорила Фима, по-куриному окуная голову в плечи.
— Мрак.
И Эллочка с уважением посмотрела на Фиму Собак. Мадмуазель Собак слыла культурной девушкой: в ее словаре было около ста восьмидесяти слов. При этом ей было известно одно такое слово, которое Эллочке даже не могло присниться. Это было богатое слово: гомосексуализм. Фима Собак, несомненно, была культурной девушкой.
Оживленная беседа затянулась далеко за полночь. В десять часов утра великий комбинатор вошел в Варсонофьевский переулок. Впереди бежал давешний беспризорный мальчик. Он указал дом. — Не врешь?
— Что вы, дядя… Вот сюда, в парадное. Бендер выдал мальчику честно заработанный рубль.
— Прибавить надо,— сказал мальчик по-извозчичьи.
— От мертвого осла уши. Получишь у Пушкина. До свидания, дефективный.
Остап постучал в дверь, совершенно не думая о том, под каким предлогом он войдет. Для разговоров с дамочками он предпочитал вдохновение.
— Ого?—спросили из-за двери.
— По делу,-ответил Остап.
Дверь открылась. Остап прошел в комнату, которая могла быть обставлена только существом с воображением дятла. На стенах висели кинооткрыточки, куколки и тамбовские гобелены. На этом пестром фоне, от которого рябило в глазах, трудно было заметить маленькую хозяйку комнаты. На ней был халатик, переделанный из толстовки Эрнеста Павловича и отороченный загадочным мехом.
Остап сразу понял, как вести себя в светском обществе. Он закрыл глаза и сделал шаг назад.
— Прекрасный мех!-воскликнул он.
— Шутите! — сказала Эллочка нежно.— Это мексиканский тушкан.
— Быть этого не может. Вас обманули. Вам дали гораздо лучший мех. Это шанхайские барсы. Ну да! Барсы! Я узнаю их по оттенку. Видите, как мех играет на солнце. Изумруд! Изумруд!
Эллочка сама красила мексиканского тушкана зеленой акварелью, и потому похвала утреннего посетителя была ей особенно приятна.
Не давая хозяйке опомниться, великий комбинатор вывалил все, что слышал когда-либо о мехах. После этого заговорили о шелке, и Остап обещал подарить очаровательной хозяйке несколько сот шелковых коконов, якобы привезенных ему председателем ЦИК Узбекистана.
— Вы — парниша что надо,— заметила Эллочка в результате первых минут знакомства.
— Вас, конечно, удивил ранний визит неизвестного мужчины? — Хо-хо!
— Но я к вам по одному деликатному делу.
— Шутите!
— Вы вчера были на аукционе и произвели на меня чрезвычайное впечатление.
— Хамите!
— Помилуйте! Хамить такой очаровательной женщине бесчеловечно.
— Жуть!
Беседа продолжалась дальше в таком же направлении, дающем, однако, в некоторых случаях чудесные плоды. Но комплименты Остапа раз от разу становились все водянистее и короче. Он заметил, что второго стула в комнате не было. Пришлось нащупывать след. Перемежая свои расспросы цветистой восточной лестью, Остап узнал о событиях, происшедших вчера в Эллочкиной жизни.
« Новое дело,— подумал он,— стулья расползаются, как тараканы».
— Милая девушка,— неожиданно сказал Остап, продайте мне этот стул. Он мне очень нравится. Только вы с вашим женским чутьем могли выбрать такую художественную вещь. Продайте, девочка, а я вам дам семь рублей.
— Хамите, парниша,-лукаво сказала Эллочка.
— Хо-хо,— втолковывал Остап. «С ней нужно действовать иначе,— решил он, предложим обмен».
— Вы знаете, сейчас в Европе и в лучших домах Филадельфии возобновили старинную моду — разливать чай через ситечко. Необычайно эффектно и очень элегантно. Эллочка насторожилась.
— Ко мне как раз знакомый дипломат приехал из Вены и привез в подарок. Забавная вещь.
— Должно быть, знаменито,— заинтересовалась Эллочка.
— Ого! Хо-хо! Давайте обменяемся. Вы мне — стул, а я вам — ситечко. Хотите?
И Остап вынул из кармана маленькое позолоченное ситечко.
Солнце каталось в ситечке, как яйцо. По потолку сигали зайчики. Неожиданно осветился темный угол комнаты. На Эллочку вещь произвела такое же неотразимое впечатление, какое производит старая банка из-под консервов на людоеда Мумбо-Юмбо. В таких случаях людоед кричит полным голосом, Эллочка же тихо застонала:
— Хо-хо!
Не дав ей опомниться, Остап положил ситечко на стол, взял стул и, узнав у очаровательной женщины адрес мужа, галантно раскланялся.

Читайте так же:
Как говорил станиславский театр начинается с вешалки

Что такое табурет

Что такое табурет

Что такое табурет? Это элемент меблировки, предназначенный для сидения одного человека. Подобную мебель можно увидеть сегодня во многих российских домах. Она может быть как с жёстким, так и с мягким сиденьем. Рассмотрим историю её происхождения.

Что представляет собой табурет

Для этой разновидности стульев характерна определённая чёткая конструкция. Табурет представляет собой сиденье, расположенное на 4-х устойчивых ножках, скреплённых друг с другом царгами и проножками. Особенностью данного вида мебели является отсутствие спинки и подлокотников.

Современные табуреты бывают деревянными, фанерными, металлическими, пластиковыми. Также на рынке встречаются экземпляры из ДСП и МДФ. Сиденье бывает двух типов:

  1. Жёстким, с особым покрытием, износостойким.
  2. Мягким с кожаной или текстильной обшивкой.

Справка! В Москве с 2007 г. есть памятник табурету. Располагается он перед Музеем мебели и имеет высоту 3 м.

Исторические сведения

Исторические сведения о табурете

Слово «табурет» имеет французское происхождение и переводится как « подушечка для иголок». Весьма сомнительно, что такое изделие удобно для сидения. Но существует мнение, что стул без спинки получил подобное название тогда, когда в моду вошли мягкие, расшитые модели, схожие с аксессуаром для хранения иголок.

В общем и целом табурет считается древнейшим предметом мебели. Первые упоминания о нём относятся к 3-х тысячным годам до нашей эры. Древние египтяне и античные греки активно использовали изделия, близкие по конструкции к нынешнему табурету, для обеспечения комфортных условий фараонам и повелителям. В те времена только властители обладали привилегией пользоваться подобной мебелью. В Древнем Египте даже существовали складные подставки с сидением, сделанным из циновки.

Особенности конструкции

Сегодня вниманию покупателей предлагается широкий модельный ряд подобной кухонной мебели. Но у всех этих изделий есть одна общая черта. Их конструкционное решение предусматривает две ключевых составляющих: ножки и сиденье. Разница между моделями заключается в дизайне, материале изготовления, цене. Однако суть применения остаётся той же.

Справка! Покупая табурет, следует брать за ориентир обстоятельства, в которых он будет использоваться, и личные предпочтения касательно эргономичности и уюта. Он обязан соответствовать стилю кухни и самим владельцам.

Табурет имеет следующие достоинства:

  • простота эксплуатации (не нуждаются в какой-либо особой заботе);
  • универсальность (неплохо вписываются в любую интерьерную стилистику);
  • экономия пространства (изделия допускается ставить друг на дружку или задвигать под стол, если необходимо освободить больше места);
  • нейтральность (не портят обстановку);
  • широкий ассортимент (мебельные магазины представляют продукцию на любой вкус и кошелёк).
Читайте так же:
Как еще называют прихожую

Разновидности табуретов

Разновидности табуретов

В наше время производится большое количество табуретов. По используемому материалу их подразделяют на три группы:

  1. Из дерева (безопасные с точки зрения экологии, наиболее дорогостоящие).
  2. Из металла (чаще всего металлическими бывает основа и ножки, достоинства – надёжность и долговечность).
  3. Из пластика (плюсы – удобство эксплуатации, простота ухода, минус – большая изнашиваемость, небольшой срок службы).

Также подобный вид стульчиков делят на те, у которых мягкое сиденье, и те, у которых жёсткое. Первый вариант наиболее комфортный в применении. Зато второй намного больше подходит для использования в хозяйстве.

Может отличаться и форма табуретов. Самые популярные формы:

  • круг;
  • квадрат;
  • треугольник.

А ещё есть высокие и низкие разновидности. Первые применяются в качестве дополнения к барной стойке. Вторые – идеально подходят для использования детьми.

Чтобы выбрать подходящую модель, нужно заранее определиться с задачами, которые она, по вашему мнению, должна выполнять.

Табуретка уже давно стала неотъемлемым атрибутом интерьера. С её помощью можно сэкономить квадратные метры. Также от неё зависит удобство эксплуатации мебели на кухне. Поэтому, если у вас ещё нет этой верной помощницы – обязательно купите её. Совершайте покупку только в проверенных торговых точках и помните, что за ориентир, в первую очередь, рекомендуется брать удобство, стиль и собственные предпочтения, а уж потом цену.

Односложные, двухсложные, трехсложные и четырехсложные слова

Односложные, двух­слож­ные, трех­слож­ные и четы­рех­слож­ные сло­ва отли­ча­ют­ся коли­че­ством глас­ных зву­ков, обра­зу­ю­щих столь­ко же фоне­ти­че­ских сло­гов.

Гласный звук явля­ет­ся сло­го­об­ра­зу­ю­щим, поэто­му в фоне­ти­че­ском деле­нии слов ори­ен­ти­ру­ем­ся на коли­че­ство глас­ных зву­ков в их зву­ча­нии.

Односложные слова

По мини­маль­но­му коли­че­ству глас­ных в сло­ве выде­лим одно­слож­ные сло­ва, кото­рые содер­жат один фоне­ти­че­ский слог. Вспомним, что такое фоне­ти­че­ский слог.

Читайте так же:
Стеллаж для виниловых пластинок своими руками

Фонетический слог — это один глас­ный звук или глас­ный в соче­та­нии с одним или несколь­ки­ми соглас­ны­ми зву­ка­ми, кото­рые в про­цес­се гово­ре­ния про­из­но­сят­ся одним толч­ком выды­ха­е­мо­го воз­ду­ха.

Приложим ладо­шку под под­бо­ро­док и чет­ко про­из­не­сем сло­ва:

лаз, март, лось, мост, лист, миг, сыр, тест, взгляд.

На глас­ных под­бо­ро­док уда­рит по ладо­ни один раз. Значит, эти сло­ва явля­ют­ся одно­слож­ны­ми.

Узнаем более подроб­но о соста­ве одно­слож­ных слов с одним, дву­мя, тре­мя, четырь­мя соглас­ны­ми.

Двухсложные слова

По коли­че­ству сло­гов сло­ва могут быть мно­го­слож­ны­ми: двух-, трех-, четы­рех­слож­ны­ми и т.д.

Двусложные сло­ва, как мож­но опре­де­лить по их назва­нию, содер­жат по два глас­ных зву­ка, напри­мер:

сли-ва, стуль-чик, за-бор, го-род, кро-на, те-ма, у-каз, о-стров, а-гент, и-гла, зме-я, ве-чер.

При их про­из­но­ше­нии под­бо­ро­док опу­стит­ся на ладонь два раза, так как про­изой­дёт два толч­ка выды­ха­е­мо­го воз­ду­ха.

О том, как делить сло­ва на фоне­ти­че­ские сло­ги, что нуж­но учи­ты­вать при этом, узна­ем с при­ме­ра­ми в ста­тье про двух­слож­ные сло­ва.

Не все двух­слож­ные сло­ва мож­но пере­не­сти с одной стро­ки на дру­гую в соот­вет­ствии с фоне­ти­че­ским сло­го­де­ле­ни­ем. Ряд слов, в кото­рых гласный-одиночка обра­зу­ет само­сто­я­тель­ный слог, невоз­мож­но пере­не­сти, оста­вив одну бук­ву на стро­ке, напри­мер:

  • зме-я — змея
  • у-дар — удар
  • о-браз — образ
  • и-гла — игла
  • а-нис — анис.

Трехсложные слова

В сло­ве может быть боль­ше глас­ных, чем два. Три глас­ных зву­ка в соче­та­нии с соглас­ны­ми обра­зу­ют трех­слож­ные сло­ва. При про­из­но­ше­нии трех­слож­но­го сло­ва про­ис­хо­дит три толч­ка воз­ду­ха, но один из них силь­нее, кото­рый созда­ет­ся удар­ным глас­ным, а два — сла­бее в без­удар­ных сло­гах. Убедимся в этом, про­из­но­ся сло­ва:

лё-тчи-ца, ко-ро-ва, бе-ли-зна.

Примеры трехсложных слов

В трех­слож­ных сло­вах соглас­ные груп­пи­ру­ют­ся с глас­ны­ми по два, три и даже четы­ре зву­ка в сло­ге, напри­мер:

  • до-ро-га, бо-ро-да, со-ро-ка;
  • при-ста-вка, кра-со-та, те-ле-фон, ка-ран-даш, бу-ма-жка;
  • взбры-ки-вать, вздра-ги-вать, взгро-мо-ждать, взгля-ды-вать.

Гласный может обра­зо­вать само­сто­я­тель­ный слог в трех­слож­ном сло­ве:

  • а-ктри-са, а-збу-ка, а-на-нас, а-ра-хис;
  • о-го-род, о-валь-ный, о-све-жить, о-тли-чник;
  • у-голь-ник, у-ра-ган, у-чи-тель, у-щель-е.

Обратим вни­ма­ние, что орфо­гра­фи­че­ский пере­нос слов, при­ве­ден­ных выше, не сов­па­да­ет с их сло­го­де­ле­ни­ем из-за нали­чия в их зву­ко­вом соста­ве гласного-одиночки.

Читайте так же:
Что можно поставить в коридор в угол

Узнаем пра­ви­ло пере­но­са слов в рус­ском язы­ке.

Сравним фоне­ти­че­ское сло­го­де­ле­ние и орфо­гра­фи­че­ский пере­нос слов:

  • у-щель-е — уще-лье; а-збу-ка — аз-бу-ка;
  • о-го-род — ого-род; у-ра-ган — ура-ган;
  • о-тли-чник — от-лич-ник; а-дре-сат — ад-ре-сат.

Четырехсложные слова

Если в зву­ко­вом обли­ке сло­ва содер­жит­ся четы­ре сло­го­об­ра­зу­ю­щих глас­ных, его назо­вем четы­рех­слож­ным, напри­мер:

  • а-за-ли-я, а-лю-ми-ний, а-ра-бе-ска;
  • ка-лей-до-скоп, кры-со-ло-вка, сто-ро-же-вой, ле-ни-ви-ца;
  • о-ста-но-вка, о-ва-ци-я, о- пе-ра-тор;
  • у-чи-ли-ще, у-кла-дчи-ца, у-ро-жай-ный.

Перенос этих слов тоже тре­бу­ет вни­ма­тель­но­сти. При пере­но­се четы­рех­слож­ных слов нель­зя остав­лять на стро­ке или пере­но­сить на сле­ду­ю­щую стро­ку одну бук­ву, хотя фоне­ти­че­ский слог суще­ству­ет в нем само­сто­я­тель­но.

Сравним:

  • у-ро-жай-ный — уро-жайный, урожай-ный;
  • о-ва-ци-я — ова-ция;
  • а-лю-ми-ний — алю-миний, алюми-ний.

Четырехсложные сло­ва не пре­дел в фоне­ти­че­ском соста­ве. В рус­ском язы­ке суще­ству­ют пяти-, шести-, семи­слож­ные и т.д. сло­ва, напри­мер:

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector